Пятница, 23:44 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » История, обществознание

Лабораторная работа по обществознанию как средство развития исследовательских умений, критического мышления у школьников
[ Скачать с сервера (65.5Kb) ] 10.01.2014, 19:06
Автор работы: Кузьмина Ольга Анатольевна, учитель истории и обществознания МАОУ лицея №135 г. Екатеринбурга.

Название работы: Лабораторная работа по обществознанию как средство развития исследовательских умений, критического мышления у школьников.

Цель лабораторных занятий: формирование у учащихся активной гражданской позиции, овладение основами правовой культуры; развитие умений: осуществлять поиск информации, извлекать ее из неадаптированного оригинального текста; анализировать информацию, характеризовать нормативно-правовой документ, представлять собственные суждения и аргументы, защищать свою точку зрения; работать в группе.

Задачи. Формирование и развитие универсальных учебных действий:
познавательных: поиск, отбор, переработка, структурирование, анализ информации; работа с научными понятиями; умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
регулятивных: контроль в форме сличения своих ответов с заданным эталоном (презентацией) с целью обнаружения отличий (ошибок, недочетов);
коммуникативных: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; осуществление межличностного общения, умение работать в группе; доносить свою позицию до других;
личностных: заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе группы.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер (ноутбук), мультимедиапроектор, экран, презентация; текст нормативно-правового документа (например, Конституция РФ, Декларация прав ребенка, Декларация принципов толерантности и т.д.), раздаточный материал для работы в группах (таблицы, схемы).

Сложности могут возникнуть при подборе необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования.

Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи – усиления практической направленности обучения, тесным образом связаны с изучаемым материалом, способствуют прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении уже усвоенных теоретических знаний и умений или самостоятельно изучают новый материал на основе анализа неадаптированных источников (нормативно-правовых актов).
Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки.
Основным способом организации деятельности учащихся на практикумах является групповая форма работы.
Основные этапы лабораторной работы:
• сообщение темы, цели и задач лабораторной работы;
• актуализация опорных знаний и умений учащихся;
• мотивация учебной деятельности учащихся;
• ознакомление учеников с алгоритмом работы (инструкцией по выполнению работы);
• выполнение работы учащимися под руководством учителя;
• составление отчета работы группы (как правило, в виде таблиц, схем, логических цепочек);
• обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы (заслушиваются результаты работы групп при наличии времени у педагога, или учащиеся соотносят свои результаты с образцом (эталоном) – презентацией, выполненной педагогом, оценивают работу группу и свой вклад).

Примеры заданий для учащихся. (Все примеры содержатся в прикрепленном к данному материалу файле)
В обобщенном виде характеристика документа представлена в виде таблицы.
Таблица универсальна, т.е. подойдет как основа для анализа любого нормативно-правового акта.

Характеристика Конституции РФ

Характеристика Декларации принципов толерантности

Характеристика Декларации прав ребенка

Лабораторная работа предполагает детальное изучение документов (источников), что позволяет школьникам более глубоко вникнуть в обществоведческий материал; повышает качество учебно-воспитательного процесса, приобщает их к исследовательской деятельности как методу освоения новых знаний; развивает личность обучающихся; создает субъект-субъектные отношения между учителем и обучаемым в образовательном процессе. Лабораторные работы, на мой взгляд, являются самым эффективным средством реализации деятельностного подхода при обучении обществознанию, способствуют формированию и развитию аналитических, исследовательских умений, критического мышления.
Категория: История, обществознание | Добавил: kuzminaoa
Просмотров: 1342 | Загрузок: 131 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА