Четверг, 23:05 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » История, обществознание

Использование проблемно-диалогического метода обучения как способа активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории.
[ Скачать с сервера (19.9Kb) ] 22.08.2013, 11:52
Использование проблемно-диалогического метода обучения как способа активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории.

Пырина Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания
____________________________________________________________________________

Общество всегда ставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и созидать в условиях стремительно развивающегося мира. Развитие личности зависит не только от врождённых способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в привитии этих качеств принадлежит школьному предмету - истории.
Каждый педагог, готовясь к своему занятию, стремится, чтобы оно стало интересным, увлекательным для ученика, чтобы на уроке все учащиеся проявили максимум своего внимания, активность во всех формах учебной деятельности. Для активизации деятельности учеников педагог выбирает разнообразные методы, приемы, формы. Каждый раз занимается поиском интересных фактов, которые заинтересуют учащихся на уроке, превратят его из простого слушателя в активного исследователя новой темы. Высшей наградой в таком случае являются отличные отметки учеников на занятиях, подтверждающие их высокий уровень знаний и набор высоких баллов при сдаче ЕГЭ и как следствие - поступление в престижный ВУЗ. Вспомним, что же такое - метод обучения?
Метод обучения - это способ организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил. Именно этот путь дает ответ на вопрос как учить. Предполагает цель и систему действий, средства обучения, намечает будущие результаты. Выбор метода является важным этапом при подготовке учителя к уроку. Весь ход и результат урока зависит от правильно выбранного метода. Большинство учителей гуманитарного цикла чаще всего используют объяснительно-иллюстративный метод для реализации учебных задач на уроке. И считают его очень хорошим методом, т. к. за урок, т.е. за короткий период времени, позволяет дать как можно больше знаний. Сообщение учителем темы урока не всегда способствует возникновению познавательного интереса, поиск решения редуцирован до изложения готового знания, т.е. объяснения материала, что не гарантирует понимание материала большинством учеников класса.
Проблемно-диалогическое обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.
Принципиально важен тот факт, что новые знания даются не для сведений, а для решения проблемы. Решение проблемы требует включения творческого мышления. Психологический механизм происходящих процессов при проблемном обучении следующий: сталкиваясь с противоречивой, новой, непонятной проблемой (а проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие, вызывающий разные, порой противоположные позиции при его решении), у человека возникает состояние недоумения, удивления, возникает вопрос: в чем суть? Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез; обоснование гипотез; проверка гипотез. И ученик либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск открытия неизвестного, либо с помощью преподавателя. Активизации творческого мышления способствуют субъект – объект - субъектные отношения, возникающие при коллективном решении проблемы. стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать творчески, поэтому развивать творческие способности. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т. е обеспечивает открытие знаний путем проб и ошибок. И второе, подводящий этап, представляющий собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, который активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к открытию прямой дорогой.
Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу и познавательную мотивацию. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. открытия знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего не додумался лично. Проблемный урок делится на два важных этапа: постановка учебной проблемы и поиск решения.
Постановка учебной проблемы осуществляется следующими методами:
1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог
2. Подводящий к теме диалог
3. Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Побуждение к формулированию проблемы представляет собой одну из двух реплик по выбору: «Какова будет тема урока ?» или « Какой возникает вопрос?». По ходу диалога учитель принимает неточные и ошибочные ученические формулировки проблемы («так, кто точнее сформулирует?») Этот метод можно осуществить четырьмя разными способами, в зависимости от темы, или выбранных форм реализации учебных задач.
1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору. Например: (8 класс, начало отеч. войны)
2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: вопрос был один? А мнений сколько? Или задание было одно? А выполнили вы его как? Далее: почему так получилось? Чего мы еще не знаем?
3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием на ошибку. Затем сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью представляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами : что вы подумали сначала? А что оказывается на самом деле?
4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Последний вопрос должен содержать обобщение, что позволит ученикам сформулировать тему урока. Далее учитель сообщает тему с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующими материалами (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). Поиск решения учебной проблемы.
Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам открыть новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое открытие: побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию. Побуждающий к гипотезам диалог требует осуществление четырех действий:
1) побуждение к выдвижению гипотез - выдвинуть гипотезу, значит высказать предположение, истинность или ложность которого должна установить проверка. Та гипотеза, что выдержит проверку и станет искомым знанием, остальные ошибочные.
2) принятие выдвигаемых учеником гипотез - реагировать следует эмоционально нейтрально.
3) побуждение к проверке гипотез - смысл проверки состоит в приведении аргумента на решающую гипотезу (это так, потому что) или контраргумента на ошибочную (это не так, потому что).
4) принятие предлагаемых учениками проверок - при побуждающем к проверке гипотез диалоге ученики могут предложить ошибочную аргументацию или неверный план действий. Учителю необходимо отреагировать репликой «кто думает иначе?».
Подводящий к знанию диалог - представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания. Так как ученики заранее читают дома текст параграфа (опережающее чтение), учитель, используя материал учебника, решает две задачи: изучение и закрепление важных фактов по теме и решает проблемный вопрос.
Интересна и специфика оценивания учениками своей работы и результатов. Активизирует деятельность учащихся самооценка. В конце урока или после выполнения определенного задания, ученик самостоятельно оценивает результат своих действий, находит и исправляет собственные ошибки. Оценивание осуществляется по следующему плану:
1. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат?
3. Выполнил задание полностью верно или с ошибкой?
4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?
5. Определи отметку, которую ты себе поставишь.
Категория: История, обществознание | Добавил: SVETLANA2013
Просмотров: 1957 | Загрузок: 186 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА