Понедельник, 22:23 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » История, обществознание

Интегрированный урок по истории и литературе «Обучение в афинских школах»
[ Скачать с сервера (59.5Kb) ] 06.12.2016, 13:41
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар – Олы»

План-конспект интегрированного урока по истории и литературе
Тема урока: ««Обучение в афинских школах»».
Преподаватель: Богатырева Татьяна Петровна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Класс: 5
Дисциплина: история
Продолжительность урока: 40 минут
Цель урока:
рассмотреть с различных сторон систему обучения в афинских школах, создав о ней целостное представление. Провести параллель с современной системой образования.
Задачи урока:
• дидактическая: продолжение формирования понятия цивилизация; знакомство с системой обучения и воспитания в афинских школах и гимнасиях; совершенствование орфографических навыков;
• развивающая: совершенствование аналитических навыков обучающихся: умения, сравнивать, обобщать, развитие речи;
• воспитательная: повышение мотивации к изучению культурных ценностей разных народов, воспитание личностных качеств обучающихся, необходимых для самообразования.

Ожидаемые результаты:
Предметные:
• Расширение представления о культурных и духовных ценностях разных народов;
• Осознание уникальности вклада Древней Греции в современное образование, в сокровищницу мировой культуры.
Метапредметные:
• Развитие способности учащихся к историческому воображению через элементы ролевой игры;
• Обучающиеся в процессе рассуждений приходят к выводу о важности воспитания разносторонне развитой личности в древности и в современности.
Личностные:
• Повышение мотивации к учению благодаря активной работе на уроке, желанию узнавать новое, ранее неизвестное;
• Воспитание уважение к человеку труженику, творчески выполняющему разнообразную работу.

Тип урока:
Урок совершенствования и применения знаний, умений и навыков (интегрированный урок по истории и литературе)
Форма урока:
Урок – путешествие c элементами ролевой игры.
Методы обучения: проблемно - исследовательский, частичнопоисковый
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуально - групповая.
Технические средства обучения: компьютер (работа в среде POWER POINT, XL), мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Дидактические средства: интерактивная карта, интерактивные иллюстрации, иллюстрации учебного пособия
Список используемых источников:
• А. А. Вигасин, Г. И. Годер. «История древнего мира» - М.: Просвещение, 2015

Ход урока:

Этап повторения домашнего задания: формируется общее представление о цивилизации Греции. Используется иллюстрированный материал (презентация), карты, иллюстрации учебника

Этап постановки проблемы: Учитель подводит учащихся к самостоятельной формулировке вопроса (проблемы) урока: «Что общего в обучении в афинских и современных школах?»

Этап поиска алгоритма решения проблемы: Учащиеся выводят алгоритм действия:

Этап решения проблемы:
Анализ учащимися материала, предложенного учителем, на предмет сходства и отличия учебного процесса в древности и современности.
Учащимся предлагается «посетить школу древности», сопровождать их на занятия будет педагог.
Учитель дает пояснение понятию «Педагог» - слово пришло к нам из греческого языка, переводится как ведущий, воспитывающий, сопровождающий ребенка.

Урок 1 «Письмо»
Учитель предлагает учащимся рассмотреть древнегреческий рисунок - письмо и организует беседу.
Используется презентация или рисунки в учебном пособии.
Учитель: «Легко ли догадаться, о чем письмо? (ожидаемый ответ учеников: рисунки можно объяснить по-разному). Получивший такое послание может неточно его прочитать. Чтобы точнее выразить свою мысль, надо было использовать конкретные знаки. И греки придумали алфавит. Чтобы написать письмо, грекам необходимы были дощечка, покрытая воском, и стиль – металлическая палочка, с одного конца острая (для письма), а с другого конца сплюснутая, чтобы заглаживать, стирать написанное.
Используется презентация к уроку или иллюстрации в учебном пособии (А. А. Вигасин, Г. И. Годер. «История древнего мира» - М.: Просвещение, 2015)

Учитель: «Возьмите ваш стиль, представьте, что тетрадь – это дощечка, покрытая воском. Начинаем повторять алфавит. На доске написано слово ПЕРИКЛ. Записываем его в тетради».
Учитель интересуется у учащихся: «Кто такой Перикл, какой вклад в историю он внес?».
Учитель: «На странице 182 учебника истории есть его бюст. Прочитайте надпись на бюсте. Сравните надпись на бюсте и в тетрадях. Что вы заметили? Ожидаемый ответ учащихся: «Совпали русские и греческие буквы».
Учитель: «Это сходство неслучайно. Греческий алфавит лежит в основе русской азбуки».
В конце импровизированного урока учащиеся делают выводы в соответствие с поставленной проблемой.
Урок 2 «Палестра»
Учитель предлагает ребятам «физкультминутку», по окончании которой ребята догадываются, на какой следующий урок они попали.
Учащиеся вспоминают материал о школе - палестре, проводят параллели с современным уроком физкультуры и дополнительными спортивными занятиями во внеурочное время.
В конце импровизированного урока учащиеся делаю выводы в соответствие с поставленной проблемой.
Урок 3 «Чтение»
Учитель: «В древнегреческих школах прививали любовь к стихам Гомера».
«Кто такой Гомер, какой вклад в развитие истории и литературы он внес?» «Многие греки гордились тем, что выучили в школе наизусть «Одиссею».
Учитель: «Среди вас есть ученики, которые знают наизусть отрывки из этой поэмы. Как начинается поэма?»
Ученик читает наизусть:
Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который
Долго скитался с тех пор, как разрушил священную Трою,
Многих людей города посетил и обычаи видел,
Много духом страдал на морях, о спасении заботясь
Жизни своей и возврате в отчизну товарищей верных.
Учитель: «Одиссей, царь острова Итака, отправляется в странствия. Он побывал на острове одноглазого циклопа Полифема. Как описывается в поэме Полифем?»
Ученик читает наизусть:
Муж великанского роста в пещере той жил; одиноко
Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился;
Был нелюдим он, свиреп, никакого не ведал закона;
Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он несходен
Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой,
Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся гордо.
Учитель: «Вспомните, как смогли Одиссей и его спутники сбежать от Полифема?» (учащиеся: краткий пересказ Песни из «Одиссеи»). «Одиссею удалось благополучно проплыть мимо острова Сирен. Кто такие Сирены? Как удалось Одиссею избежать гибели?» (учащиеся: краткий пересказ Песни Сирен).
Учитель: «Вы заметили, что поэма написана особым стихом – гекзаметром, паузы в каждой строчке делают произведение торжественным, напевным, плавным. Умению правильно и красиво излагать свои мысли учили на уроке красноречия».
В конце импровизированного урока учащиеся делаю выводы в соответствие с поставленной проблемой.
Урок 4 «Красноречия»
Учитель: «Красноречие - умение отстаивать свое мнение при выступлениях на собрании. Выпускники гимнасий в совершенстве владели искусством красноречия. А вы умеете произносить похвалу в адрес друга или одноклассника?»
Проводится импровизированная игра «Два оратора». Выступают два «оратора», подготовившие похвальные речи в адрес друг друга. Учащиеся задаются вопросом о важности красноречия в древности и современности.
В конце импровизированного урока учащиеся делаю выводы в соответствие с поставленной проблемой.
Урок 5 «Музыка»
Учитель: предлагает послушать отрывок древнегреческого музыкального произведения. «Какие чувства пробуждает в вас музыка? Почему древние греки уделяли большое значение музыке? Чему может научить нас музыка? Насколько важно и актуально в наше время заниматься музыкой?»
В конце импровизированного урока учащиеся делаю выводы в соответствие с поставленной проблемой.
Этап систематизации знаний:
Ребята на уроке познакомились с системой обучения и воспитания в Древней Греции, став непосредственными участниками учебного процесса древности.
Учащиеся находят общее и особенное в системах образования древней Греции и современность.
Формулируют основные задачи образования в Древней Греции, сравнивая их с целями современного образования. Приходят к выводу об актуальности системы образования греков в настоящее время.

Этап подведения итогов.
Учитель подводит итог работы класса на уроке в целом и оценивает индивидуальную работу учащихся. Ребята дают оценку урока в виде «живой диаграммы» (на доске слова «интересно», «увлекательно», «познавательно», ребята ставят свой «голос» в соответствующей строке).

Этап постановки домашнего задания.
Постановка учителем проблемной ситуации (исходя из хода и анализа урока) на самостоятельное рассмотрение учащимися дома.
Категория: История, обществознание | Добавил: ladyastrid
Просмотров: 122 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА