Понедельник, 22:20 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » История, обществознание

Час памяти «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам…»
[ Скачать с сервера (350.1 Kb) ] 13.03.2019, 21:36
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа № 3 города Аркадака Саратовской области

Час памяти

«Сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам…»

Участники: ученики 10 класса
Руководители: учителя истории
Сухова И.В., Мелешко Н.З.

Аркадак, 2019 г.
Цель: Формирование устойчивого интереса к истории. Углубление знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Задачи.
Образовательные. Углубление знаний учащихся о подвиге блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Развивающие. Развитие коммуникативных и креативных способностей учащихся, их умений и навыков в поиске, обработке, систематизации и передаче информации. Развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательные. Содействие нравственно-патриотическому воспитанию школьников; воспитание патриотических чувств, исторической памяти школьников. Воспитание чувства гордости за доблесть и мужество защитников и жителей блокадного Ленинграда, чувства сопричастности к его истории.

Оборудование и оформление зала:
Проектор, компьютер
Презентация
Видеофрагменты
Выставка литературы по теме мероприятия
Макет уличного репродуктора
Костюмы для актеров, танцоров.

Звучит песня - Г. Виноградова «Счастье мое» . На сцене:
Девочка: Мама, папа, завтра воскресенье, поедем на дачу.
Мальчик: Лучше в кино! Сейчас «Волгу-Волгу» показывают.
Выпускница: Ты уже решил, куда будешь поступать?
Выпускник: Да, я буду поступать в летное училище!
Выпускница: А я буду поступать в Университет!

Мужчина 1: Ну, что завтра на стадион?!
Мужчина 2: Конечно! Завтра же 22 июня, «Зенит» с харьковским «Спартаком» играет!
Из кулисы на штативе выдвигается конструкция – уличный репродуктор, у него собираются артисты. Трижды звучат позывные «Широка страна моя родная», а затем – слова о нападении фашистской Германии на СССР (фонограмма).
Голос Левитана: Внимание! Говорит Москва. Говорит Москва. Заявление Советского правительства. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, 22 июня, в четыре часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и другие.
На экраны проецируются кадры кинохроники, звучит песня Лебедева-Кумача В. и Александрова А. «Священная война». Ленинградцы делятся на две группы: мужскую и женскую. Мужская группа выстраивается в колонну по два и, маршируя, уходит. Девушки стоят в растерянности.

Девочка: Мама, куда они идут?
Мама: На войну доченька, на войну!
Ведущий № 1 :
18 декабря 1940 года Гитлер подписал директиву № 21, известную как План «Барбаросса». Этот план предусматривал нападение на СССР тремя группами армий по трём основным направлениям: ГА «Север» на Ленинград, ГА «Центр» на Москву и ГА «Юг» на Киев.
Ленинград был вторым по значению городом в СССР с населением около 3,2 млн человек. Он давал стране почти четверть от всей продукции тяжёлого машиностроения и треть продукции электротехнической промышленности, в нём действовало 333 крупных промышленных предприятия, на них работало 565 тыс. человек. Работало большое количество заводов и фабрик местной промышленности и артелей. Примерно 75 % выпускаемой продукции приходилось на оборонный комплекс, для которого был характерен высокий профессиональный уровень инженеров и техников. Очень высок был научно-технический потенциал Ленинграда, где насчитывалось 130 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, 60 высших учебных заведений и 106 техникумов
Ведущий № 2:
С захватом Ленинграда немецкое командование могло бы разрешить ряд важных задач, а именно:
1. овладеть мощной экономической базой Советского Союза, дававшей до войны около 12 % общесоюзной промышленной продукции;
2. захватить или уничтожить Балтийский военно-морской, а также огромный торговый флот;
3. обеспечить левый фланг ГА «Центр», ведущей наступление на Москву, и высвободить большие силы ГА «Север»;
4. закрепить своё господство на Балтийском море и обезопасить поставки руды из портов Норвегии для германской промышленности;

Ведущий № 1
Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,
Кто-то – с первых ступеней детсада…
В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,
Где не знают, что значит – БЛОКАДА…(В. Кухарь)
Ведущий № 2
23 июня – первая воздушная тревога в Ленинграде. Немецкая авиация бомбила Кронштадт.
На экраны проецируются фотографии эвакуации.
Ведущий №1
29 июня – началась эвакуация населения из Ленинграда.
Ведущий № 2
10 июля – немецкие войска вторглись в пределы Ленинградской области.
На экраны проецируются карточки распределения продовольствия.
Ведущий № 1
17 июля – введена карточная система распределения продовольствия. Рабочие и инженерно-технические работники – 800 граммов хлеба в день, служащие – 600, иждивенцы и дети – 400.
На экране кадры приближающегося поезда. К музыке добавляется стук железнодорожных колес и резко обрывается. Гудок поезда.
Ведущий № 2
27 августа прервано железнодорожное сообщение со страной. В город пришел последний поезд.
Ведущий № 1
2 сентября – первое снижение норм продажи хлеба населению.
На экраны проецируется карта Ленинграда и Ленинградской области в черно-красном кольце линии фронта
Ведущий № 2
8 сентября солдаты группы «Север» захватили город Шлиссельбург(Петрокрепость), взяв под контроль исток Невы и блокировав Ленинград с суши. С севера город блокировали финские войска. С этого дня началась длившаяся 872 дня блокада города. Общая площадь взятых в кольцо Ленинграда и пригородов составляла около 5000 км². Внутри кольца оказались практически все силы Балтийского флота и большая часть войск Ленинградского фронта (8, 23, 42 и 55 армии) — всего более полумиллиона человек. Помимо войск в кольце блокады оказалось всё гражданское население города — примерно 2,5 миллиона жителей и 340 тысяч человек, проживавших в пригородах.
Ведущий № 1
11 сентября – второе снижение норм продажи хлеба.
Ведущий № 2
1 октября – третье снижение норм продаж хлеба
Ведущий № 1
8 ноября пал Тихвин.
Ведущий № 2
13 ноября – четвертое снижение норм продажи хлеба.
Ведущий № 1
20 ноября – пятое снижение норм продажи хлеба. «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам».

Ученица читает стихотворение О.Берггольц
Я как рубеж запомню вечер:
декабрь, безогненная мгла,
я хлеб в руке домой несла,
и вдруг соседка мне навстречу.
«Сменяй на платье, - говорит, -
менять не хочешь - дай по дружбе.
Десятый день, как дочь лежит.
Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам.
Отдай. Ведь ты сама рожала…»
И я сказала: «Не отдам».
И бедный ломоть крепче сжала.
«Отдай, - она просила, - ты
сама ребёнка хоронила.
Я принесла тогда цветы,
чтоб ты украсила могилу».
…Как будто на краю земли,
одни, во мгле, в жестокой схватке,
две женщины, мы рядом шли,
две матери, две ленинградки.
И, одержимая, она
молила долго, горько, робко.
И сил хватило у меня
не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило - привести
её к себе, шепнув угрюмо:
«На, съешь кусочек, съешь… прости!
Мне для живых не жаль - не думай».
…Прожив декабрь, январь, февраль,
я повторяю с дрожью счастья:
мне ничего живым не жаль -
ни слёз, ни радости, ни страсти.
Перед лицом твоим, Война,
я поднимаю клятву эту,
как вечной жизни эстафету,
что мне друзьями вручена.
Их множество - друзей моих,
друзей родного Ленинграда.
О, мы задохлись бы без них
в мучительном кольце блокады.

Ведущий №1: 8 декабря – прекращена подача электроэнергии в жилые дома, не работает транспорт и канализация.
Для ленинградцев началась самая страшная из всех блокадных
зим. Сколько книг, воспоминаний, стихотворений и в каждой
строке боль, страх и надежда.

Ученик читает отрывок из воспоминаний Алешина Евгения Васильевича
«Мы воевали самоотверженно!»
В 13 лет награжден медалью «За оборону Ленинграда
Наступила самая тяжелая для ленинградцев зима 1941 – 42 годов, когда морозы достигали 40 градусов, а не было ни дров, ни угля. Съедено было все: и кожаные ремни, и подметки, в городе не осталось ни одной кошки или собаки, не говоря уже о голубях и воронах. Не было электричества, за водой голодные, истощенные люди ходили на Неву, падая и умирая по дороге. Трупы уже перестали убирать, их просто заносило снегом. Люди умирали дома целыми семьями, целыми квартирами.
Всегда с чувством благодарности вспоминаю детский дом. Все наше поколение в результате войны было лишено детства, но особенно дети Ленинграда – мы не играли в детские игры, мы не баловались и не хулиганили, как положено мальчишкам. Лозунг «Все для победы!» жил даже в школе: получил «пятерку» – убил Ганса (офицера), получил «четверку» – убил Фрица (солдата), получаешь «двойку» – значит, стреляешь по своим.
Каждый старался не ударить лицом в грязь. В 1942 – 1943 годах мы еще не знали, когда закончится война, но были готовы принять в ней участие с оружием в руках, как только прикажут.

Ученик читает стихотворение Л. Зазерского (на сцене с композицией дети-ученики 2 класса)

Их теперь совсем немного –
Тех, кто пережил блокаду,
Кто у самого порога
Побывал к земному аду.
Были это дети просто,
Лишь мечтавшие о хлебе,
Дети маленького роста,
А душой почти на небе.
Каждый час грозил им смертью,
Каждый день был в сотню лет,
И за это лихолетье
Им положен Целый Свет.
Целый Свет всего, что можно,
И всего, чего нельзя.
Только будем осторожней –
Не расплещем память зря.
Память у людей конечна –
Так устроен человек,
Но ТАКОЕ надо вечно
Не забыть. Из века в век!
Группа учащихся исполняет танец «Дети войны»
Ученица читает отрывок из дневника Аксеновой Тамары Романовны:
Страшная выдалась зима. В комнате нет ни одного стекла, окна забиты фанерой. В подвале дома капает вода, за водой стоит очередь. Люди делятся фронтовыми новостями. Поразительно: ни одной жалобы, недовольства, малодушия – только надежда. Вера и надежда на то, что прорвут блокаду, что дождемся, что доживем.
Чувства стали тупыми. Я иду через мост, впереди медленно, шатаясь идет высокий мужчина. Шаг, другой – и он падает. Я тупо прохожу мимо него, мертвого, – мне все равно. Я вхожу в свой подъезд, но подняться по лестнице не могу. Тогда беру двумя руками одну ногу и ставлю на ступеньку, а затем – вторую ногу на следующую ступеньку… Тетя открывает дверь и тихо спрашивает: «Дошла?» Я отвечаю: «Дошла».
А потом весна. Из подтаявших сугробов торчат ноги мертвецов, город замерз в нечистотах. Мы выходили на очистительные работы. Лом трудно поднимать, трудно скалывать лед. Но мы чистили дворы и улицы, и весной город засиял чистотой.
Весна. Можно есть листья деревьев. Мы проворачиваем их через мясорубку и лепим лепешки. У нас пухнут животы.

Ученик читает стихотворение Ю. Воронова (на сцене –композиция) Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
...Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.

Ведущий № 1
С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни - пульс блокадного Ленинграда. Летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград с "большой землёй" по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом - вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам - баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна.
Ведущий № 2
20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.
Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни".
Ученик исполняет песню А. Розенбаума «На дороге жизни», на экран проецируется видео.
Ведущий № 1
Несмотря на трудности, беды, лишения город продолжал жить, ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры, музеи, школы, зоопарк. Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.
Ведущий № 2
В 1943 году в войне произошёл перелом, и в конце года советские войска готовились к освобождению города. 14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда. Задачей было нанести сокрушительный удар по противнику южнее Ладожского озера и восстановить сухопутные пути, связывающие город со страной. Ленинградский и Волховский фронты к 27 января 1944 года с помощью кронштадтской артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда. Гитлеровцы начали отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью снята.

Участники выходят на сцену, из репродуктора звучит голос М. Меланеда, объявляющего о снятии блокады Ленинграда, на экран проецируется видео салюта в Ленинграде 27 января 1944 г.

Ученицы читают стихотворение Т.Варламовой «Ленинградский салют»
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут,-
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.

Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.

Ели маленький кусок ржаного хлеба
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…
И руины там, где дом вчера стоял…

Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
-Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!

От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься,-
Всё! Закончилась блокадная пора!
Ведущий № 1
Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится!
Учащиеся исполняют танец «Памятник»
Минута молчания под звуки метронома.

Ученица читает стихотворение Л. Семиколеновой «Блокадный подарок»
Пусть в доме будет чисто и светло
И пусть любовь сердца оберегает,
А хлеб и соль за праздничным столом
Своё по праву место занимают.

Да будет уважаем тот народ,
Кто сохранил рецепты вековые,
Лаваш, чурек , лепёшку он печёт
Иль каравай горячий с пЕчи вынет.

Богат, разнообразен, многолик
Мир хлеба на прилавке в магазине.
Кто бородинский чёрный есть привык,
А, может, рижский выберут другие.

Бывает, что кусок не доедим
И голубям на корм отправим крошки.
Но кто блокадный голод пережил,
Тот точно знает: хлеба нет дороже.

Меня одна растрогала до слёз
История в блокадном Ленинграде:
Двум девочкам однажды довелось
Бесценную доставить маме радость.

Не розы, не духи, не шоколад -
Но был подарок этот всех важнее:
От скудной паечки три дня подряд
Кусочек маме отделять сумели.

И, спрятав от самих себя наверх,
Хоть съесть его хотелось им до дрожи,
Свою любовь в Международный день
Преподнесли на маленьких ладошках...

Пусть никогда не будет больше войн!
Пусть голод не придёт в твои селенья!
Пусть будет хлеб! Всего дороже он.
И перед ним склоняю я колени.
Использованные источники:
1. http://lit-yaz.ru/kultura/102506/index.html?page=12
2. https://ru.wikipedia.org/wiki
3. https://rustih.ru/olga-berggolc-leningradskaya-poema/
4. https://kartaslov.ru
5. https://www.stihi.ru/2013/01/31/2794
6. http://ruspoeti.ru/aut/voronov/16123/
7. https://rustih.ru/tatyana-varlamova-leningradskij-salyut/
8. https://www.stihi.ru/2011/08/16/5042
9. https://www.stihi.ru/2013/01/23/9258
10. https://yandex.ru/video/search?text
Категория: История, обществознание | Добавил: irinasuhova78
Просмотров: 11 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА