Суббота, 10:32 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Иностранные языки

Сравнение онлайн и офлайн-аспектов дистанционного обучения
26.06.2013, 23:04
Сравнение онлайн и офлайн-аспектов дистанционного обучения

МОУ гимназия №5
Ворошиловского района г.Волгограда
Белоножкин Сергей Геннадьевич


Дистанционное обучение является сравнительно новым элементом образовательного процесса. Оно позволяет не столько разнообразить организацию обучения, сколько адаптировать его под учеников, нуждающихся в данном роде деятельности. Созданное как инструмент работы со студентами, не имеющими возможности проходить в полной мере программу своего образовательного учреждения, дистанционное обучение (далее по тексту - ДО) вызвало немалый интерес ученых со всего мира. Об этом свидетельствуют исследования ДО учеными, среди которых числятся как наши соотечественники В.Ю.Быков, Е.С.Полат, П.В.Стефаненко, Б.И.Шуневич и др. [Полат, 2001; Стефаненко, 2002], так и иностранные исследователи, такие как К.Крид, Б. Робинсон, Х.Перратон и др. [Creed, 2001; Perraton H., Creed C., Robinson B., 2001].
Актуальность ДО не вызывает сомнений. К примеру, данный вид обучения дает нам возможность работать с отстающими детьми, оптимизировать работу элективных курсов, повысить уровень гарантированного получения учениками необходимой информации, создать единое образовательное пространство, что крайне важно при работе с целым коллективом.
Цель дистанционного обучения конкретно в нашем случае заключается в оптимизации контроля выполнения заданий по элективным курсам. Для достижения данной цели нами решается ряд задач:
- выбрать оптимальный способ реализации дистанционного обучения, а именно: онлайн или офлайн-коммуникацию;
- выбрать методику подачи заданий и организации контроля их выполнения через дистанционное обучение;
- провести анализ действенности дистанционного обучения при работе посредством выбранного способа ДО.
При определении дистанционного обучения мы имеем в виду именно электронное ДО и придерживаемся точки зрения, выведенной российским ученым А.В.Хуторским, который определяет ДО как «обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения (ученики, преподаватели и др.) осуществляют образовательный процесс … Современное дистанционное обучение осуществляется в основном с помощью технологий и ресурсов сети Интернет» [Хуторской, 2001 : 445].
Говоря об онлайн и офлайн-коммуникации, мы имеем в виду Интернет-коммуникацию в режиме онлайн или офлайн. На данном этапе необходимо пояснить, что мы имеем в виду под термином Интернет-коммуникация. Сама по себе коммуникация – это «деятельность, имеющая цель, предполагающая одного или более участников и заключающаяся в посылке и получении разного рода сообщений, которые используют различные каналы, <…> существуют в некотором контексте, оказывают определенный эффект на адресата и оставляют возможности для обратной связи» [Цит. по: Бергельсон, 2002]. В цели коммуникации включается сообщение и получение информации, порождение новой информации, развитие и поддержание отношений, воздействие на коммуниканта. Все эти цели коммуникации реализованы в интернет-общении, которое отличается от обычной коммуникации лишь тем, что она опосредована сетью Интернет.
При первом обращении к средствам дистанционного обучения перед нами стал выбор онлайн или офлайн-коммуникации с обучающимися. Обратимся к определениям данных терминов.
Средства онлайн-коммуникации представляют собой способы общения коммуникантов в сети Интернет в режиме реального времени с ежемоментной реакцией собеседника. Чаще всего сюда относятся чаты и интернет-пейджеры (типа ICQ или QIP), программы живого общения типа Skype. К офлайн-коммуникации относятся средства общения, не требующие ежемоментного присутствия коммуникантов в Сети. Здесь общение происходит с некоторой задержкой – собеседники обмениваются сообщениями по мере выхода в Интернет. Такая коммуникация преимущественно основывается на сайтах и не требует специального программного обеспечения (за исключением некоторых видов интернет-конференций или почтовых программ). К ней относятся электронная почта, форумы, блоги, социальные сети (кроме сетей, поддерживающих онлайн-коммуникацию) [Белоножкин, 2010].
Важно отметить, что в принципе данные средства интернет-коммуникации являются взаимозаменяемыми: в чате или интернет-пейджере коммуникант может прочитать сообщение, оставленное ему, спустя некоторое время после получения, а в форуме или блоге человек может получить ежеминутную реакцию собеседника. Все зависит от того, находятся ли коммуниканты в сети Интернет одновременно.
Тщательное рассмотрение данных подходов к обучению дистанционным путем показало, что онлайн-коммуникация обладает следующими преимуществами:
1) сиюминутный обмен информацией, возможность незамедлительной реакции на события образовательного процесса, как со стороны преподавателя, так и со стороны ученика;
2) при использовании программ, поддерживающих формат не только текстового и аудио, но и видео-общения, преподаватель получает возможность применения наглядных пособий, что качественно облегчает восприятие и способствует более успешному усвоению учебного материала учеником. В то же время, обучающийся получает косвенную пользу, не связанную напрямую с нашим направлением применения дистанционного обучения, а именно – живой пример правильной артикуляции звуков преподавателем в процессе говорения на другом языке;
3) возможность организации групповых занятий посредством вебинаров либо программы Skype c поддержкой групповых звонков. Групповые онлайн-занятия лишают преподавателя необходимости проводить идентичные занятия для каждого ученика непосредственно, при условии, что тема и уровень занятий ориентированы на групповой, а не сугубо индивидуальный подход.
К отрицательным сторонам онлайн-коммуникации в дистанционном обучении относятся следующие моменты:
1) необходимость постоянного онлайн-подключения к сети Интернет, что зачастую связано с безлимитным доступом к Сети и, соответственно, дополнительными материальными затратами со стороны обучающихся. Данный момент является однозначным препятствием при организации процесса обучения с учениками, имеющими ограниченный доступ к сети Интернет;
2) для некоторых видов онлайн-коммуникации требуется дополнительное программное обеспечение, типа программы Skype либо актуального Интернет-браузера с последней версией flash-плеера. Данные требования не могут быть реализованы в некоторых видах компьютеров, либо могут требовать от ученика владения компьютером на уровне уверенного пользователя, что так же может вызвать затруднения при организации учебного процесса;
3) невозможность работы с большим объемом текстовой информации. Данная проблема связана с тем, что объемные текстовые материалы, передаваемые студентам непосредственно во время занятия, требуют тщательной проработки со стороны обучающихся, что является продолжительным процессом, непозволительным в рамках онлайн-коммуникации. Это делает онлайн-коммуникацию средством передачи лекционного материала, либо контроля уже выполненных заданий;
4) взаимная зависимость преподавателя и обучающихся от графика занятий, требующая одновременного присутствия в сети Интернет как учителя, так и учеников.
На данном моменте будет логично перейти к рассмотрению положительных и отрицательных моментов офлайн-направления дистанционного обучения. К плюсам мы относим:
1) возможность предварительной проработки значительных объемов материала по теме занятия. Данный аспект компенсирует один из минусов онлайн-коммуникации в дистанционном обучении;
2) возможность выполнения письменных заданий большого объема, в том числе различных мультимедиа-проектов, презентаций, писем, рефератов и т.п.;
3) возможность использования электронных библиотек;
4) отсутствие необходимости одновременного присутствия в Сети преподавателя и учеников.
Минусы офлайн-коммуникации в ДО суммируются в следующих моментах:
1) невозможность сиюминутной реакции преподавателя на ответ ученика;
2) отсутствие визуального контакта аудитории с преподавателем;
3) невозможность комментирования занятия преподавателем, ответов на вопросы учащихся по ходу урока;
4) нет интерактивности занятия.
Как видно, в рамках ДО онлайн и офлайн-коммуникация обладают своими наборами положительных и отрицательных моментов. Несомненным остается тот факт, что данные способы реализации дистанционного обучения являются взаимодополняющими, что в их совокупности позволяет преподавателю организовать оптимальное образовательное пространство.
Что касается дистанционного обучения в аспекте нашей работы с элективными курсами, то здесь наиболее подходящей оказалась офлайн-составляющая. Дистанционное обучение позволяет нам в полной мере контролировать интерактивный компонент элективных курсов, выполнение письменных работ и мультимедийных проектов. В рамках программы электива «Технология написания деловых писем» у нас отсутствует необходимость в тех аспектах, которые предоставляет онлайн-коммуникация, в том числе интерактивность общения, сиюминутная реакция преподавателя на высказывания учеников. При этом, используя все плюсы офлайн-коммуникации в ДО, мы лишены организационных проблем онлайн-компонента, связанных как с технической, так и с программной организацией онлайн-коммуникации. Исходя из этого весь необходимый дополнительный материал учащиеся получают в электронном виде по электронной почте и имеют возможность высылать готовые проекты, выполненные по заданиям курса, преподавателю на электронную почту. Данная методика оптимально подходит к требованиям указанного элективного курса на данный момент, однако, мы не отрицаем ее возможного изменения при изменении требований образовательного процесса.
В целом можно придти к выводу, что каждый преподаватель, работающий с дистанционным обучением посредством сети Интернет, сталкивается с проблемой выбора онлайн или офлайн-коммуникации в образовательном процессе. По нашему мнению, ключевой в данном вопросе является проблема соответствия способов организации ДО цели преподаваемого курса. Главное, чтобы учитель выбирал онлайн или офлайн-коммуникацию, либо их комбинацию, исходя из их необходимости в образовательном процессе, а не по степени сложности их организации и реализации.
Белоножкин С.Г.
Кандидат филол. наук, преподаватель английского языка
МОУ гимназии №5 Ворошиловского района г.Волгограда

Список использованной литературы:
1. Белоножкин С.Г. Колледж-сленг в Интернет-коммуникации американского студента (на материале сайта collegestories.com): диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.02.19 / Белоножкин Сергей Геннадьевич. – В., 2010. – 167 с. + прил.
2. Бергельсон М.Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации. 2002. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ffl.msu.ru/img/pages/File/bergelson/yazikovie%20aspekti%20virtualnoy%20kommunikazii%2023.doc (дата обращения: 02.01.2012).
3. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения // Инфо. – 2001. - №5 – с. 37-43
4. Стефаненко П.В. Теоретические и методические основы дистанционного обучения в высшей школе: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.04 / Стефаненко Павел Викторович. – К., 2002. – 492 с. + прил.
5. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. – СПб: Питер. 2001. – 544с.
6. Creed C. The use of distance education for teachers. Report for DFID. – Cambridge: IRFOL, 2001. – 57p.
7. Perraton H., Creed C., Robinson B. Teacher education through distance learning. Summary of case studies. – Cambridge: IRFOL, 2001. – 39p.
Категория: Иностранные языки | Добавил: just4lp | Теги: оффлайн-коммуникация, Дистанционное обучение, Английский язык, Онлайн-коммуникация
Просмотров: 3415 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА