Суббота, 18:48 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Иностранные языки

Роль спецкурсов в организации открытого образовательного пространства при обучении школьников иностранному языку.
17.06.2014, 18:38
Ю. В. Рябых, учитель английского языка
МОУ СОШ с углублённым изучением
отдельных предметов №1 им. Ф.Г. Логинова
г. Волжского Волгоградской области

Роль спецкурсов в организации открытого образовательного пространства
при обучении школьников иностранному языку.

Обучение – это искусство содействовать открытию.
Марк Ван Дорен

По мнению исследователей (О.А. Лапина, А.П. Макаровская, В.М. Степанов и др.), школа есть специально смоделированное место и условие, обеспечивающее разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности. Определяя специфику и сущность развития нашей школы, мы пришли к необходимости построения в рамках школы комплекса мер с широким спектром образовательных услуг. В контексте нашей работы, школа – это многомерное пространство, которое позволяет обеспечить личностный рост всех субъектов образовательного процесса. Школа является открытым пространством, потому что она, являясь социаль¬ным институтом, способна аккумулировать различные социально-культурные ини¬циативы и обладает необходимыми возможностями для их обеспечения.
Школа является информационным пространством, так как интегрирует в себе необходимые ресурсы, позволяющие осуществить сбор, хранение, передачу и обработку инфор¬мации, имеющую не только учебную, но и социокультурную значимость.
Школа является образовательным пространством, в рамках которого происходит вхождение человека в культуру и становление личности как субъекта этой культуры.
Принцип открытости образовательного пространства все чаще обсуждается сегодня исследователями как возможная качественная характеристика современного образования и приобретает всё большую актуальность.
Школа с углубленным изучением отдельных предметов (в нашем случае углублённо изучаются - английский и русский языки, и в качестве второго иностранного по выбору – немецкий и французский) создаёт для обучающихся открытое образовательное пространство посредством:
• разнообразия учебных программ;
• пакета образовательных услуг в пространстве Интернета (сайты школы и учителей, дистанционные конкурсы и олимпиады);
• запланированных образовательных мероприятий: конференции, семинары, форумы, дискуссионные клубы, круглые столы и т.д. (в рамках предметных недель и в системе воспитательной работы);
• учебных тренингов, практикумов, курсов дополнительного образования для расширения осведомлённости в определенной области знания.
Основным из критериев создания образовательного пространства является критерий многообразия и вариативности образовательных предложений, которые бы соответствовали частному (внутреннему) заказу обучающихся и их родителей.
При разработке программам дополнительного образования мы учитывали следующие принципы
• принцип адресной направленности (то есть направленность на определенную возрастную, социальную и т.п. аудиторию)
• принцип неоднородности образовательных предложений (различие по содержанию, способам деятельности, формам реализации образовательных предложений)
• принцип расширения поликультурного и языкового плюрализма (расширение набора изучаемых иностранных языков)
• индивидуализация процесса обучения иностранному языку (предусматривающая создание условий, в которых каждый учащийся в полной мере может проявить свои способности и реализовать свою индивидуальность);
• принцип вариативности проявляется в использовании набора педагогических технологий (учитывающих возрастные особенности учащихся, их способности, интересы и потребности): 1) когнитивные (проектная деятельность, конференции, круглые столы, дискуссии, концептуальные карты, кейс-метод, решение проблем и др.);
2) сотрудничающие (драматизация, ролевые игры, совместное составление рассказов и др.); 3) контролирующие (тестирование, языковые конкурсы и олимпиады и др.);
4) мультимедийные (аудио-, видео-, компьютерные программы, Интернет-ресурсы и т.д.);
5) здоровьесберегающие (смена видов деятельности, музыка, игры, утренняя зарядка и т.д.)
• принцип учёта развития компетентностей обучающихся (ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, социально-трудовой, информационной, коммуникативной и компетенции личностного самосовершенство-вания)
• принцип интегративности и комплексности (обеспечивают полифункциональность и межпредметность обучения, дифференциация по профильной направленности).
Внимательный учитель, работающий с образовательными запросами своих учеников и их родителей, имеет сегодня возможность, выйдя за рамки установленных стандартами учебных программ и УМК, разработать и предложить детям любые спецкурсы, которые им интересны и нужны. Это могут быть небольшие по объёму программы, которые призваны удовлетворить актуальные образовательные потребности ученика, помочь ему сориентироваться и адаптироваться в современном бескрайнем пространстве информации.
Далее представлены три программы курсов дополнительного образования по английскому языку, выстроенные в тьюторской логике:
• Клуб любителей зарубежного кино,
• Переписка с зарубежными сверстниками,
• Страны англоязычного мира, из истории в современность.
Их апробация успешно состоялась в условиях школы с углублённым изучением иностранного языка.

Курс «Клуб любителей зарубежного кино»

Актуальность данного курса заключается в том, что он направлен на формирование у учащихся коммуникативной компетенции в речевой деятельности так, чтобы они уверенно и успешно достигали целей в реальных жизненных условиях с помощью аудирования и говорения на иностранном языке. Интерес к вопросам обучения на основе видеофильмов обусловлен тем, что использование видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых.
Отличительной чертой данной программы является использование неадаптированных фильмов с участием непосредственных носителей языка в различных жизненных ситуациях. Базой данного курса является видеоматериал «Face2face. Intermediate and Upper Intermediate DVD. Cambridge University Press, 2007».
Особый акцент в программе сделан на использование компьютерных технологий, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. В рамках данной программы также рассматривается соответствующий эпизодам фильма грамматический и лексический материал. Одним из достоинств использования видеофильмов является сила впечатления и эмоционального воздействия на учащихся. Поэтому главное внимание направлено на формирование у учащихся личностного отношения к увиденному.
В соответствии с этим, целью прохождения настоящей программы является создание условий для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции обучающихся.
В ходе ее достижения решаются задачи:
обучающие:
1) познакомить учащихся с приемами работы с видеоматериалом;
2) развивать навыки чтения, умения аудирования и говорения учащихся;
3) практиковать учащихся в употреблении изученного грамматического и лексического материала.
развивающие:
1) развитие речемыслительной деятельности учащихся;
2) поддержка интереса школьников к просмотру аутентичных видеоматериалов на английском языке;
3) развитие творческих способностей учеников, позволяющие им реализовать свои интересы, выходящие за рамки содержания школьного образования.
воспитательные:
1) воспитание культуры устного общения на английском языке;
2) воспитание осознанного мотивированного отношения к изучению иностранного языка;
3) воспитание толерантности по отношению к другой культуре;
4) мотивирование потребности в практическом использовании английского языка.
Данная программа предназначена для учащихся, изучающих английский язык в 8-9 классах.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
1. «Видеофильмы для учащихся с базовым уровнем знания языка» (включает 4 блока);
2. «Видеофильмы для учащихся с повышенным уровнем знания языка» (также 4 блока).
Курс предназначен для возрастной категории обучающихся 14-16 лет с различным уровнем знаний английского языка.
Программа предусматривает:
• проведение академических занятий,
• установочные лекции,
• практические занятия и
• зачёт в конце каждого раздела.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы над изученными лексическими темами, тренировки грамматического материала и разыгрыванием диалогов по предъявленным ситуациям.
Используются:
- формы работы: коллективные, индивидуальные, практикумы;
- методы: анализ, словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;
- средства: наглядные средства обучения на печатной основе и технические средства обучения (компьютер, проектор, телевизор, DVD-плеер и Интернет).
В результате прохождения программного материала обучающийся
имеет представление:
1. о культуре ведения диалога на английском языке;
знает:
1. группы слов, которые необходимы для обращения с просьбой и предложением, за разрешением и запретом;
2. выражения для продолжения и поддержания диалога;
3. основные нормы этикета, принятые в стране изучаемого языка;
умеет:
1. использовать изученный лексический и грамматический материал в своей речи;
2. поддерживать и вести беседу;
3. выражать благодарность, просьбу, предложение или отказ, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;
владеет:
1. навыками чтения (различных его видов) и письменной речи на иностранном языке;
2. умением аудирования текстов;
3. навыками обобщения изученного материала;
4. навыками самостоятельной работы.

Контрольные (зачётные и др.) требования сводятся к следующему:
- первый и второй разделы курса заканчиваются контрольным тестом по теории (лексика и грамматика) и зачётом на готовность учащихся к диалогической речи;
- каждый блок раздела заканчивается зачётом, в ходе которого учащиеся представляют свои диалоги по заданной тематике.
Обязательным условием допуска ученика к зачёту является выполнение всех практических заданий и представление своих работ.

Учебно-тематический план

№ раздела, тем
название раздела, тем
(по тематике эпизода) количество часов
всего теория практика
I. Видеофильмы для учащихся с базовым уровнем знания языка. 34 18 16
1. Соседи по дому. 3 2 1
2. Элен дает совет. 3 2 1
3. Кейти жалуется. 2 1 1
4. Завтрак в кафе. 2 1 1
5. Зачёт. 1 1
6. Джек хочет стать общительным. 3 2 1
7. Ужасный вечер. 3 2 1
8. У Кейти проблемы со здоровьем. 3 2 1
9. Кейти едет в больницу. 2 1 1
10. Зачёт. 1 1
11. У хирурга. 2 1 1
12. Дэвид извиняется. 3 2 1
13. Дэвид обращается за помощью. 3 2 1
14. Противоположности притягиваются. 1 1
15. Зачёт. 2 2
II. Видеофильмы для учащихся с повышенным базовым уровнем знания языка. 34 19 15
16. Введение в курс. 1 1
17. Свадебный банкет. 3 2 1
18. Поиск новой соседки. 2 1 1
19. Знакомство с Адамом. 3 2 1
20. Кража. 3 2 1
21. Зачёт. 1 1
22. Предположения Мика. 2 1 1
23. Предложение Поли. 2 1 1
24. Расследование Адама. 3 2 1
25. Решение принято. 3 2 1
26. Зачёт. 1 1
27. Вторая кража. 3 2 1
28. Выставка Поли. 3 2 1
29. Прощание с соседями. 2 1 1
30. Зачёт. 2 1 1
Итого: 68 37 31

Примерное содержание блока.

№ раздела, тем Название раздела, тем
(по тематике эпизода) Теория
Основные теоретические понятия Практика
Примерное содержание деятельности Оборудование, оснащение Место проведения занятия
I. Видеофильмы для учащихся с базовым уровнем знания языка.
1. Соседи по дому. Разделительные вопросы. Работа с грамматическим материалом, выполнение упражнений; просмотр и разбор эпизода фильма.
Информа
ция на бумажном носителе, компьютер, проектор. Учеб
ный класс.
2. Практическое занятие. Интерпретация диалога. Компьютер, проектор. Учеб
ный класс.

Курс «Переписка с зарубежными сверстниками»

В практике обучения английскому языку письмо используется не только как средство, но и как цель обучения, т.е. овладение принципами построения письменного высказывания на английском языке, выработка соответствующих умений и навыков свободно и правильно выражать мысли на английском языке в письменной форме. Однако очень часто в имеющихся УМК специальные упражнения для развития навыков письменной речи занимают незначительное место. В связи с этим данная программа дополнительного образования даёт учащимся возможность совершенствовать свои навыки в написании официальных и неофициальных писем (в том числе и электронных), резюме, сочинений и заполнении анкет.
Актуальность данного курса заключается в том, что он направлен на формирование у учащихся письменной речи на иностранном языке так, чтобы они достигали целей в реальных жизненных условиях.
Так как в настоящее время у будущих выпускников школы при трудоустройстве, путешествии, работе/учёбе за рубежом возникает необходимость практически пользоваться иноязычным письмом как способом обучения, познания и творчества большое значение приобрёл именно навык письменного общения.
Отличительной чертой данной программы является использование большой части теоретического материала об особенностях и структуре оформления открыток, писем личного и официального характера, резюме, анкет и сочинений. Особый акцент в программе сделан на использование компьютерных технологий, что является современным требованием к организации учебного процесса. В рамках данной программы будут также рассмотрены правила пунктуации английского языка, соответствия русских и английских букв при передаче на письме русских слов английскими буквами, поскольку в базовом учебном плане этим темам не уделено достаточно внимания, и они представляют сложность для учащихся из-за ряда особенностей.
В соответствии с этим, целью настоящей программы является создание условий для формирования коммуникативной письменной компетенции обучающихся.
В ходе её достижения решаются задачи:
обучающие:
1) познакомить учащихся с соответствиями русских и английских букв при передаче на письме русских слов английскими буквами, пунктуацией английского предложения;
2) познакомить с требованиями, предъявляемыми к правильному оформлению открыток, писем, резюме, анкет и сочинений;
3) сформировать умения и навыки общения в письменной форме;
развивающие:
4) развитие речемыслительной деятельности учащихся;
5) привитие интереса к ведению переписки с зарубежными сверстниками;
6) развитие творческих способностей учеников, позволяющие им реализовать свои интересы, выходящие за рамки содержания школьного образования.
воспитательные:
5) воспитание культуры письменного общения на английском языке;
6) поддержка мотивированного отношения к изучению иностранного языка;
7) воспитание толерантности по отношению к своим сверстникам за рубежом;
8) воспитание потребности в практическом использовании английского языка.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
1. «Введение в курс»;
2. «Формы переписки с зарубежными сверстниками»;
3. «Другие формы письменной речи».
Программа «Переписка с зарубежными сверстниками» общим объемом 34 часа (1 час в неделю) изучается в течение 1 учебного года. Курс предназначен для учащихся 9-11 классов для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Частично может быть использован в 8 классе.
Программа предусматривает проведение комбинированных занятий, чтение установочных лекций, проведение практических занятий, семинара и зачётов по итогам каждого раздела.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы по написанию и оформлению открытки, писем, резюме, сочинений, составлению и заполнению анкет различной направленности.
Используемые
- формы работы: коллективные, индивидуальные, практикумы;
- методы: анализ, словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;
- средства: наглядные средства обучения на печатной основе, аутентичный материал, технические средства обучения (компьютер, Интернет).
В результате прохождения программного материала обучающийся получает представление о:
1. стилях английского языка (Formal & Informal);
2. пунктуации в английском предложении.
Ученик знает:
1. группы слов, которые необходимо писать с большой буквы в английском языке;
2. соответствия русских и английских букв при передаче на письме русских слов английскими буквами;
3. основные нормы письменного этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Ученик умеет:
4. заполнять анкеты и формуляры;
5. писать поздравления, личные письма, резюме и сочинения;
6. расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе;
7. выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Ученик владеет:
5. навыками чтения (различных его видов) и письменной речи на иностранном языке;
6. навыками обобщения изученного материала;
7. навыками самостоятельной работы.
Контрольные (зачётные и др.) требования сводятся к следующему:
- Первый блок курса заканчивается семинаром по теоретической части;
- Второй и третий блок заканчиваются зачётами. Обязательным условием допуска ученика к зачёту является выполнение всех практических заданий и представление своих работ.
Учебно-тематический план

№ раздела, тем
название раздела, тем количество часов
всего теория практика
I. Введение в курс. 12 6 6
1. Стили английского языка (Formal & Informal). 3 1 2
2. Прописные буквы. 2 1 1
3. Соответствия русских и английских букв при передаче на письме русских слов английскими буквами. 1 1 -
4. Пунктуация в английском предложении. 3 1 2
5. Особенности оформление адреса на английском языке. Устойчивые фразы и выражения при оформлении письменной речи. 2 1 1
6. Семинар. 1 1 -
II. Формы переписки с зарубежными сверстниками. 16 5 11
1. Написание открытки. 2 1 1
2. Практическое занятие. 1 1
3. Письмо личного характера. 3 1 2
4. Письмо официального характера. 3 1 2
5. Практическое занятие. 1 1
6. Электронное письмо. 4 2 2
7. Практическое занятие. 1 1
8. Зачёт. 1 1
III. Другие формы письменной речи. 6 3 3
1. Анкета. 1 1
2. Резюме. 1 1
3. Практическое занятие. 1 1
4. Сочинение. 2 1 1
5. Зачёт. 1 1
Всего 34 14 20

Курс «Страны англоязычного мира, из истории в современность»

Курс «Страны англоязычного мира: из истории в современность» рассчитан на 17 учебных часов.
Актуальность данного курса состоит в том, что он направлен на формирование у учащихся в их деятельности общекультурной компетенции так, чтобы они гарантированно достигали целей в реальных жизненных условиях с помощью полученных знаний о странах, в которых английский язык является государственным. При трудоустройстве, путешествии, работе/учёбе за рубежом возникает необходимость в знании круга вопросов: особенности национальной культуры, уклада жизни людей в других странах, отличительные черты общественных явлений и традиций в сравнении с отечественными реалиями.
Также повышенное внимание уделяется развитию учебно-познавательной и информационной компетенции обучающихся при решении поставленных перед ними заданий, направленных на поиск, отбор и самостоятельную работу с материалом в ходе изучения курса.
Эффективность программы относительно решения задач концепции профильного обучения заключается в том, что учитель, проводя курс, подбирает тематику текстов согласно профилю класса. Так, например, для классов социально-гуманитарного профиля, темы текстов и сообщений могут быть связаны с экономикой, культурой, в содержание могут быть также включены материалы о жизни замечательных людей (писателей, режиссёров, художников, общественных деятелей и т.д.).
Данный курс является развивающе-компенсирующим. С его помощью при поддержке педагога учащиеся доведут свои навыки работы с текстами и обобщению их содержания до высокого уровня.
При выполнении задач курса учитель используют как адаптированные, так и аутентичные тексты.
Цель программы - формирование у учащихся общекультурной компетенции.
Задачи:
1) повышение интереса к изучаемому языку и странам англоязычного мира;
2) совершенствование навыков чтения и умения обобщать полученную информацию (монологическая и диалогическая речь);
3) развивать творческие способности учеников, позволяющие им реализовать свои интересы, выходящие за рамки содержания школьного образования;
4) обогащение словарного запаса обучающихся лексикой, выходящей за границы программного материала по предмету;
5) воспитывать у учащихся толерантность, доброжелательное отношение к культуре других народов.
Используемые
- формы работы: коллективные, индивидуальные, практикумы;
- методы: анализ, словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;
- средства: наглядные средства обучения на печатной основе и технические средства обучения (компьютер, мультимедиа-проектор и Интернет).
Данная программа является авторской и создана на основе учебно-методической и справочной литературы, при сотрудничестве с коллегами (учителями истории, литературы, географии).
Учебно-тематический план

№ Название тем курса кол-во
часов в том числе форма контроля
лекции практические занятия семинары
Введение в курс.
Английский – язык мира. 1 1
1 Великобритания 2 1 1 Фронтальная работа
Практическое занятие 1 1 Защита проекта
2 Соединенные Штаты Америки 2 1 1 Монологическое высказывание
Практическое занятие 1 1 Защита проекта
3 Австралия 2 1 1 Диалоги
Практическое занятие 1 1 Защита проекта
4 Канада 2 1 1 Пересказ текста
Практическое занятие 1 1 Защита проекта
5 Новая Зеландия 2 1 1 Личное письмо
Практическое занятие 1 1 Защита проекта
Зачёт 1 1 Выполнение задания по выбору
Всего 17

Примерное содержание блока.

Занятие № 1. Введение в курс. Английский – язык мира.
Цель: познакомить учащихся с местом английского языка в мире.
Формы работы: коллективная.
Методы работы: словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: тексты.
Занятие № 2. Краткая история Британии.
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения и развития государства.
Форма работы: коллективная, индивидуальная.
Методы работы: словесно-наглядный, репродуктивный.
Дидактический материал: тексты, иллюстрации, фрагменты фильмов исторической тематики.
Содержание: выполнение упражнений, разбор текстов исторического характера и видеоматериалов.
Домашнее задание: поиск ответов на вопросы викторины.
Занятие № 3. Традиции Британии.
Цель: ознакомить учащихся с культурой народов Британии.
Форма работы: коллективная, групповая.
Методы работы: словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: тексты, подборки информации из Интернета.
Содержание: выполнение упражнений, работа с текстами, монологические высказывания, эссе.
Домашнее задание: подготовка проекта по теме «Британия вчера и сегодня».
Занятие № 4. Практическое занятие. Современная Британия.
Цель: защита проекта по теме, выработка умений самоконтроля у учащихся в процессе монологических высказываний.
Форма работы: индивидуальная.
Методы работы: репродуктивный.

Литература:

1) Венявская В.М. Английский язык. Страноведение. – Across the countries and continents. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
2) Гореликова А.П. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках иностранного языка с использованием видеоматериалов. - "Каро", Санкт-Петербург, 1998г.
3) Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы. От А до Я., М: "Просвещение", 2006.
4) Дидактические материалы. Английский язык. “Развитие навыков повседневной и академической письменной речи”. М.: Дрофа, 2004.
5) Ковалева Т.М. «Открытое образование и современные тьюторские практики», г. Москва (http://www.thetutor.ru)
6) Лазарев В.С., Потанин М.М. Как разработать программу развития школы. М.: Новая школа, 1999.
7) Программа развития МОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №1 имени Ф.Г. Логинова г. Волжского Волгоградской области на 2009 - 2012 гг.
8) Селсдон Э. “ Как писать письма по-английски”. М.: Астрель, 2004г.
9) Шалаева Г.П. Английский язык. Новейший справочник школьника. – М.: СЛОВО; Эксмо, 2007.
10) John Eastwood. Oxford Practice Grammar. – Oxford University Press, 2006.
11) Образовательные сайты и порталы с содержанием курсов.
http://www.linguapress.com/
http://www.write-better-english.com/
http://www.lousywriter.com/
http://www.say-it-in-english.com/
http://www.englishpractice.com/
http://www.englishclub.com/
http://www.english-the-easy-way/
http://www.english-at-home.com/
http://the_english_dept.tripod.com
http://www.usa.gov/citizens/holidays.shtml
http://www.destination360.com
http://en.wikipedia.org/wiki/Culture_of_Canada
http://en.wikipedia.org/wiki/Culture_of_New_Zealand
Категория: Иностранные языки | Добавил: юлия1980
Просмотров: 402 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА