Пятница, 22:37 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Иностранные языки

ПРОВЕДЕНИЕ ДЕБАТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ФОРМА УЧЕБНОЙ ДИСКУССИИ
[ Скачать с сервера (56.5Kb) ] 04.02.2014, 14:33
Основное назначение иностранного языка по новому ФГОС состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности учащихся осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителем языка. Реальное общение – это взаимодействие партнёров. Для достижения этой цели мы с коллегой широко используем учебную дискуссию, которая является особой формой коллективного сотрудничества и вызывает напряжённую мыслительную деятельность. Учащиеся включаются в значимые для них жизненные ситуации, что вызывает желание говорить и общаться. Тематика дискуссии выбирается вместе с учащимися посредством анкетирования. Вот некоторые из тем: Первое сентября – это праздник или разочарование?; Телевидение – это монстр или лучший друг и советник?; Предпочитаешь ли ты прочитать книгу в оригинале или увидеть экранную версию произведения?; Почему ты предпочитаешь одни учебные предметы другим?; Что делает учебный предмет интересным (скучным)? Учащиеся привыкают высказывать и аргументировать свою точку зрения, какой бы абсурдной она ни казалась, не боясь сделать ошибки. Однако, без определённого лексического и грамматического фона дискуссия невозможна. Чем больше лексический запас учащихся, тем шире его возможность самореализации, раскрытия творческого потенциала на английском языке. Поэтому мы тщательно отбираем лексику по каждой теме, представляем её в ассоциативных группах, отрабатываем в структурах и моделях. Формы проведения учебной дискуссии варьируем от самых простых до самых сложных: комментирование пословиц, высказываний великих людей с позиции изучаемой тематики, словесная дуэль, дискуссия в мини-группах, ролевая игра, защита проектных заданий, пресс-конференция.
В старших классах как вид учебной дискуссии широко используем педагогическую технологию «Дебаты», или формализованное обсуждение, построенное на основе заранее подготовленных выступлений участников-представителей двух противостоящих, соперничающих команд. Вырабатывается устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Формат дебатов предусматривает участие двух команд, состоящих из нескольких (3) человек (Speakers). Одна команда (Proposers) утверждает тезис (тему дебатов), другая (Opposers) – опровергает его. Участники заранее знакомятся с ролями и регламентом. За соблюдением регламента игры следит Time-Keeper. Дебаты судит судейская коллегия (Jury), состоящая из 3–5 человек (это могут быть преподаватели и обучающиеся других классов/групп). По окончании игры судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов, т.е. они определяют, чьи аргументы и способ доказательства были наиболее убедительными. Прежде всего, дебаты формируют у учащихся все четыре основных языковых коммуникативных умения – аудирование, чтение, говорение и письмо, именно эти умения должен развивать у учеников преподаватель иностранного языка. На этапе подготовки спикеры анализируют литературу, готовя опорные конспекты, аннотации, тезисы, заметки, подборки цитат, кратко записывают структуру речи, что развивает чтение и письмо как коммуникативные умения. Непосредственно во время дебатов совершенствуются умения аудирования и говорения, а раунды перекрёстных вопросов позволяют включить в этот процесс всю группу.
Помимо развития непосредственно языковых умений дебаты формируют навыки публичного выступления. Они учат эффективным речевым приёмам и тактикам, что в будущем позволит ученикам эффективней общаться, выступать на семинарах и конференциях, участвовать в дискуссиях с иностранцами, отстаивать вслух собственное мнение и говорить публично на иностранном языке. В начале десятого класса учащиеся получают памятку, которая помогает выработать навыки, связанные с задаванием вопросов во время дебатов:
-Избегайте споров. Перекрёстные вопросы – это время для поиска информации, которую можно использовать во время последующего конструктивного выступления. Вам невыгодно ввергать оппонента в обмен аргументами.
-Избегайте запугивания оппонента. Вежливо задавайте вопросы, на которые хотите получить ответ и дайте время на ответ. Если ответа не последует, задайте его ещё раз. Возможно, ваш оппонент не понял вопроса. Если после трёх попыток вы так и не получили необходимой информации, переходите к следующим вопросам. Уклонение от агрессивного поведения способствует хорошим дебатам.
-Контролируйте период перекрёстных вопросов. Это инструмент, помогающий формулировать ваши аргументы. Сохраняя контроль, вы задаёте хороший вопрос, получаете хороший ответ и двигаетесь дальше, получив нужную информацию.
-Разработайте план. Начните с выяснения кейса другой команды, отношений между утверждениями. Потом переходите к выявлению пробелов в кейсе.
-Закрытые вопросы. Открытые вопросы требуют объяснения или высказывания своего мнения. Чтобы избежать долгих объяснений или описаний, нужно просто ставить правильные вопросы. Рекомендуется использовать закрытые вопросы, основанные на конкретных фактах, требующие только ответа «да» или «нет».
-Используйте в своих конструктивных выступлениях ту информацию, которую вы извлекли из перекрёстных вопросов.
Понимание учениками структурных и сюжетных схем речи дебатов позволит им в дальнейшем чётко составить план большинства публичных выступлений. Кроме того, дебаты приучают школьников к адекватному использованию языковых клише в публичных выступлениях. Мы отобрали для отработки следующие: introducing ideas –have you ever considered the fact that…?; it is widely claimed that…; we suppose; we must confess; we suggest; we believe; the thing is; the fact is; the point is; recent research demonstrates that…; in our opinion; disagreeing - there is something in what you are saying but, I am afraid I have to disagree; actually, I’m not sure about that idea; to be honest, I’m not quite with you on that; I see what you mean, but; agreeing - we appreciate, I could not but agree with you; I am fully/wholly/wholeheartedly with you; great point; definitely.
Приведём схему дебатов на примере проведённых нами в этом учебном году в 11 классе при изучении второго раздела “The job of your dreams” учебника “Enjoy English” для 11 класса (авторы: Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д.). Тема дебатов “А successful person and higher education” Перед началом дебатов обучающиеся практикуются в обосновании и развитии различных идей, связанных с темой. Учебник предоставляет большое количество разнообразных заданий и упражнений, помогающих осуществить подготовку к дебатам (стр.59-61). Группа Агуповой Н.В. выступала в роли команды Proposers, утверждающей тезис “You can never make a successful career unless you graduate from a prestigious university”, группа Севериной Л.Г. – в роли команды Opposers, опровергающей его.
1. Warm-up Discussion
- Dear students, today we’ll have a debate-lesson, we suggest you to discuss the problem of a successful person and higher education. What about the topic “You can never make a successful career unless you graduate from a prestigious university”? First let’s choose a chairman and a time-keeper. The teams are to choose the speakers (three persons from each team).
2. Debate Procedure
Chairman – Dear friends, could I have your attention, please? Let me introduce our jury. The teams have 5 minutes to discuss the idea from different sides. The jury, please, take some sheets of paper to write down the marks and remember: don’t discuss them with anybody! Are you ready? Let’s start! May I ask you to keep to the time limit determined by the time-keeper? The floor is given to the first speaker of Proposers.
Proposer 1: Good morning. Let me introduce myself and my team. I am Vika, the first speaker. The second speaker in our team is Liza. And the third speaker is Vlad. Our team is under the name “Oxford graduates”. Our motto is “Success doesn’t come to you… You go to it”. Our team supports the idea that higher education is extremely important for future life. Our first argument is that without higher education succeeding in today’s world is much more complicated. Due to the rapid development of technology and science it seems to be practically impossible to promote career.
Chairman - Thank you. Now the floor is given to the second team. Would you like to take time-out to discuss questions to the speaker?
Opposer 3: Would you answer some questions? Can you name examples when higher education’s helped a person to find his place in life? What can you say about the fact that many famous people managed to develop their abilities and become successful all by themselves?
Proposer 1: Thank you for your questions. I’ll try to answer them. According to the Russian Public Opinion Research Centre, 76% of Russian citizens think that higher education promotes career and facilitates the achievement of life goals. Prominent politicians and successful businessmen studied at universities. For example, Mikhail Gorbachev graduated from leading Moscow University.
Chairman: - Thank you. The floor is given to Opposers.
Opposer 1: Good morning. I’d like to introduce myself and our team. I’m Masha, the first speaker. This is Dima, the second speaker and Lera is our third speaker. Our team is under the name “Success without university”. Our motto is “Where is a will there is a way”. We agree with the statements given by Vika. But we have the idea that higher education is not urgently required to become successful in life. Firstly there are numerous examples of successful people never studying at universities. Take Mozart. He performed in concerts since he was 5 years old and his playing the piano was unforgettable. He was able to compose some pieces of music which are still popular nowadays. The second argument doesn’t seem to be convincing either. Having a higher education is not a guarantee that you’ll get a good job. In fact, some years of practice and experience can be much better than graduating from high school.
Chairman: - Thank you. The floor is given to the Proposers. Would you like to take time out? If yes, you can use 2 minutes to consult each other.
Proposer 3: Masha tried to change our minds saying that it is quite possible to succeed in life without higher education. But I’d like to hear the answers to the following questions. Do people really need experience more than education? How can one get experience if all the employers require higher education?
Opposer 1: It’s not a secret that getting a job often depends on friends and acquaintances. There are many cases when a person gets his job thanks to the “Relations”.
Proposer 2: I’m afraid I have to disagree. Graduates of prestigious universities have more opportunities to get a job and have successful career. They are more likely to have a high salary.
Opposer 1: Don’t you think that that the knowledge and skills acquired in these places are not sufficient for a professional career just because of scientific and technological progress happening so rapidly?
Proposer 2: I’m sure you’ll agree that it is still much better than having no such skills and knowledge.
Opposer 2: Actually, I’m not sure about the idea. Each person has definite abilities or even talents from his birth. And it is up to him to develop them. No university can help him if he is not ambitious and hardworking enough. For example, Bill Gates studied at Harvard but did not complete his education. But it doesn’t prevent him from succeeding in life and producing the first computer.
Proposer 1: Are there many people having got real talent to achieve name and fame without education?
Opposer 2: There is something in what you are saying but still if one understands success as an ability to turn into reality some of his dreams and goals, he will work hard and his chances will remarkably increase. On the other hand, families find normal to spend vast amount of money for their children’s education but success without hard work is simply impossible.
Proposer 3: We must confess that there are a few people in the history of mankind having succeeded in life without higher education. But nowadays more and more big companies prefer to hire the university graduates. It is impossible to make a career if one is indolent and lacking knowledge. Academic qualifications are required in many professions.
Opposer 3: A university degree would give you a higher chance to achieve your success but does not guarantee you success in life too.
For those who have not attended the most prestigious universities, there is still a chance to succeed by proving their worth via the quality of their work. Besides most jobs require life and work experiences more than a higher education, so no employee would want to hire an employer who is unable to apply what he or she has learnt into the working life.
Chairperson: Does the audience have any questions? Let me close the debate. Which group was stronger? I’ll give the floor to our jury.
В заключение следует отметить, что дебаты – это актуальный и эффективный подход к организации процесса изучения иностранного языка в старших классах средней школы. Данная педагогическая технология и её элементы способны мотивировать учащихся к самостоятельному поиску информации и применению её в коммуникативных ситуациях, что является сегодня одной из основных целей обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. Кроме того, это помогает подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ.

Список литературы
1. Воскресенская Л.В. Проектные технологии в преподавании английского языка / Воскресенская Л.В. // Актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации / сост. Н.Л. Шамне, Е.А. Пелих. – Волгоград: Волгоградское научное изд-во. 2005. – С. 110 – 115.
2. Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Т. 1./ Зарецкая Е.Н. – М.: Дело, 2002.
3. Попова О.Ю. Психологический аспект обучения публичным выступлениям на иностранном языке / Попова О.Ю. // Актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации / сост. Н.Л. Шамне, Е.А. Пелих. – Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2005. – С. 257 – 262.
4. Щеколдина А.В. Интерактивность как неотъемлемый компонент дискуссии и результат сформированности дискуссионных умений / Щеколдина А.В. // Актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации / сост. Н.Л. Шамне, Е.А. Пелих. – Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2005. – С. 333-337.
Категория: Иностранные языки | Добавил: рыбалилия | Теги: Английский язык
Просмотров: 1949 | Загрузок: 159 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА