Суббота, 01:36 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Иностранные языки

Принципы организации внеклассной воспитательной деятельности в средней школе и на уроках иностранного языка.
[ Скачать с сервера (46.0Kb) ] 11.03.2015, 11:52
Принципы организации внеклассной воспитательной деятельности в средней школе и на уроках иностранного языка.

1.1 Классные занятия обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.[1]
Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассных мероприятий по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассных мероприятий.
Внеклассная работа в школе имеет большое воспитательное и образовательное значение. Проводимая в тесной связи с урочной, классной работой, внеклассная деятельность, рассматриваемая как одна из фаз процесса обучения, направленного на использование содержания учебного материала в жизненной практике учащихся, углубляет их знания, расширяет способы деятельности, создает условия для реализации индивидуальных способностей школьников, для побуждения у них интереса к самообразованию, к самосовершенствованию. Она призвана удовлетворять постоянно меняющиеся интересы детей и подростков, духовные, социокультурные и образовательные потребности, создавать широкие возможности школьникам для занятий любимым делом.
В основе организации внеклассной работы лежит ряд педагогических принципов (иначе их называют принципами воспитания). Все они тесно взаимосвязаны между собой и представляют целый комплекс. Принципы придают внеклассной работе определенную устойчивость, одновременно открывая динамические возможности.
Но прежде чем перейти к рассмотрению принципов организации внеклассной воспитательной деятельности, уточним сущность понятия «принцип», раскроем современное его толкование. К сожалению, в педагогике нет единого понимания сущности педагогического принципа, отсюда вытекает и различная формулировка. Так, одни ученые называют принцип воспитания «исходным положением, которое определяет основные требования к воспитанию, его содержанию, организации и методам»[12, 13]
В.И.Андреев пишет, что «педагогический принцип – это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности» [1, С 314-315,].
П.И.Пидкасистый обозначает принцип как «общее руководящее положение, требующее последовательности действий, не в значении «поочередности», а в значении «постоянства» при различных условиях и обстоятельствах»(9, С.112). В данной работе основываемся на положении о том, что принцип – это очень высокая степень обобщения, иначе он не может быть реализован в неповторимых частных ситуациях, при уникальности событий, в необычных группах детей, при их яркой индивидуальности. Общий характер позволяет руководствоваться принципом всегда и везде, профессионально правильно выстраивать тактику работы. В педагогическом принципе как теоретическом обобщении отражаются устоявшиеся и проверенные практикой общественные ориентиры, закономерные связи, зависимости организации как учебного, так и воспитательного процесса, а также педагогического руководства познавательной, трудовой, творческой, игровой, всякой иной деятельностью детей. Можно сказать, что принцип устанавливает соответствие того, что планирует педагог, и того, что возможно достигнуть в условиях социально-психологического климата.
С помощью совокупности принципов педагог может творчески подойти к построению педагогического процесса, а значит, творчески организовать внеклассную деятельность школьников.
Перейдем к рассмотрению принципов организации внеклассной воспитательной деятельности. Нет необходимости перечислять все существующие в педагогической литературе принципы внеклассной работы, так как многие из них уже утратили свое исходное и руководящее начало. Рассмотрим наиболее используемые принципы для организации внеклассной деятельности в условиях современного воспитательного процесса.
Важным принципом организации внеклассной воспитательной деятельности является принцип целенаправленности. Суть его требований состоит в том, что содержание внеклассной деятельности должно быть подчинено решению общей цели воспитания – формированию всесторонне развитой личности, поэтому педагоги должны подчинить этой цели всю свою работу. Во внеурочное время, организуя досуг воспитанников, важно заботиться не только о создании условий для их развлечения, но и о том, чтобы улучшить их физическое состояние, совершенствовать межличностные отношения, обогащать сведениями о разных сторонах действительности. Не должно быть бесцельно проводимых мероприятий и бесцельно проведенного времени, а организуемая деятельность должна служить цели усовершенствования личности.
Не менее важным при организации внеклассной работы является принцип общественной направленности, который предполагает, что содержание работы студий, клубов, объединений, кружков и др. будет носить общественно-значимый характер, отвечать актуальными задачами социально – экономического развития страны, будет связано с достижениями современной науки, техники, культуры, искусства и пр. Руководствуясь этим принципом, школа осуществляет воспитание детей не в отрыве от общества, а в тесной связи с жизнью общества. Школьники знакомятся с жизнью и трудом взрослых, участвуют в культурно-массовой работе, в общественной жизни страны в целом. При этом важно постоянно обновлять содержание и организацию внеклассной воспитательной работы. Участвуя в жизни общества, учащиеся приобретают определенный жизненный опыт. Связывая воспитание детей с жизнью, ребятам предоставляется возможность самим вырабатывать свои убеждения. При такой постановке воспитательной работы дети включаются в систему общественной зависимости, что способствует становлению личности учащихся.
Важным требованием к организации внеклассной работы является ориентация на ценности и ценностные отношения. Необходимо постоянное профессиональное внимание педагога на отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию… и ценностным основам жизни, достойной человека, - добру, истине, красоте. Этот принцип осуществляется благодаря тому, что организуемая педагогом деятельность принимает философский характер: за фактом обнаруживается явление, за явлением – закономерность жизни, за закономерностью – основы человеческой жизни. Это позволяет преобразовать каждый момент совместной внеклассной деятельности в проживание ценностных отношений. По данному принципу происходит «вочеловечивание» всех объектов мира. Тогда для ребенка весь мир приобретает определенную значимость.
Ориентация на отношение преобразует любую деятельность детей в проживание ими отношений, формирует личностную жизненную позицию «быть» [14, С.47], когда для человека важно, что с ним происходит, и этим наполняется его жизнь, составляя ее содержание.
Одним из фундаментальных принципов организации внеклассной деятельности является принцип воспитания личности в коллективе, через коллектив. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательной работы. Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Отражая специфически человеческую потребность в среде себе подобных, общение представляет собой особый вид деятельности, предметом которой является другой человек. Оно всегда сопровождается обособлением, в котором человеком реализуется присвоение общественной сущности. «Общение и обособление есть источник социального богатства личности» [8, С.178]. Именно коллектив раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего развития. Важным является создание правильного влияния коллектива на личность, правильных, воспитывающих отношений в коллективе. Чем шире и богаче общение человека с коллективом, тем полнее и разностороннее его знания, умения, навыки и привычки, которые он усваивает в процессе коллективной деятельности. Внеклассная воспитательная работа в соответствии с этим принципом должна быть направлена на организацию совместной деятельности детей для достижения общественно значимых целей, при этом не исключая индивидуальной работы педагога-воспитателя с отдельными ребятами, а, следовательно, и непосредственного влияния учителя на ученика. Работая с коллективом, группой ребят, учитель получает возможность ярче, рельефнее увидеть каждого ребенка в его деятельности, в отношениях к другим детям и организовать работу всех учащихся, а также уделить достаточное внимание каждому отдельному ученику.
Одним из принципов организации внеклассной работы является принцип преемственности, последовательности и систематичности, который направлен на закрепление ранее усвоенных умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование. Требование преемственности предполагает такую организацию видов деятельности, при которой эти виды деятельности станут логическим продолжением ранее проводившейся работы, что позволит закрепить уже достигнутое и поднимет ученика на более высокий уровень развития. Преемственность предполагает построение определенной системы и последовательности в организации внеклассной работы, так как сложные задачи не могут быть решены в кратчайший период. Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь больших результатов. К.Д.Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности работы, дает нам полную власть над нашими знаниями» (14, С.355). На практике принцип преемственности, последовательности и систематичности реализуется в процессе планирования. В каждом кружке, объединении, секции имеются свои планы проведения внеклассных мероприятий, которые учитывают требования примерных программ для внеклассных занятий. Планы обязательно учитывают интересы и пожелания самих учащихся. В такой же мере примерными являются и программы для факультативных занятий, проводимых в соответствии с учебным планом школы. Главное в том, чтобы во всей работе соблюдалась определенная преемственность, постепенное усложнение видов деятельности, чтобы внеклассные занятия, оставаясь доступными для учеников, постоянно вели их вперед в развитии соответствующих умений и навыков практической деятельности (10, С.296).
Не менее важным принципом организации внеклассной работы является принцип единства требований и уважения к личности воспитанника. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Уважать ребенка и предъявлять требования к нему - это значит внимательно относиться к нему, знать его сильные и слабые стороны и создавать необходимые условия для его дальнейшего роста и совершенствования. А.С. Макаренко отмечал: « Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой формуле определить сущность моего педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» (14, С.148.).
Дети всегда испытывают потребность в том, чтобы их деятельность была оценена. Положительная оценка вызывает у ребят чувство удовлетворения и стремление к дальнейшему совершенствованию, а отрицательная, как правило, - чувство неудовлетворения и потребность в исправлении. При этом педагогу-воспитателю важно быть объективным в своих суждениях, уметь сочетать разумную строгость с доброжелательностью, доверие с разумным контролем и т.д. Необходимо верить в здоровые силы ребенка, опираться на них, стремиться развивать их, преодолевая отрицательные черты и свойства в характере и поведении своих воспитанников.
Практическая реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися низкого уровня способностей, воспитанности. Однако замечено, что даже у таких ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое легко погасить, если обращаться к ним только с помощью упреков и нотаций. Но его можно поддержать и усилить, если учитель вовремя заметит в ученике хорошее, увидит способность к чему-либо, заинтересует и привлечет учащегося к выполнению какого-нибудь интересного дела. Выявляя в ребенке положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Если ученик овладевает новыми формами деятельности, добивается ощутимого успеха над собой, он переживает радость, внутреннее удовлетворение, что, в свою очередь, укрепляет уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту. Эти положительные эмоциональные переживания усиливаются, вызывая еще большее стремление к совершенствованию, если успехи в развитии школьника замечают и отмечают окружающие его люди: родители, учителя, коллектив сверстников.
Принцип опоры на положительное и принцип единства требований и уважения к личности ребенка тесно связаны с единством педагогических воздействий на них. Принцип единства воспитательных воздействий является необходимым условием при организации внеклассной воспитательной деятельности с учащимися. Практика неопровержимо доказала необходимость единства педагогических воздействий на учащихся. Отсутствие этого единства разрушает воспитательную работу отдельных лиц и организаций, приучает детей рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанавливаемое каждым человеком по своему разумению.
Принцип развития инициативы, самодеятельности, изобретательства, детского технического и художественного творчества требует, чтобы в ходе воспитательной работы в полной мере учитывались пожелания самих школьников, их инициативные предложения и действия, чтобы каждый ученик в ходе проведения внеклассных мероприятий выполнял бы определенный вид деятельности. Действие, совершаемое ребенком, не должно быть вынужденным, не «прожитым». Оно должно быть актом его свободного выбора, свободного волеизъявления. Это действие учащийся должен совершить сам, не под давлением. Необходимо отказаться от чрезмерной регламентации, администрирования, подавления инициативы, самостоятельности и творчества. Следует опираться на доверие, разнообразить виды поручений и пр. Такой принцип требует от педагогов умелого содействия в развитии самодеятельности школьников. Учителю необходимо поддерживать полезные начинания детей, совместно с ними обсуждать их нужды, поощрять полезную инициативу, развивать самостоятельность и творчество в детской среде; важно повышать роль ученического актива в коллективе кружков, клубов, его ответственность за общественные дела, то есть, по мнению Ю.К.Бабанского, «добиваться того, чтобы внеклассная работа организовывалась на основе ученического самоуправления при тактичном педагогическом руководстве» (5, С.294), тем более, что в современных условиях, когда происходит социально-экономическое и политическое переустройство нашего общества, когда меняется заказ на формирование личности современного человека (в качестве идеала выступает личность творческая, высоконравственная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию) этот принцип приобретает особую значимость.
К числу принципов организации внеклассной работы следует отнести принцип эстетизации детской жизни. Эстетическое начало является мощным стимулом человеческой деятельности (9, С.161). Формирование у школьников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно – эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художественной самодеятельности, в организации производительного и общественно полезного труда и т.д. Так, например, занятия спортивных секций позволяют школьникам проникнуть в тайны красоты человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Посещение учащимися кружков, клубов художественно-эстетического цикла вводит детей в мир искусства. Занятия на факультативах, участие в работе школьных объединений естественно-математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять ее и т.д. При этом педагогам важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности.
Важным требованием к внеклассной работе является учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей участников этой деятельности. Реализация этого принципа в воспитании предполагает прежде всего отбор содержания деятельности в соответствии с возрастом, силами и возможностями учащихся с целью предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. То, чем они занимаются, не должно приводить к чрезмерной утомляемости. Нельзя забывать о том, что каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. Не следует чрезмерно упрощать какую-либо деятельность, потому что это снижает интерес, не содействует развитию способностей учащихся. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных особенностей, так как при предъявлении недоступного резко снижается мотивационный настрой, ослабевает волевое усилие, падает работоспособность, быстро наступает утомление. С учетом возрастных особенностей детей учителю необходимо отбирать методы работы, искать возможности для их конкретного применения.
Не менее важную роль играет учет индивидуальных особенностей. Каждому ребенку, подростку присущи неповторимые черты и качества, сложившиеся в ходе его индивидуального развития. Поэтому педагогу необходимо знать чувственно-эмоциональную сферу учащихся, особенности типа нервной деятельности, познавательной деятельности, памяти, способностей, интересов, увлечений, мотивов тех или иных поступков и т.д. Не менее важно учитывать их половозрастные особенности.
Вопросом учета возрастных и индивидуальных особенностей детей занимались видные педагоги прошлого: Л.А.Коменский, Д.Ж.Локк, Ж.Ж.Руссо, а позже К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж.Ж.Руссо, а затем и Л.Н.Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать личность ребенка, знать ее особенности и опираться на них в процессе воспитания. Только в таком случае можно говорить о воспитании как о целеустремленном, организованном, управляемом процессе.
Одним из важных принципов организации внеклассной работы является принцип ведущей роли воспитания школьников по отношению к их развитию. Заложенные в ребенке природой задатки могут быть развиты, преобразованы и превращены в самые разнообразные способности в процессе организованной деятельности, целенаправленного воспитания [9, С.162]. Практическое педагогическое значение этого положения состоит в том, что все дети в природном отношении рассматриваются как разнообразно и богато одаренные натуры и что сила проявления таланта, дарования каждого ребенка зависит от условий его воспитания. Принцип ведущей роли воспитания в развитии сущностных сил и дарований школьника требует от педагога постоянного внимания и активного отношения как к общему развитию детей, так и к формированию их индивидуальных наклонностей и талантов.
Принцип стимулирования и активизации деятельности учащихся. У большинства детей серьезную трудность вызывает овладение жизненным опытом. Становление ребенка социально ценной личностью происходит только в условиях преодоления внешних и внутренних препятствий, волевого стимулирования, самоопределения и самоограничения [9, С.162]. Вопрос состоит в том, как сделать труд ребенка желанным и радостным. Это возможно, если включить в детскую деятельность стимулы: их собственную волю, умение преодолевать себя, свою лень в гармоничном сочетании с пробуждением интереса. Интерес ребенка к делу проявляется как под влиянием чисто внешних причин: любопытства, увлечения и привлечения новизны дела, так и благодаря развитию внутреннего стремления к радости преодоления и самоутверждения.
К числу принципов организации внеклассной воспитательной работы следует отнести принцип оптимизации, постоянного приведения методов и приемов интеллектуальной, трудовой, любой другой деятельности в соответствие с целями внеклассной воспитательной работы, содержанием и реальной психологической ситуацией. Методы воспитания рождаются в системе конкретно-исторических общественных отношений. Их сущность и форма проявления зависит от характера общественных отношений, от возрастных особенностей детей. Важно проанализировать методическое наследие и включить в сложившуюся систему методов новые, новаторские методы и приемы, которые будут отвечать целям воспитательной работы, богатому и разнообразному ее содержанию, а также конкретной психолого-педагогической ситуации. Это позволит привести методическую систему в соответствие с реальными возможностями детей и даст нормальный педагогический эффект: обогатит детей знаниями, способствует их развитию.
Одним из принципов организации внеклассной воспитательной деятельности школьников является принцип мотивированности. А.Н.Леонтьев писал: «Надо готовить почву для того, чтобы вносимые в сознание человека идеи приобретали для него субъективный личностный смысл» [13, С.34-35]. В деятельности ребенка должен существовать мотив, побуждающий к выполнению того или иного поручения, к посещению какого-либо кружка, секции. И если этот мотив отсутствует, то и желание ребенка что-то делать тоже исчезает. Мотивом может стать любая проблема: собственная, коллективная, общественная заинтересованность в чем-либо и т.д.
Рассмотрев понятие «принцип», обозначив основные требования к организации внеклассной работы, можно сделать вывод о том, что принцип как педагогическая категория – это очень высокая степень обобщения, это положение, проистекающее из цели и природы воспитания. Он устанавливает соответствие между тем, что планирует педагог и тем, чего возможно достигнуть в существующих условиях.
Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.
Принципы имеют практико-ориентированную направленность, не даром ряд исследователей педагогического принципа (4, 12, 13) считают его своеобразным мостиком из теории в практику. Ими могут и должны руководствоваться, прежде всего, педагоги при решении конкретных педагогических задач, а также обязательно учитывать их при организации внеклассной воспитательной работы, что поможет способствовать высокому уровню образовательного, воспитательного и развивающего влияния на учащихся.

2. «О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» ставит формирование коммуникативной компетенции в качестве основного назначения обучения иностранному языку, но помимо коммуникативной компетенции не менее важным считает ее социокультурный компонент. Диалог культур как результат социокультурной направленности обучения иностранным языкам ориентирует на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучении ИЯ, приобщая школьников к культуре страны изучаемого языка, помогая им лучше осознать культуру своей собственной страны и развивая них умение представлять ее средствами ИЯ. Моделирование ситуации диалога культур на уроках ИЯ позволяет учащимся сравнивать особенности образа и стили жизни людей в нашей стране и в странах ИЯ, обычаев и канонов культуры в этих языковых сообществах. Реализация принципа диалога культур в школе способствует формированию у обучаемых таких необходимых для межкультурного общения качеств, как
культурная непредвзятость
толерантность
социокультурная наблюдательность
готовность к общению и сотрудничеству в инокультурной среде
речевой и социокультурный такт и вежливость.
Формирование и совершенствование у школьников социокультурной компетенции в основной и старшей школе направлено на:
развитие способности ориентироваться в сциокультурных аспектах жизнедеятельности людей в странах изучаемого языка;
формирование навыков и умений искать способы выхода из ситуаций коммуникативного сбоя из-за социокультурных помех при общении;
поведенческую адаптацию к общению в иноязычной среде, понимание необходимости следовать традиционным канонам вежливости в странах изучаемого языка, проявляя уважение к традициям, ритуалам и стилю жизни представителей другого культурного сообщества;
овладение способами представления родной культуры в инокультурной/иноязычной среде.
Параллельное изучение языка и культуры неслучайно, так как это позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как средство ознакомления обучаемых к новых для них действительностью. Такой подход к обучению ИЯ в школе во многом обеспечивает более эффективное решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач, а так же дает огромные возможности для поддержания мотивации обучения.
Большие возможности для расширения знаний учащихся о стране ИЯ открывает внеклассная работа по предмету, которой в нашей школе уделяется большое внимание. Как правило, все внеурочные мероприятия основываются на страноведческом материале: выпуск газет о станах, в которых говорят на английском языке, концерты, сказочные постановки, веселые путешествия, викторины и многое другое включается в неделю иностранного языка. При этом не следует забывать о родной культуре учащихся, привлекать ее элементы для сравнения, особенностей восприятия мира представителей разных языковых культур. Именно внеклассная работа по предмету сохраняет свободную и непринужденную атмосферу общения на ИЯ.
В рамках организации внеклассной деятельности учащихся предусматриваются реализация следующих целей:
1. Развивающая цель:
развивать умения и навыки анализа и систематизации полученных ранее знаний в области ИЯ;
показать учащимся практическое значение ИЯ в других областях знаний;
развивать умения и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных сферах общения
показать значение ИЯ в диалоге культур;
2. Обучающая цель:
расширение и углубление знаний по ИЯ (лексико-грамматических и социально-культурных);
подготовка к ЕГЭ по аспектам: а) Listening; b) Reading; c) English in Use; d) Writing; e) Speaking;
обучение работе со справочной литературой;
3. Воспитательная цель:
воспитание патриотизма и гражданской позиции
воспитание интернациональной культуры поведения
показать роль межкультурной толерантности для международного взаимодействия

Пример организации внеклассного мероприятия по английскому языку
CRISTMAS IN ENGLISH-SPEAKING COUNTRIES AND RUSSIA
ENGLISH YEAR
Цели и назначение: создать условия для активного и творческого развития личности и стимулировать интерес учащихся к изучению английского языка.
Задачи внеклассного мероприятия:
Развивать у учащихся воображение и фантазию;
Формировать умение взаимодействовать в коллективе;
Воспитывать у учащихся ответственность за порученное дело, самостоятельность, чувство сопереживания;
Структура и содержание: ученики вместе с учителями готовят концерт, на котором в качестве зрителей приглашаются учащиеся из других классов, родители и учителя.
Этапы подготовки концерта:
Обсуждение идеи, сюжета
Распределение ролей, их разучивание
Репетиции
Обсуждение, изготовление декораций, костюмов, реквизитов
Оформление помещения (декораций, плакатов, детских рисунков)
Музыкальное оформление
Главное в работе – коллективное творчество детей, их инициативность и самостоятельность, сотрудничество с учителями и родителями, выступающих в роли помощников и советчиков.
Так же необходимо соблюдать принцип доступности и учета возрастных особенностей и родного языка: для учащихся начальной школы и среднего звена (5-6 кл.) необходимо давать синхронный перевод с английского на русский во время концерта и при подготовке его.
Сценарий Merry Christmas
Teacher: Dear children and guests! On the 25th of December people celebrate Christmas – a beautiful holiday which is loved by children and adults; when everything is decorated with lights and toys; when we see Christmas trees everywhere; when people buy presents and cook special food, sent cards and have parties. Do you know when Russian people celebrate Christmas? Right you are! On the 7th of January. Today the pupils of our school have prepared the concert where we are going to show you the traditions that unite both Russian and English cultures in celebrating Christmas.
The girls of the 11th form will help me. We will sing songs, recite poems, play games – so I hope that we’ll enjoy this holiday and have a good time.
(Открывается занавес, звучит международный рождественский гимн “SILENT NIGHT”. На сцене мы видим картину Вертепа – деву Марию, Иосифа, и младенца Иисуса Христа в яслях, трех Волхвов, пастушков.)
11 класс
Тихая ночь, святая ночь,
Под звездой тишь покой.
Видишь, в яслях под сению лоз
Мать и с нею Младенец Христос
Спит божественным сном.
Ночь тиха ночь свята.
Светит в небе звезда.
И с улыбкой Младенец глядит,
Взгляд его о любви говорит
И сияет красой.
1-й-й Ведущий: The Christmas Story comes from the Bible. Luke tells a beautiful story of shepherds who were watching their sheep, when an angel appeared to them. He told them that a Savior had been born in Bethlehem. The shepherds went there to see Jesus. The Baby Jesus was born in a stable. His Mother was the Virgin Mary. Mathew tells how the Wise Men followed a star until it led them to Jesus. The Wise Men gave the Baby presents, and because of this event, the Christians celebrate Christmas. And that’s why we give and receive presents and you can see the Bethlehem Star on the top of the Christmas tree.
Let’s see how the students of the 7th form imagine how the Baby Jesus was Born
(A performance is based on the Bible)
2-й-й Ведущий: Do you know that in England there is the tradition of singing carols – Christmas songs. The same tradition exists in Russia but we call them колядки. Both in Russia and in England singers go around the houses and sing these songs at the doors. They are often invited in and given presents.
Let’s ask our students who knows any carols or колядки.
(учащиеся исполняют испанскую рождественскую народную песню «FUM, FUM, FUM» и русские колядки «Поспешают к Вифлеему пастушки», «Все идут спешат на праздник» )
1-й Ведущий: Both in Russia and in England people attend church services.
(звучат русские рождественские песни «Под Рождество», «Эта ночь святая», «Рождество Христово»)
2-й Ведущий: Christmas is traditionally a family holiday. Families prepare for this holiday weeks before making and buying gifts, making special food, they choose a Christmas tree (рождественская елка), decorating it with ornaments and lights. Houses are lovely decorated with wreaths of holly, evergreens and mistletoe.
(звучат песни «Рождество Христово весь мир празднует», «Рождественская Елка», «Звезда покатилась», «Рождественская песня», “Christmas Tree”)
1-й Ведущий: There is a tradition in England to send Christmas Cards to relatives and friends. Who has made these cards, come here and show them to us.
2-й Ведущий: I think it’s time to have a break and play some Christmas plays
(игры Pass the Parcel, Cut a Present (нужно срезать чулок с подарком, традиционно развешиваемые на камине),Throw a Ball into the Mouth (в нарисованный на куске ватмана рот надо попасть мячиком)
(слышится стук)
1-й Ведущий: What is it? Do you here this noise? Somebody is coming? (входит Санта Клаус) Who is that man? With a great big cherry nose? With a ling cap on his head in a suit of red? Right! Must be American Santa! Or maybe he is Russian Дед Мороз? Or British Father Christmas?
(Звучат песни “MUST BE SANTA”, “NEW YEAR DAY”, “CHRISTMAS TREE”. Игра с Санта Клаусом “Put Your Finger on Your Head”)
Учитель: So it’s time to finish our party! Merry Christmas, Dears! I wish you good luck. We are finishing our concert with a well-known Christmas song “Jingle Bells”.
Список литературы
1) Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития (инновационный курс). Книга 1 – Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. -567 с.
2) Детский игровой сайт для детей и родителей [ электронный ресурс] : Кроссворд – ёлочка зимнее – новогодний – Режим доступа : http://www.detskiy-sait.ru/krossvord-zimne-novogodnij/ - opera 10. – Заглавие с экрана.
3) Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.: Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю,. – «Академия», 2003. — 176 с. ISBN 5-7695-0445-5
4) Леонтьев А.Н.. Круглый стол «Формирование образования и воспитания в России», 1997, №5.
5) Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. – Соч., т. 5.
6) Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 300 с. акаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. – Соч., т.
7) Межшкольный методический центр информационных технологий г. Оханск [ электронный ресурс] : Формы внеклассной работы. - Режим доступа : http://www.ohansk-mmcit.narod.ru/4/vneklassnaya_deyatelnost/formi_vneklassnoi_raboti.htm- opera 10. – Заглавие с экрана.
8) Морозова О.П. Педагогический практикум: Учебные задания, задачи и вопросы. - М., 2000.- 320 с.
9) Педагогика/ Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1995.- 637с.
10) Савин Н.В. Педагогика. Учеб. Пособие для пед. училищ. Изд. 2-е, доп. – М., «Просвещение», 1978. – 351 с.
11) Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. [ Текст] : учебник / Сластенин В.А., Подымова Л.С. Министерство образования и науки Р.Ф – М.: ИЧП «Издательство Магистр», М., 1997. – 224 с. 5-89317-048-2
12) Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. [ Текст] : учебные пособия для вузов и вузов по психологии / Савин Н.В. Министерство образования и науки Р.Ф – М., 2000. – 312 с. 5-7695-2546-0
13) Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М., 1999. – 416 с.

14) English For Fun-1. 7-11 кл.: Учеб. Пособие/ Автор-составитель Брюсова Н.Г. – М.: Дрофа, 2001.
15) Как подготовить праздник Рождества Христова. – Еженедельник «Воскресная Школа», 2001
16) Веселые песенки для детей. Сборник песен на англ. Яз. Для III Кл. школ с преподаванием ряда предметов на английском языке. Сост. В.Д. Рудерман. –М., Просвещение, 1975.
17) Хрестоматия музыкального материала к учебнику-тетради «Музыка»: 1 класс.: Пособие для учителя/ Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2001.
18) «Английский язык» еженедельное приложение к газете «Первое сентября»
№ 43-44, 1994
№ 47, 1995
№ 2, 1994
№ 46, 1999
№ 1, 1994
№ 9, 1994
№ 47, 1998
№ 23, 2005
Категория: Иностранные языки | Добавил: po100eva
Просмотров: 732 | Загрузок: 24 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА