Пятница, 17:54 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Иностранные языки

Применение тестов при обучении иностранному языку в образовательных учреждениях СПО
19.12.2013, 23:50
Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Курский монтажный техникум"
Якимова Ирина Федоровна Преподаватель иностранных языков

Применение тестов при обучении иностранному языку в образовательных учреждениях СПО

Возросшие требования к знаниям иностранного языка студентами образовательных учреждений среднего профессионального образования вызывают необходимость совершенствования методики преподавания и повышения эффективности процесса обучения и контроля.
Объективное изучение уровня знаний, умений и навыков обучающихся возможно лишь в том случае, если оно будет опираться не только на качественный анализ, но и на количественные измерители с последующей статистической обработкой. Данная задача наиболее целесообразно и экономно решается при помощи учебных тестов.
Применение тестирования на занятиях по иностранному языку дает возможность намного быстрее определить уровень усвоения учебной программы, значительно сократить время на проверку умений и навыков, приобретенных обучающимися, выявить наиболее общие характерные ошибки и организовать их исправление.
Составление теста сложный, трудоемкий процесс, требующий высокой квалификации преподавателя. Разработке теста должно предшествовать установление наиболее существенных параметров обученности, достижение которых должно быть определено с помощью теста. Без предварительного определения объектов контроля может оказаться, что тест измеряет нечто, имеющее второстепенное значение.
Из целей, стоящих перед обучающимися техникумов в плане овладения иностранным языком, вытекает, что контролировать следует, прежде всего, различные виды речевой деятельности. Для овладения этими видами речевой деятельности необходимо, чтобы обучающиеся умели пользоваться отдельными лексическими единицами, грамматическими моделями, правилами чтения. Не владея достаточным запасом слов и не умея правильно строить предложения, изучающий иностранный язык не может использовать его как средство общения (письменного или устного). Усвоение знаний, умений и навыков по иностранному языку находится в тесной взаимосвязи, поэтому трудно бывает вести их учет изолированно.
Четыре основных умения, соответствующие видам речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо обеспечивают единый целостный акт коммуникации. Однако в целях более дифференцированного учета определенных знаний, умений и навыков, для того чтобы получить возможность своевременно устранять недоработки по усвоению какого-то материла или овладению каким-либо частным навыком или умением, представляется целесообразным проводить не только комплексный контроль, но и контроль овладения отдельными частными умениями на каждом данном этапе.
Обучение иностранному языку в средних профессиональных учебных заведениях осуществляется комплексным путем. Комплексность этого учебного процесса состоит в том, что работа над различными видами материала для речи и различными умениями и навыками ведется во взаимосвязи и взаимозависимости, с использованием дополняющих друг друга разнообразных источников информации, а также разных приемов обучения. Комплексный характер обучения иностранному языку обусловливается тем, что отдельные речевые умения определенным образом связаны между собой. Отсюда следует, что и система учета должна обеспечить разносторонний подход к выявлению знаний обучающихся. Односторонний учет может привести к случайностям в оценке знаний студентов.
В соответствии с программными требованиями в средних профессиональных учебных заведениях объектами контроля являются речевые умения (чтение, аудирование, говорение), с одной стороны, и усвоение языкового материала (лексические единицы, грамматические и фонетические модели), с другой стороны.
Попытаемся конкретизировать эти объекты контроля.
При проверке умения читать вслух контролируются: темп чтения, интонационное оформление, ритм и логическое членение текста, которые обеспечивают степень осмысленности чтения и восприятия текста, степень нормативности произношения отдельных звуков, правильное озвучивание соответствующих буквосочетаний.
Проверка чтения про себя включает: проверку понимания общего смысла прочитанного, количество информационных единиц, которое обучаемый может извлечь из прочитанного текста, время, затраченное на извлечение информации из текста, степень адекватности извлеченной информации.
Для определения умения читать про себя сначала производится контроль понимания отдельных предложений, затем контроль понимания отрывков (главную идею, детали, последовательность событий) и, наконец, контроль умения сделать вывод, составить аннотацию, реферат по прочитанному.
При проверке восприятия речи на слух контролю подвергаются: понимание речи различного темпа, понимание отрывков речи различной длительности звучания, понимание речи различных людей, понимание речи, воспринимаемой с технической аппаратуры.
При говорении учитывается: правильность произношения звуков на иностранном языке, интонация и ритм говорящего, правильность употребления грамматических моделей, беглость речи, правильность словоупотребления и степень идиоматичности речи. В процессе контроля диалогической речи необходимо учитывать, кроме того, понимание реплик собеседника и быстроту реакции на эти реплики.
При проверке письменного выражения мыслей на иностранном языке в первую очередь следует учитывать: количество единиц информации, коммуникативную ценность высказывания, правильность истолкования грамматических моделей, значение, правильность употребления слов и их орфографию.
В перечне видно, что в проверку каждого из умений опосредованно входит контроль усвоения соответствующего языкового материала: грамматических моделей, лексики, произношения, правил чтения.
Какие же объекты контроля при обучении иностранному языку в средних профессиональных учебных заведениях могут стать объектами тестирования?
К сожалению, сформированность не каждого умения может быть с одинаковой глубиной выявлена с помощью тестов. Существенным недочетом тестовой методики является отсутствие возможности проверки всего диапазона умений, особенно продуктивных умений. Трудно составить тест для определения умения устно выражать свои мысли, где бы вся группа обучающихся могла давать однозначные ответы.
Применение тестов является удачным методом контроля при проверке практического владения правилами чтения, грамматикой и при контроле умения понимать прочитанное. Такие тесты и приводятся ниже в статье.
Тесты могут быть итоговыми или промежуточными (тематическими).
Итоговые тесты предназначены, для того чтобы объективно подтвердить достигнутый обучающимися уровень обученности. Тематический тест призван способствовать улучшению самого учебного процесса.
Тесты могут определять уровень обученности и языковой компетенции студента относительно уровня других обучающихся (нормо-ориентированный тест) или относительно определенного критерия, например уровня обученности (критериально- ориентированный).
Результаты тестирования могут быть использованы для оценки уровня обученности студентов, для сертификации их достижений в определенном виде деятельности
(по учебной дисциплине), для распределения по группам обучения в зависимости от достигнутого уровня, для диагностики трудностей обучения.
Под тестом понимаются задания, имеющие специфическую организацию, которая позволяет всем обучающимся работать одновременно в одинаковых условиях и записывать выполнение символами. Задания тестов всегда имеют однозначное решение, определение правильности ответа осуществляется по заготовленному ключу. Применение тестов при контроле целесообразно потому, что они задают направление мыслительной деятельности учащихся, приучают их варьировать процесс переработки воспринимаемой информации.
Большинство тестов имеет несколько вариантов. В этом случае преподаватель готовит (по числу студентов в группе) раздаточные карточки долговременного пользования с заданиями. При одном варианте задание диктуется или записывается на классной доске. Работу с тестом рекомендуется проводить за 10—15 минут до конца занятия. Тест позволяет проверять одновременно всех студентов группы; выполнение теста занимает немного времени, что делает возможным его проведение практически на любом занятии; при выполнении теста все студенты поставлены в равные условия — они работают в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом, что исключает влияние на оценку их ответов такого фактора, как везение или невезение; тест дает возможность включать большой объём материала и контролировать не только его усвоение, но и наличие отдельных умений пользования им. Перечисленные и некоторые другие характеристики тестов, безусловно, свидетельствуют о целесообразности их использования в учебном процессе.
Я в своей практике стараюсь использовать тест, как один из наиболее эффективных средств контроля. Некоторые тесты пишу на раздаточных карточках долговременного пользования с заданиями. Некоторые тесты просто диктую или записываю на доске.
В тех учебниках, по которым я работаю, есть самооценочные тесты, а также проверочные тесты по окончании каждого раздела. При переходе к последующей фазе учебного курса, я считаю, необходима такая проверка, которая позволяет осуществлять обратную связь, обеспечивающую управление учебным процессом, и способствует тем самым его эффективности. Иными словами, проверочные тесты имеют цель показать преподавателю и обучающимся недостатки в ходе обучения, возникающие по той или иной причине; выявить студентов, испытывающих серьезные трудности в овладении учебным материалом, а также мотивировать работу обучающихся по повторению всего учебного материала, составляющего определенный раздел учебника. Иногда даже не ставлю оценки за проверочные тесты, но обязательно указываю студентам на допущенные ошибки. Ведь ошибки студентов - это и показатель моей работы.
Тесты имеют неоспоримые достоинства: они хорошо проверяют частные умения, занимают мало времени, что очень важно при ограниченном числе учебных часов, отведенном на иностранный язык, их результаты легко подвергаются обработке.
Тесты плохо применимы при проверке уровня владения языком в целом или при проверке уровня сформированности речевой деятельности.
В данной работе я попыталась показать важность применения тестов в процессе обучения иностранным языкам.
Таким образом, проверка и оценка знаний, умений и навыков является важной частью учебного процесса. От ее правильной постановки зависит во многом успех всего процесса обучения. Овладение методикой проверки знаний и выставления оценок является одной из важнейших и трудных задач, стоящих перед преподавателем.
Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит обучающий характер, позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы более эффективными, создавать благоприятные условия для коррекции и улучшения практического владения языком для воспитания обучающихся средствами иностранного языка.
Контроль знаний имеет большое значение и для студентов. Он помогает каждому из них понять и почувствовать, каких успехов он достиг в изучении иностранного языка или каковы его недостатки, над чем ему необходимо работать. Правильные объективные оценки, выставленные преподавателем, являются стимулом для дальнейшей работы обучающихся.

Список литературы:
1) Мильруд Р. П. Методика преподавания английского языка. - М.: ДРОФА , 2007.- 207с.
2) Симкин В.П. Осторожно: тест. Иностранные языки в школе – №5 -1996.
3) Кувшинов В. И. Тестовый контроль в процессе обучения иностранного языка. Иностранные языки в школе.- № 2 1992.
Категория: Иностранные языки | Добавил: ИрФед | Теги: Среднее профессиональное образовани, иностранный язык, Тест
Просмотров: 1186 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА