Пятница, 12:42 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

ISBN, УДК, ББК, СМИ

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Иностранные языки

Повышение мотивации учащихся II ступни обучения к изучению английского языка посредством вовлечения во внеурочную деятельность
[ Скачать с сервера (73.2Kb) ] 02.03.2016, 21:39

Повышение мотивации учащихся II ступни обучения к изучению английского языка посредством вовлечения во внеурочную деятельность

 

Федосова Елена Александровна,

учитель английского языка,

МАОУ «Гимназия № 1»

город Белгород

 

Информация об опыте

1.1.Условия возникновения и становления опыта.

Данный опыт формировался на базе Муниципального автономного образовательного учреждения «Гимназия №1», которое расположено в центральном районе города. В шаговой доступности от Гимназии расположены Детская школа искусств №1, МБОУ «СОШ №48», МБОУ «Лицей №9», Белгородская городская филармония.

В своей деятельности гимназия активно сотрудничает с высшими и средними специальными учебными заведениями г. Белгорода, а также с различными учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры.

 

Ежегодно учащиеся гимназии становятся победителями и призерами Всероссийских предметных олимпиад, конкурсов исследовательских работ, творческих смотров и соревнований различного уровня. Среди них – обладатели поощрительного гранта Президента РФ, персональные стипендиаты главы администрации г. Белгорода в рамках муниципальной целевой программы «Дети Белгорода».

В гимназии работает высококвалифицированный творческий педагогический коллектив.

Гимназия удостоена звания победителя областного конкурса «Школа года – 2011» в номинации «Городские общеобразовательные учреждения»

Гимназия неоднократно входила в список «100 лучших образовательных учреждений России» и занесена на городскую Доску Почета.

МАОУ «Гимназия №1» города Белгорода – это уникальное инновационное образовательное учреждение. С 2011 учебного года обучение ведется в условиях школы полного дня. С 2006 года в школе реализуется обучение по индивидуальным учебным планам. Процесс образования в гимназии персонифицирован, направлен на ученика и строится на основе его интеллектуальных потребностей. Такой подход позволяет каждому ученику строить своюиндивидуальную образовательную программу.

Иностранный язык изучается на базовом уровне (все ступени обучения), на углубленном уровне (начальная и средняя ступень) и на профильном уровне (старшая ступень обучения).

Материальная база гимназии включает более 150 компьютеров, около 10 интерактивных досок и 3D лабораторию.

Учащиеся гимназии активно используют информационные технологии, они воспитаны на элементах компьютерной культуры (видео продуктах, компьютерных играх и т.д.). Это обстоятельство определяет специфику условий, в которых формировался педагогический опыт автора.

Гимназисты, как правило, имеют разные образовательные запросы и мотивы к изучению английского языка. Однако традиционные методы преподавания не позволяют эффективно вести образовательный процесс в этих условиях. Это противоречие и привело автора к мысли о необходимости применения инновационных образовательных ресурсов, таких как мультимедиа, которые обеспечивают активное, творческое овладение учащимся изучаемого предмета, а также позволяют учителю изложить материал на новом качественно более высоком уровне.

Возникновение опыта связано с реализацией требований государственных образовательных стандартов по иностранным языкам. Результаты предварительной диагностики, проведенной среди обучающихся в 2012-2013 учебном году в 4, 5 и 6-х классах, показали недостаточный для данного образовательного учрежденияуровень развития внеурочной деятельности. Это побудило задуматься о том, как следует организовать процесс обучения, чтобы обеспечить положительную динамику развития у обучающихся речевой компетенции.

Педагогический коллектив Гимназии ведет активную работу по созданию комфортных условий для развития учащихся в различных направления. Одно из приоритетных направлений  - изучение иностранных языков.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности? 
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). 
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе - индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе - дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. 
Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся. 

Работа над темой опыта  началась с анкетирования учащихся 5-11 классов Гимназии с целью выявления уровня мотивированности к изучению английского языка (см.приложение № 1). Результаты опроса показали, что 40% учащихся гимназии бывали за границей. Большинство из них сделали выводы о важности  знания английского языка во время пребывания за пределами России. 10% учащимся английский язык необходим для получения будущей профессии. Также присутствовали ответы, связанные с личными интересами школьников, их хобби и тд. Около 30% учащихся 7-11 проявили слабую мотивированность к изучению английского языка. Так, перед педагогами нашей кафедры встала задача повысить мотивацию учащихся к изучению английского языка. Путем решения поставленной задачи стало вовлечение учащихся 5-11 классов во внеурочную деятельность, а также привлечение к участию в муниципальных и школьных мероприятиях учащихся начальных классов с целью формирования положительного фона для учебного процесса и повышения уровня заинтересованности учащихся.

1.2. Актуальность темы.

Актуальность темы данного опыта определяется современными требованиями к содержанию образования. Выпускники должны быть готовы встраиваться в социальную деятельность, умея в полном объеме реализовывать сформированные компетенции (языковую, лингвистическую, коммуникативную). Главная проблема учителя – поиск средств и методов развития ключевых компетенций, что показывается трудным без должного уровня мотивации учащихся к изучению языка.

Указанное выше анкетирование показало, что среди учащихся есть как ученики, высоко замотивированные в изучении языка, так и ученики с низким уровнем мотивации. На основе этих знаний можно выделить следующие противоречия:

Опыт представляет возможность решения возникших противоречий между существующим количеством высокозамотивированных в изучении английского языка учащихся и желательным уровнем.

  1. Между существующим уровнем знания языка у высоко мотивированных к изучению языка учеников и желательным уровнем.
  2. Между количеством проводимых в Гимназии внеурочных мероприятий на английском языке и    количеством мероприятий, достаточным для повышения уровня мотивации учащихся.             

Опыт решения данных противоречий представлен в данной работе. Она является актуальной, так как в настоящее время перед педагогами иностранных языков стоит вопрос о способах повышения мотивации учащихся и их реализации. Внеурочная работа по иностранному языку органично входит в учебно-воспитательный процесс, который на современном этапе школьного образования имеет свои особенности. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся, каждый учитель иностранного языка сейчас осознает, как много дает внеклассная работа и какой огромный потенциал в ней заложен.

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышении уровня мотивации учащихся к изучению английского языка путем увеличения количества внеурочных мероприятий, что позволит  таким образом создать комфортную среду для образовательного процесса.

Внеурочная деятельность неразрывно связано с урочной. На современном этапе изменилась роль, которая отводится иностранным языкам в рамках школы. Изменение статуса иностранного языка в системе  школьного образования повлияло на перестановку приоритетов в работе учителей. Для реализации коммуникативной компетенции важна не только работа на уроке, но и вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности расширяет сферу применения иностранного языка, формируется широкая и разнообразная творческую образовательную среду. Создаются благоприятные условия для формирования социокультурной компетенции. Внеклассная работа по иностранному языка имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.   

1.4. Длительность работы над опытом.

Работа над опытом длилась 3 года. В процессе работы можно выделить следующее этапы:

  1. Констатирующий (сентябрь 2012 – ноябрь 2012) этап предполагал выявления проблем и постановки целей.
  2. Деятельностный (декабрь 2012 – апрель 2015) этап -  этап разработки методов решения поставленных задач и применения их на практике. Формирование опыта.
  3. Контрольный (май 2015)  этап. В этот период проводился проведение итоговой диагностики, а так же анализ полученных результатов.

1.5. Диапазон опыта.

Диапазон опыта охватывает мероприятия урочной и внеурочной деятельности учеников 5-9  классов в рамках изучения английского языка, результаты которой подводятся в формате  «Недели английского языка».

1.5. Теоретическая база.

Теоретической базой разработки материалов опыта является работа М.М. Васильевой «Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка».

Методологическую основу данного опыта составили труды педагогов-практиков Ткачевой Г.Г. и Булдаковского М.А., которые особое внимание уделяют вопросам организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Маркова А.В. дает следующее понятие мотивации - «Мотивация — это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности».

М.М. Васильева считает, что «В основу методики обучения иностранному языку должен быть положен деятельный подход. Деятельностный подход ориентирован не столько на усвоение знаний, сколько на формирование навыков и умений, развитие творческой деятельности. Именно этот подход позволяет избежать разрыва между теоретическими знаниями и применением их на практике»

Для познавательной мотивации к изучению иностранного языка необходимо использование активных методов обучения и сочетание различных видов деятельности. Все эти виды деятельности помогают учащимся совершенствовать уровень их практических навыков говорения, расширяет их кругозор, развивает их творческие способности и т.д. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках иностранного языка, доброжелательность по отношению к учителям и своим товарищам.

1.6. Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в интеграции методов урочного и внеурочного характера, которая способствует формированию  широкой творческой образовательной среды и созданию  благоприятных условий обучения.

Кроме того, данный опыт формировался в условиях школы полного дня, которая предполагает занятость учащихся в период «окон».

Опыт отражает усовершенствованную систему внеклассных мероприятий. Эта система реализуется в комплексе внеклассных мероприятий «Неделя английского языка». Предметная неделя (Неделя иностранного языка) позволяет учащимся систематизировать полученные знания, активизировать их в речи, способствует повышению уровня практических навыков. Проведение предметной недели способствует развитию и поддержанию интереса учащихся к иностранному языку.

 

Список литературы:

  1. федеральный закон об образовании о внеурочной деятельности фгос стандарт закон федеральный государственный стандарт среднего образования ФГОС стандарты
  2. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ | ст 11
  3. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова  //  Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
  4. Зайцева, М.В. Мотивация и некоторые пути ее повышения [Текст] / М.В. Зайцева // М.: ИД "Первое сентября", 2003. – с. 23
  5. Васильева, М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка [Текст] / М.М. Васильева // .– М.: Педагогика 1988. – с.131.
  6. Новикова, Т.Г О технологии портфолио в российской школе. [Текст] / Т.Г. Новикова [и др.] // Пед. Диагностика. – 2006. - № 3. – С. 93.
Категория: Иностранные языки | Добавил: Администратор
Просмотров: 240 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА