Четверг, 15:32 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Иностранные языки

Опыт использования современных педагогических технологий в процессе обучения английскому языку на базовом уровне на примере использования УМ
02.10.2013, 21:42
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует современную школу на формирование универсальных учебных действий, в том числе связанных с иноязычной компетенцией. В рамках образовательных Стандартов второго поколения перед педагогами поставлены задачи, которые требуют новых подходов к содержанию образования, организации учебного процесса и технологиям обучения.
Как смоделировать урок, который был бы не только логически построен с точки зрения методики, но и по-настоящему интересен и познавателен для наших учеников? Британский методист Джереми Хармер называет три слагаемых успешного урока английского языка: Engage Study Activate.
Смысл первого – учащийся вовлечен в процесс, он активен и ему это нравиться. Учитель и ученики взаимодействуют друг с другом. Педагог поддерживает интерес детей, используя множество упражнений, материалов и способов совместных действий. Урок планируется в соответствии с нуждами учащихся и может быть скорректирован во время занятия при необходимости.
Второе слагаемое напоминает, что на уроке должно быть место обучению. По окончании урока они должны научиться чему-то, чего не знали до его начала.
Но какой-то объем заученного лексического и грамматического материала недостаточен для овладения языком. И тут мы подходим к третьему составляющему – использование изученного в заданиях, воссоздающих реальные ситуации из жизни. На данном этапе можно проанализировать успехи и подкорректировать последующие занятия.
Наличие этих трёх слагаемых сделает урок эффективным и позволит создать ситуацию успеха, которая и мотивирует освоения языка.
Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иностранным языкам является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Один из способов достижения этой цели, по моему мнению, - использование проектной деятельности учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
Технология проектной деятельности формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося в учении, развивает общеучебные (метапредметные) умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся.
Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.
Опыт преподавания английского языка по УМК М. З. Биболетовой "Английский с удовольствием" в 2-4 классах позволил апробировать и систематизировать применение проектов для достижения формирования УУД, предметных и личностных результатов.
На начальном этапе обучения, во 2 классе преимущественно используются арт-технологии. Дети создают творческие проекты (нарисуй, изобрази, опиши, сделай игрушку, поделку с последующим описанием): Книга "The ABC", смешная закладка-загадка, книга о друге.
В 3 и 4 классах это тоже творческие проекты (с использованием песен, стихов, драматизации), но их можно отнести и к исследовательско-информационным: «Меню лесной школы», новогодняя игрушка-поздравление, открытка ко дню рождения друга, письмо в лесную школу («Моя семья», «Любимые занятия», «Любимое время года», Мой питомец»), «Путешествие в волшебную страну», «Моя собственная сказка», «Журнал мод для телезвёзд», «Школа моей мечты».
Начало проектной деятельности школьников этого звена обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них. У детей должно создастся впечатление, что английский язык - это развлечение, цвет, деятельность, удовольствие. Разумеется, было бы здорово превратить кабинет английского языка в мастерскую – дети принесут клей, бумагу, цветные карандаши, ножницы, особенно, когда это какие-либо практические проекты из серии «Мастерим своими руками». Но в рамках одного урока сделать это сложно и будет ли тогда это урок английского языка? В целях экономии времени дети выполняют такие проекты дома. И тут мы сталкиваемся с неизбежной трудностью, когда «любящие» мамочки и бабушки выполняют этот проект за ребенка и тогда смысл всей деятельности теряется.
Чтобы избежать такой ситуации, иногда приходится планировать мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть, либо разбивать проект на его составляющие. Например, проект «Школа моей мечты»:
составление и комментирование
1. Плана школы.
2. Расписания уроков.
3. Правила для учителей.
4. Правила для учащихся.

Мини-проекты
«Дом моей мечты» Класс делится на группы. Каждая группа получает проектный лист, на котором нарисован простой план обычного дома. Учащиеся должны распределить комнаты, а могут и дополнить этот план (увеличить число комнат, этажей и т.д.) и создать проект дома своей мечты. Можно также раздать учащимся карточки, где указано то, что может находиться в этом доме помимо обычных комнат (кабинет, тренажерный зал, зимний сад, оранжерея, студия звукозаписи, игровая комната, бассейн и т.д.). Согласно условиям игры, дети не могут использовать все карточки, а должны выбрать лишь те, которые наиболее подходят к идее их идеального дома (выбор обязательно аргументируется). Затем все группы представляют свои проекты. Иногда дети настолько увлекаются, что просят ещё один проектный лист для второго этажа дома.
Идею мини-проекта «Комната моей мечты» можно реализовать при работе над описанием своей комнаты, используя современную и увлекательную форму работы – составление коллажа. Для этого, конечно, потребуется подготовительная работа по сбору вырезок из различных буклетов и журналов.
«Социологический опрос»
• Класс делится на 2 группы. Каждая группа получает задание:
1) выяснить самый любимый предмет учеников этого класса;
2) выяснить самое любимое занятие (в определенное время года).
Первая группа получает опросный лист с перечислением школьных предметов, а вторая – лист с перечислением занятий. Затем участники рассаживаются так, чтобы за одной партой оказались члены разных команд, и задают друг другу вопросы. Затем производится подсчет голосов и объявление результатов.
• Цель опроса – выяснить гастрономические предпочтения жителей страны изучаемого и родного языков.
Учитель заранее готовит статистический материал по гастрономическим предпочтениям страны изучаемого языка (самый распространенный напиток, десерт, мясное блюдо и т.д.) и представляет его детям. Учащиеся обсуждают это на уроке, сравнивая со своими вкусами. На дом они получают задание выяснить предпочтения в еде у родителей, других членов семьи и соседей (с помощью опросного листа).
Затем с помощью учителя дети подсчитывают результаты и получают собственную статистику, которую сравнивают с зарубежной. Обязательно нужно сделать вывод, попытаться объяснить причину различий.
• Игра «Сто к одному». Каждый ученик в классе получает карточку с пятью вопросами на иностранном языке. Например:
 Какой праздник в России любят больше всего?
 Какое самое традиционное блюдо русской кухни?
 Кто ваш любимый герой русских сказок?
 Какое самое традиционное блюдо английской кухни?
 Что, по вашему мнению, является символом Рождества в Англии?
При условии, что в классе 20 человек, каждый ребенок должен опросить 5 человек. В итоге класс соберет мнения 100 человек.
После обработки данных учитель готовит игру, в которой примут участие ученики из параллельного класса. Класс делится на 2 команды. В каждом раунде игры команды должны угадать самый популярный ответ, второй по популярности ответ, самый редкий ответ и т.д.
«Календарь»
В конце каждого месяца ученики делают макет листа календаря, посвященного этому месяцу. Одна группа продумывает рисунок, соответствующий времени года, составляет таблицу с днями недели и числами, вторая придумывает небольшие тексты, описывающие погоду и состояние природы, третья добавляет информацию о достижениях класса в этом месяце. После уроков дети дорабатывают макет и оформляют его. (Можно использовать фотографии) В конце года можно издать календарь.
В ходе выполнения проекта ученики активны, на уроке будет шумно, но не стоит этого бояться, мудрый учитель порадуется тому, что у каждого его ученика, даже самого слабого в языковом отношении и малоактивного в психологическом плане, появиться возможность проявить собственную фантазию и креативность, самостоятельность.
Во время предметных недель ребята с удовольствием выполняют и такие проекты, как игровые-ролевые: это инсценировка сказок и песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
Известно, что интерес к изучению иностранного языка велик на начальной стадии преподавания, затем он значительно ослабевает. Огромное влияние на мотивацию обучения оказывает переход из начальной школы в среднюю. Ребенок младшего подросткового возраста находится на пороге кризиса развития, у него падает интерес к обучению.
В этот период очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Для этого необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех участников группы, согласно их увлечениям и темпераменту. Остановлюсь на примере проекта, который, не побоюсь признаться, родился экспромтом при изучении раздела “What Do British People Like to Eat?” Unit 7 “Living Together” УМК «Enjoy English 5-6» (Биболетовой М.З., Добрыниной Н.В., Трубаневой Н.Н.). Напомню, в этом разделе учащиеся изучают лексический материал по теме «Еда», «Продукты», знакомятся с технологией приготовления английского чая и сэндвича. В моей практике за этим уроком последовали другие, на которых мы разработали меню для ресторана русской национальной кухни и весёлой пиццерии для детей. На этом я планировала завершить тему. Но детскому азарту не было предела, ребята предложили мне провести соревнование поваров, где надо было бы не только рассказать рецепт любимого блюда, но и приготовить его. Энергию детей надо было направить в нужное русло. Заметила, что в этом возрасте дети с большим увлечением выполняют проекты, используя программы Power Point, Movie Maker, Audacity, Photoshop. Так родилась идея создания кулинарного поединка видеороликов (Сulinary contest). На уроках я использовала электронные образовательные ресурсы, которые послужили учащимся своеобразными опорами для создания видеороликов для кулинарного поединка. Состязание было грандиозным. Удовольствие получили все.

Если учитель решил при изучении какого-то раздела или вопроса использовать метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать. Необходимо определить учебные задачи, продумать какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. На всех этапах урока учитель должен инициировать самостоятельную деятельность учащихся, направленность на определение проблемы, составляющей основу данного проекта и поиск путей ее решения. Сначала учителю необходимо разработать план проектной работы и придумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающий ее речевой уровень. Необходимо предусмотреть все возможные «подводные камни». Трудности могут быть обусловлены и недостаточным уровнем языковой подготовки в отдельных группах; трудностью вовлечения слабых учащихся в активную дискуссию; риском трансформации дискуссии в спор между отдельными учащимися.
Прогнозируя возможные речевые и не речевые действия учеников, приходится планировать уровень опор, необходимых для каждой группы или школьников в отдельности.
В завершении хочется сказать, что новое поколение федеральных образовательных стандартов дает возможность применения технологии проектов. Целью применения такого комплекса заданий является повышение мотивации к изучению английского языка и формирование метапредметных умений. Комплекс проектов должен помочь решить многие задачи. Это и овладение учащимися навыками поисковой деятельности, умением работать с литературой, умением поиска необходимой информации в сети Интернет; выделение нужной информации, ее обобщение; формирование у участников проектной работы умения представлять свои проекты в виде презентации, тщательно продумывать свое выступление; овладение умением реагировать на вопросы, вступать в дискуссию; развитие способности к самоанализу и самооценке; развитие творческих способностей; повышение интереса к изучаемому языку.
Категория: Иностранные языки | Добавил: НатСмирнова
Просмотров: 902 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА