Среда, 11:37 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Иностранные языки

Использование инновационных форм обучения на уроках английского языка как средство совершенствования преподавания
13.11.2015, 19:30

Амвросиевская
общеобразовательная школа I-III ступеней № 2
Амвросиевский район
Донецкая Народная Республика

Использование инновационных форм обучения на уроках английского языка как средство совершенствования преподавания

подготовила
учитель английского языка
Хорькова Ирина Валентиновна

г. Амвросиевка
2015


Наше общество остро нуждается в людях, способных самостоятельно инициативно и с высокой степенью моральной ответственности решать возникающие перед нами проблемы – общественные, научные, производственные, личные. Естественно, возрастает роль учителя в воспитании и формировании растущего поколения.
Каждый учитель ищет способ воспитания и развития детей средствами своего предмета в процессе учебной и внеурочной деятельности. Учитель иностранного языка имеет в этом плане очень большие возможности. Наш предмет открывает перед человеком перспективу широкого знакомства с культурой других народов, позволяет лучше узнать свой язык, сравнивая и сопоставляя его с изученным языком, и осознать факт существования языка как средства достижения взаимопонимания, контакта между людьми.
В последнее время поднимается вопрос о применении новых информационных технологий. Это новые формы и методы преподавания, новый поход к процессу обучения. Сегодня в центре внимания – ученик, его личность. Поэтому основная цель современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Интерактивный урок значительно эффективнее, чем стандартные, классические уроки. Во время проведения интерактивного урока ученики и учитель находятся в равных условиях, на одном уровне.
Современные педагогические технологи (обучение в сотрудничестве, нестандартные уроки, проектная методика, использование новых информационных технологий) помогают реализовать личностно-ориентированный поход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, формируют устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка.
Один из важнейших способов повышения эффективности урока – усиление коммуникативной и познавательной направленности.
Путь к этой цели – непосредственное практическое пользование языком. На своих уроках стараюсь ориентировать учащихся при выполнении упражнений не на проговаривание, а на говорение, когда у говорящего есть определенная речевая задача.
Очень важным фактором в этом плане служит мобилизующее начало урока – речевая зарядка. Она является одним из важнейших средств развития инициативной речи учащихся. На своих уроках применяю разные виды речевой зарядки:
1) рассказ учителя или просто фразу-стимул;
2) рассказ (в аудиозаписи) с последующим его обсуждением;
3) беседа по картинке с неразвернутой ситуацией;
4) факты из конкретной жизни класса.
Учащиеся используют формулы согласия и возражения, высказывают свою точку зрения, обосновывая ее.
Во время речевой зарядки отрабатываю изучаемые на данном уроке структуры или использую для повторения ранее изученные. Например, на урок во втором классе приношу красивую коробочку и прошу ребят угадать, что в ней находится. Отрабатывается вопросительная форма глагола. Этот прием не надоедает детям.
Очень важно использовать на уроке конкретные факты из жизни школы, самих учащихся. Если кто-то из ребят отметил день рождения, мы обязательно говорим на эту тему, если в школе прошло какое-то мероприятие, обсуждаем его. Я приношу на урок фотографии членов моей семьи, школы, где учатся мои внуки, письма, которые я получаю от бывших учеников. Ребята расспрашивают меня о квартире, о том, как я провела воскресенье, и о многом другом.
По очереди обращаюсь к учащимся, стимулируя их к употреблению в речи формул согласия, несогласия, возражения, уточнения. Завязывается непринужденный разговор.
Или, например, приношу на урок только что полученное письмо от волонтера, ранее работавшего в школе. Мои ученики, естественно, интересуются, кто его написал, где живет этот человек, чем занимается. Можно дать им возможность угадать, о чем сообщается в письме. Тот, кто угадал, становится победителем.
Использую так называемые «провокационные» вопросы. Например, обращаясь к учащимся одного класса, говорю, что другой класс, наверное, будет победителем в соревнованиях по волейболу. Ученики, перебивая, друг друга, говорят, что команда их класса обязательно победит, спорят, кто лучший игрок. Завязывается неподготовленная беседа на английском языке.
Чаще всего я использую на уроках парную и групповую формы работы. Это позволяет вовлечь в активную речевую деятельность всех учеников класса, обеспечить оперативный контроль за работой каждого, эффективно управлять деятельностью всех учеников.
Работу в парах и группах организую, исходя из определенных задач по овладению каким-либо видом речевой деятельности. При проведении групповой работы обычно делю класс на группы по 3-4 человека. В каждую группу входит ученик-консультант. Даю самые разнообразные задания. Например, на начальном этапе предлагаю игры «Буратино», «Упрямый Фома». Вначале ученик-консультант описывает картинку, затем просит слабого ученика описать ее. Можно организовать работу иначе. Ребята в группе по очереди описывают картинку, а затем один из них делает сообщение, остальные стараются дополнить его. В пятом классе, при работе над текстом о школе в Англии, делю класс на группы. Для развития навыков аудирования учащиеся прослушивают в аудиозаписи текст в виде письма и получают задание: первая группа описывает спортивный зал в английской школе, вторая группа – библиотеку, и т.д. Две-три минуты даются для обсуждения, и учащиеся составляют сообщения.
Использование игровой ситуации, ролевой игры на уроке усиливает эмоциональное восприятие материала, в процессе игры учащиеся приобретают опыт речевого общения, возможность говорить не от своего имени, а от имени персонажа, роль которого играет ученик, позволяет освободиться от страха показаться смешным, от стеснительности, тревоги.
При групповой и парной работе часто использую игровые ситуации и ролевые игры. Например, в 4 классе во время изучения темы «Профессии» можно использовать игру «Путешествие».
Учитель: Мы отправляемся в путешествие на корабле. Нам нужны в команде люди разных профессий. Кто будет капитаном? (Выбирают капитана the Capitan). Дети по очереди подходят к нему, отдают честь и говорят: «I am a doctor, I am a postman, I am a cook, I am a seaman» и т. д.
В ходе изучения конструкций There is …, There are … можно использовать игру «Домик Алисы в стране чудес».
Учитель: Как вы думаете, в домах английских мальчиков и девочек такая же мебель, как и в наших?
а) Что находится в доме Алисы?
Где стоит …?
There is a bed in the corner. There are two pictures on the wall.

б) С Алисой произошла необычная история. Как-то домик подхватил сильный ветер, перевернул его и понес далеко-далеко. Когда домик приземлился, все в нем стало не так: картина очутилась на полу, стулья на стене, гардины на потолке. Скажите, что еще изменилось?
There is a bed on the ceiling. There are armchairs on the wall.
Во время изучения и сравнения грамматических времен Past Simple –Present Perfect использую игру «Подарки зайчику».
Класс делится на 3 группы. Команды обговаривают, что они делают и что они уже сделали на этой неделе, употребляя разные или одинаковые глаголы. Потом они называют свои предложения классу. Сколько правильных предложений - столько и подарков, которые получит зайчик на картинке. Победителем будет команда с наибольшим количеством правильных ответов.
Ролевую игру использую как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом.
Так, приступая к изучению темы «Книги», «В библиотеке», сообщаю учащимся, что итогом их работы на уроке будет экскурсия в школьную библиотеку. Затем делю класс на две группы: «гости из Америки» и «экскурсоводы». «Экскурсоводы» знакомятся с библиотекой, «гости» рассматривают помещение библиотеки, слушая рассказ «экскурсоводов». «Гости из Америки» задают вопросы «экскурсоводу». «Библиотекарь» расспрашивает «иностранных гостей» об американской школьной библиотеке. В заключение «американцы» рассказывают о знаменитых писателях: М. Твене, Д. Лондоне, О. Генри и других, а хозяева называют своих любимых писателей, читают стихи русских и американских поэтов. С помощью урока-экскурсии убеждаюсь в том, что учащиеся могут на практике говорить по теме. Их привлекает необычная форма урока. Особенно охотно дети выступают роли «экскурсоводов».
Урок беседу за «круглым столом» обычно провожу на заключительном этапе работы над темой. При обсуждении стараюсь, чтобы дети обменивались личными мнениями и впечатлениями. Так на уроке по теме «Наши хобби и увлечения» в пятом классе ребята рассказали о своих увлечениях: любители животных – о своих питомцах, спортсмены – о занятиях в спортзале и соревнованиях, любители книги – о своих любимых авторах. На уроках стараюсь создать атмосферу доброжелательности. В конце урока хвалю наиболее активных ребят. Никогда не ставлю плохие оценки на таких уроках. По ходу беседы исправляю только те ошибки, которые грубо нарушают коммуникацию. Ребятам нравятся такие уроки, потому что они видят результат работы над темой. При выборе формы нестандартного урока я исхожу от темы урока. При изучении темы «Лондон-столица Великобритании» итоговый урок провожу в форме заочной экскурсии по городу. При изучении темы «Охрана окружающей среды» итоговый урок проходит в форме устного журнала или пресс-конференции.
На начальном этапе обучения, когда уровень языковой подготовки учащихся невысок, я обычно повожу такие нестандартные уроки как «урок игра, урок-праздник, урок-концерт, смотр конкурс. На среднем этапе обучения выбираю такие формы, как урок-викторина, урок-смотр знаний.
На старшем этапе, когда у учащихся сформирован навык неподготовленной речи провожу урок-диспут. При подготовке к таким урокам ребята используют справочники, статьи, интернет ресурсы. Задание они выполняют в форме рисунков, презентаций, эссе, с которыми выступают на уроке. Весь класс принимает участие в обсуждении, оценивают выступления одноклассников, дополняют ответы, участвуют в подведении итогов. Так на уроке по теме «Природа вокруг нас» учащиеся обсуждали следующие вопросы:
1) Донбасс – наша родина.
2) Богатство Донбасса.
3) Природа просит помощи.
Одной из актуальных технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение и позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету, расширить их кругозор, получить опыт в практическом его использовании, считаю метод проектов.
На первом этапе разрабатываю план проектной работы и придумываю систему коммуникативных упражнений, тщательно отрабатываю грамматические упражнения из учебника. На первом этапе предлагаю ученикам проблему в скрытом виде. При этом я стараюсь наводящими вопросами подвести ребят к тем пунктам плана, которые наметила заранее.
Второй этап (уроки 2-8) обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим провожу поэтапную работу над проектом. Тексты из учебника служат содержательной базой бля развития речевых и исследовательских умений учащихся. Вначале ребята учатся выражать собственное мнение. В данном случае использую клише типа: I think…, It seems to me… и т. д. Затем для игровой дискуссии учащимся предлагаю фразы согласия (Yes, I think so. Right! That’s true!), несогласия (Sorry, I don’t think so! I am afraid you are wrong!) и обобщения сказанного (On the whole…, In general…). Тренировка школьников в использовании этих речевых клише начинается сразу со второго урока в разных упражнениях. Можно предложить учащимся составить диалог в парах с использованием данных коммуникативных фраз. При этом виде деятельности ребята не только запоминают клише и закрепляют лексику, но и учатся связному, логическому изложению мыслей.
Третий этап – защита и обсуждение проектов. Каждая группа защищает перед классом свой проект. Для того чтобы поддерживать активность учащихся во время обсуждения, объективно оценить участие каждого из них в работе, я использую различные формы поощрения учащихся. Так, за использование активной лексики, коммуникативных клише, за правильно сформулированный вопрос ребята получают баллы. В конце урока баллы суммируются и по этим результатам выставляются оценки.
Работая в школе более 35 лет, замечаю, что с каждым годом увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, слабой нервной системой, поэтому здоровьесберегающие технологии являются обязательной составной частью всех моих уроков. Физкультминутки, элементы игры облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, улучшают психологический климат на уроке, предупреждают неврологические реакции.
Вот пример зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме:
Five little gentlemen
Stop for a talk.
Along came five ladies
They stood all together
And they began to dance.
Танцевальные и музыкальные физкультминутки в младших и средних классах делают урок насыщеннее, интереснее:
Come my friends and dance with me
(Дети выполняют танцевальные движения)
It is easy, you can see
One step back, one step out
(Один шаг назад, один шаг вперед)
Then you turn yourself about.
(Поворачиваются вокруг себя)
It is fun to dance with you
And it isn’t hard to do.
One step back, one step out.
Then you turn yourself about.
Пальчиковые игры – это прекрасная возможность общения с ребенком на уровне тактильных ощущений. С помощью таких игр я ввожу новую лексику, отрабатываю фонетику и речевые образцы:
(Пальцы сжаты в кулачки, большие пальцы направлены к груди)
Tommy Thumbs, up!
(Большие пальцы поднимаем вверх)
Tommy Thumbs, down!
(Большие пальцы опускаем вниз)
Tommy Thumbs dancing around the town!
(Встряхиваем кисти рук в воздухе)
Dancing on your shoulders,
(Большие пальцы танцуют на плечах)
Dancing on your knees,
(Большие пальцы танцуют на коленях)
Dancing on your head)
(Большие пальцы танцуют на голове)
And tuck them into bed.
(Прячем ладошки подмышки).
Поскольку в последнее время количество школьников с плохим зрением растет, стараюсь на каждом уроке проводить зарядку в виде упражнений для глаз.
Teacher: Close your eyes! Open your eyes!
Turn your eyes to the left, turn your eyes to the right! Your eyes up, your eyes down!
В средних и старших классах аутогенная тренировка обязательна вначале или в середине урока. Центральной задачей АТ является регуляция собственных эмоций.
Пример комплексной релаксации.
(Quite music)
Sin comfortably. Close your eyes. Breathe in, breathe out. Let’s pretend. It’s summer. You are sitting on a sandy beach. A light wind is blowing from the sea. The birds are singing. The wind is blowing from the sea. You have no trouble. No serious problems. You are quite. Your brain relaxes. There is calm in your body. You are relaxing.
(Pause).
Your troubles float away. Your love your relatives, your friends. Open your eyes. How do you feel?
Итак, в данной статье были описаны лишь некоторые из форм нестандартных уроков иностранного языка. Наблюдение за процессом обучения с использованием нестандартных форм урока или отдельных его этапов показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к языку, создает положительное отношение к его изучению, стимулирует речевую деятельность, дает возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении. Использование новых информационных технологий помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс, сделать урок более интересным и является неотъемлемой частью в методике преподавания в настоящее время, так как процесс обучения в данном случае становится более эффективным и личностно-ориентированным.


Список использованной литературы
1. Старшинова Л.В., Ценцура Н.В. «Пространство возможностей и территория успеха: методические рекомендации по обучению иностранному языку в 2015 – 2016 учебных годах», Педагогическая сокровищница Донетчины, № 1, 2015 г.
2. Базаркина Е.Л. «Английский язык 5 – 11 классы, нестандартные уроки». Волгоград, Учитель, 2005 г.
3. Кокорина Л.А., Кудева Н.Б. «Проблема мотивации и творчества на уроках иностранного языка в условиях информатизации образования». Армавир, 2004 г.
4. Кокорина Л.А. «Творчество педагога на уроках английского языка», Армавир, 2006 г.
5. Стратегия совершенствования преподавания иностранных языков в средних школах. Сборник «Вестник», Образование, №15, 2005 г.
6. Ефанова З.А. Нестандартные уроки английского языка. Волгоград, Корифей, 2006 г.
7. Смирнов А.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе, М. АПКРО, 2002.
8. Душеина Т. В. «Проектная методика на уроках иностранного языка», ИЯШ, 2003, №5.
9. Сандакова Л.Д. Обучающие игры на уроках английского языка, ИЯШ, №1, 1983.

Категория: Иностранные языки | Добавил: chorkov
Просмотров: 307 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА