Воскресенье, 15:41 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Иностранные языки

Игровая деятельность, ее место и роль в обучении иностранным языкам
[ Скачать с сервера (7.5 Kb) ] 22.06.2012, 12:43
Игровая деятельность, ее место и роль в обучении иностранным языкам
1.Введение
Основной задачей, выдвинутой реформой общеобразовательной и профессиональной школы, является задача повышения качества учебно-воспитательного процесса. В области обучения иностранным языкам это означает поиск более эффективных средств обучения общению на иностранном языке. Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся? Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения.
Для школьников игра- путь к познанию в дополнение порой к скучным, однообразным, повторяющимся из урока в урок методическим приемам учителя. Играя ученики без особых усилий, с удовольствием включаются в процесс обучения, забывая, что идет урок.
Специфика урока иностранного языка такова, что от ученика требуется внимание и быстрая реакция. Использование игры обеспечивает возможность привести методику обучения иноязычной речевой деятельности в соответствие с психологическими особенностями учащихся разных возрастных групп и, следовательно, сделать урок более эффективным, интересным, увлекательным.
Безусловно, многое на уроке зависит от учителя. Насколько хорошо он умеет общаться со своими учениками, настолько успешно будет осуществляться процесс обучения и воспитания. Вряд ли найдется учитель, который не хотел бы сегодня обучать своих учеников лучше, чем вчера. Каждый учитель понимает насколько важен вопрос наличия у учащихся интереса к изучаемому предмету. Обычно в старших классах интерес к иностранному языку падает. Как же сделать так, чтобы этого не происходило, а интерес к иностранному языку если и не возрастал, то находился на том же уровне, что и в младших классах?
В настоящее время одним из наиболее эффективных приемов обучения иностранным языкам считается игра. Она способствует созданию на уроке обстановки естественного речевого общения, снимает напряжение, непроизвольно побуждает обучаемых к активному участию в учебном процессе, стимулирует и интенсифицирует его, вызывает интерес к изучению иностранного языка. И все-таки для чего же нужна игра?
При установившихся издавна приемах обучения иностранному языку и структуре урока нередко бывает так, что большая часть учеников не только на одном , но и на нескольких уроках подряд не скажет ни одной фразы на иностранном языке. Задача состоит в том, чтобы именно в младших классах привить ученикам интерес к изучению иностранного языка. Тогда его можно сравнительно легко поддержать и в старших классах. Если же интерес к изучению иностранного языка не будет пробужден с самого начала и должным образом не закреплен в дальнейшем , то у учащихся старших классов развить его будет делом очень трудным.
Таким образом, одним из лучших способов пробуждения интереса учащихся к предмету иностранный язык- является языковые игры. Языковые игры предназначаются для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков, тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком.

2.Игровое обучение иностранным языкам и иноязычному общению.
Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.
Наиболее сильным мотивирующим фактором является приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: учитель-группа, учитель- ученик, ученик-группа, ученик-ученик. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность.
Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория-это определенная социальная среда, в которой учитель и ученики вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс- это взаимодействие всех присутствующих.Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование игр.
Как известно, игры на уроках и внеклассных занятиях способствуют выполнению важных методических задач:
__ созданию психологической готовности детей к речевому общению;
__ обеспечению естественной необходимости многократного повторения языкового материала;
__ тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.
С помощью игр можно развивать также память, внимание, логическое мышление.
Существуют следующие виды языковых игр:
1.Фонетические игры, которые служат для формирования словообразовательных и орфографических навыков.
2.Орфографические игры, которые служат для формирования словообразовательных и орфографических навыков.
3.Игры для работы с алфавитом, которые служат опорой для усвоения алфавита, формирования орфографического навыка и т.д.
4.Лексические игры, которые служат для усвоения лексических единиц по пройденным темам, активизации лексики.
5.Грамматические игры, которые служат для автоматизации грамматического материала, автоматизации каких-либо конструкций в речи.
6.Игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим материалом. Основной задачей этой группы упражнений является управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых и формирование у них лексических и грамматических навыков, а также организация самостоятельной работы на уроках с целью овладения правилами употребления конкретных языковых единиц.
7.Игровые упражнения для обучения иноязычному общению. Эта группа упражнений позволяет организовать целенаправленную языковую практику обучаемых на иностранном языке, тренировку и активизацию в ее рамках навыков и умений монологической и диалогической речи, различных типов взаимодействия партнеров по общению, формирования и формулирования многообразных функциональных типов высказываний (описания, сообщения информации, согласия и т.д.) Цель каждой из игр,о которых я расскажу ниже, составляет речевая тренировка на иностранном языке. Учитель сообщает ребятам игровую цель, которая настраивает их на выполнение различных игровых действий, а иноязычная речь становится средством их выполнения, создавая основу для практики иноязычной речевой деятельности обучаемых ( говорения, письма, аудирования, чтения)
8.Ролевые игры. Это методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевые игры- это одна из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В основе речевых игр лежит организованное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом.
9.И отдельно мне хотелось бы остановится на ролево-игровых проектах. Сам метод проектов приобрел в настоящее время большую популярность и много сторонников. В основу проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия различных вариантов решения. Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике. Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
Воспитывающие функции игры проявляются в том, что для процесса совместного решения коммуникативных и методических задач характерны мотивы самоутверждения и соревнования, типично возникновение взаимопомощи и взаимоконтроля. Развивающие функции игры проявляются в формировании и развитии таких психических процессов и личностных качеств, как внимание, память, творческое воображение.
Категория: Иностранные языки | Добавил: нет | Теги: Урок, обучение, школа, игра
Просмотров: 3551 | Загрузок: 195 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА