Четверг, 22:54 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Информатика

Разработка урока "Линейный алгоритм и его реализация с среде программирования Lazarus"
[ Скачать с сервера (76.1Kb) ] 22.12.2014, 06:56

МБОУ «Верхне-Идинская СОШ»

Разработка урока
«Линейный алгоритм и его реализация
в среде программирования Lazarus»

Разработал: учитель физики и информатики I кв. категории
Перминов А.Ю.

с. Тихоновка, 2012 г.
Цели урока:
Образовательная: актуализировать и закрепить ранее изученный материал, научиться составлять линейные алгоритмы и программы в среде программирования Lazarus.
Развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;
Воспитательная: продолжить развитие коммуникативной культуры, развивать познавательные интерес
Тип урока: урок закрепления полученных знаний и изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный урок.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследователь-ский, практический.
Оборудование и дидактические материалы: компьютер с установ-ленной операционной системой Linux и средой программирования Lazarus, видеопроектор, компьютерная презентация, карточки с заданиями.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
3. Тест.
4. Изучение нового материала. Создание проблемной ситуа-ции.
5. Закрепление пройденного материала. Решение задач.
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, ознакомление учащихся с целями и задачами урока.

2. Актуализация начальных знаний учащихся (презентация).
Оператор присваивания
Вопрос 1. Какова цель оператора присваивания?
Ответ. Задание переменной некоторого значения.
Вопрос 2. Как записывается оператор присваивания?
Ответ. переменная := выражение;
Вопрос 3. Как выполняется оператор присваивания?
Ответ.
1. вычисляется значение выражения в правой части,
2. это значение присваивается переменной, указанной в левой части. После этого старое значение переменной пропадает («стирается»)
Вопрос 4. Допустимо ли присваивание переменной вещественного типа значения выражения целого типа?
Ответ. Да.
Вопрос 5. Допустимо ли присваивание переменной целого типа значения выражения вещественного типа?
Ответ. Нет.
Вопрос 6: дан пример
var
a, b, c: integer;
r, d: real;
begin
a:=5;
b:=20;
c:=-7;
d:=2,5;
r:=a+(4*b+c)*d;
a:=a+4;
d:=a*7;
Вопрос 7. Чему равны значения переменных r, a, d?
Ответ. r = 187.5; a = 9; d = 45.0
Вопрос 8. Можно ли выполнить оператор a:=d;
Ответ. Нет.
Ввод/вывод данных.
Вопрос 9. Какой объект используется для ввода/вывода данных в программу
Ответ. Объект TEdit
Вопрос 10. К какому свойству объекта TEdit мы должны обращаться, для ввода/вывода данных
Ответ. Свойство Text
Вопрос 11. Какая функция используется для преобразования переменной типа string в переменную типа integer.
Ответ: StrToInt(s:string):integer;
Вопрос 12. Какая функция используется для преобразования переменной типа integer в переменную типа string.
Ответ: IntToStr(x:integer):string
Вопрос 13. Определите результат выполнения следующего фрагмента программы
a:=5;
b:=7
Edit1.Text:=StrToInt(a+b);
Ответ: 12
Вопрос 14. Определите результат выполнения следующего фрагмента программы
a:=5;
b:=7
Edit1.Text:=StrToInt(‘a+b’);

3. Тест (см. приложение 1).
Учащиеся выполняют тест.
4. Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации.
Сегодня мы рассмотрим с вами, как изученные ранее операторы ис-пользуются для реализации линейных алгоритмов на языке программирования. Вспомним, какие алгоритмы называются линейными?
Учащиеся отвечают. (Это алгоритмы, в которых действия выполняются последовательно одно за другим)
Решение задачи на компьютере — это процесс автоматического преобразования исходных данных в искомый результат в соответствии с заданным алгоритмом.
Поэтому перед решением задачи на компьютере, она должна пройти некоторые этапы подготовки.
1) Постановка задачи — необходимо четко определить цель задачи, дать словесное описание содержания задачи, выделить исходные данные для ее решения. Предложить общий подход к её решению, определиться какие результаты и в каком виде должны быть получены.
2) Построение математической модели — представление ее в виде формул, уравнений, соотношений, которые могут быть реализованы в компьютере.
3) Алгоритмизация — построение алгоритма.
4) Составление сценария работы на компьютере (этот этап мы пока будем опускать).
5) Написание задачи на языке программирования.
Программа должна быть универсальной (не зависящей от конкретного набора данных). Необходимо предусмотреть контроль вводимых данных. Необходимо повысить эффективность программы, т. е. уменьшить количество выполняемых операций и время работы программы.
6) Отладка и тестирование программы.
На этом этапе происходят выполнение алгоритма с помощью компьютера, поиск и исключение ошибок. При этом программисту приходится выполнять рутинную работу по проверке работы программы, поиску и исключению ошибок, и поэтому для сложных программ этот часто требует гораздо больше времени и сил, чем написание первоначального текста программы.
Программист должен составить тест — это специально подобранные исходные данные, в совокупности с результатами, которые должны получиться.
Отладка — это исправление ошибок — сложный и нестандартный процесс. Исходный план отладки заключается в том, чтобы оттестировать программу на составленных контрольных тестах.
7) Анализ полученных результатов.
Рассмотрим эти этапы на примере следующей задачи.
Задача. «Покупка в магазине»
Человек делает в магазине покупки. Определите сколько денег у него останется после покупки в магазине перчаток стоимостью А руб., портфеля стоимостью B руб. и галстука стоимостью D руб. Все исходные данные задаются с клавиатуры.
1 этап. Постановка задачи
Исходные данные.
a - стоимость перчаток;
b - стоимость портфеля;
с - стоимость галстука;
money — количество денег у человека.
Все эти переменные будут целочисленного типа.
Результат.
rem — количество денег, которое останется у человека (целочисленный тип).
2 этап. Построение математической модели (метод решения)
rem = money – a – b – с
3 этап. Алгоритмизация.

5 этап. Разработка проекта

var
a,b,c,money,rem:integer;
begin
a:=StrToInt(edit1.Text);
b:=StrToInt(edit2.Text);
c:=StrToInt(edit3.Text);
money:=StrToInt(edit5.Text);
rem:=money-a-b-c;
edit4.Text:=IntToStr(rem);
end;
6 этап. Тест.
a = 500; b = 450; d = 320
money = 1700
rem = 1700 – 500 – 450 – 320 = 430
Набираем программу на компьютере и запускаем с данными заданными в тесте.
7 этап. Анализируем результат.
5.Закрепление знаний.
Учащиеся выполняют задания по группам, 2 человека в каждой группе.
Задача №1. В пяти тестовых опросах мальчик получил оценки. Со-ставьте алгоритм и программу, которая определит среднее значение оценок, полученных мальчиком в пяти опросах.
Задача №2. Имеется садовый участок, имеющий форму прямоугольника со сторонами А метров и В метров. Составьте алгоритм и программу, которая определит сколько досок надо купить, чтобы поставить сплошной забор. Ширина одной доски 10 см.
Задача №3. В магазине продается костюмная ткань. Ее цена В руб. за квадратный метр. Составьте алгоритм и программу, которая подсчитает и выведет на экран стоимость куска этой ткани длиной Х метров и шириной 80 см.
Задача №4. Хозяин хочет оклеить обоями длинную стену в своем доме. Длина этой стены равна А метров, а высота - В метров. Рулон обоев имеет длину 12 метров и ширину K см. Составьте алгоритм и программу, которая определит стоимость обоев для всей стены, если цена одного рулона К руб.
6. Подведение итогов урока.
Выставление оценок учащимся.
7. Домашнее задание.
Фруктовый магазин продает яблоки по А руб. за кг., груши по В руб. за кг., апельсины по С руб. за кг. В первые два дня недели продано: понедельник – Х кг. яблок, Y кг. груш, Z кг. апельсинов; вторник – X кг. яблок, Y кг. груш, Z кг. Апельсинов (X, Y, Z — принимают разные значения в понедельник и во вторник). Разработайте проект, который будет вычислять, на какую сумму продал магазин фруктов в каждый из этих дней и за оба дня вместе.
Рефлексия.
Спасибо за работу. Наша цель выполнена – мы повторили оператор присваивания и приема ввода/вывода данных в программу и успешно применили свои знания по решению линейных задач в практических си-туациях.
До свидания. Желаю вам успехов.

Категория: Информатика | Добавил: Perminov
Просмотров: 902 | Загрузок: 60 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА