Вторник, 06:58 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Информатика

Проблемы информатизации начального образования
[ Скачать с сервера (24.6Kb) ] 05.05.2014, 11:17
«Проблемы информатизации начального образования».

В нашей стране полным ходом идет процесс развития информационного общества. Ученикам начальных классов через несколько лет предстоит влиться в это информационное общество. Будут ли они успешными, смогут ли добиться высоких жизненных результатов, станут ли они полезными своей стране? Все это во многом будет зависеть от того, насколько школа сможет сформировать информационную культуру своих учеников. В свою очередь, информационная культура личности предполагает информационную грамотность, грамотность в сфере ИКТ, информационное мировоззрение и способность создавать свои информационные продукты.
Переход на федеральные стандарты второго поколения в начальном звене изменил требования к ресурсам, техническим средствам, методикам обучения и воспитания. Поэтому на первый план выходит процесс информатизации учебной, внеурочной и воспитательной деятельности начального звена. Деятельностные требования Стандарта к информационно-образовательной среде образовательного учреждения означают, что школа становится Школой информатизации.
Стандарт Информатизации предполагает:
• создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео сопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);
• получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);
• умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий информационными технологиями, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к организации своей деятельности.
Использование ИКТ позволяет развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности; сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности; активно вовлекать учащихся в учебный процесс; качественно изменить контроль за деятельностью учащихся.
Использование учителем, а еще лучше самими учащимися, качественных образовательных электронных ресурсов делает реальным для учеников получение образования в соответствии с современными требованиями вне зависимости от месторасположения учебного заведения.
На современном этапе реформирования российской школы все большее внимание уделяется информатизации начального образования. Причин тому несколько.
Во-первых, существует социальный заказ, связанный с потребностью в инициативных, способных к самообучению, обладающих высокой информационно-коммуникационной компетенцией выпускниках школы.
Во-вторых, в процессе обучения и воспитания младших школьников имеется целый ряд психолого-педагогических проблем, с которыми сталкивается учитель начальной школы и которые обусловлены, как правило, социальными причинами.
Школа сталкивается с проблемами информатизации начального образования. Хочу остановиться на некоторых из них и возможных путях их решения.
Анализ современных исследований показал, что проблеме включения компьютерных технологий в процесс обучения, а также разработке средств информатизации и коммуникации образовательного назначения, особенно в начальной школе, не уделяется должного внимания. Стоит отметить, что именно начальное образование является базовым для всего последующего обучения применительно ко всем образовательным областям. В начальной школе закладываются основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности, которые развиваются и дифференцируются на дальнейших ступенях обучения.
Глубокие изменения психологических особенностей младших школьников свидетельствуют о широких возможностях развития детей на данном возрастном этапе. В этот период на качественно новом уровне происходит реализация потенциала развития младшего школьника как активного субъекта, осуществляющего познание окружающего мира и собственной личности, формирующего собственный опыт действий в этом мире.
Следует помнить, что младший школьный возраст является благоприятным для формирования мотивационного компонента учебной деятельности, развития познавательных интересов и потребностей, раскрытия индивидуальных особенностей и личностных способностей, освоения продуктивных приемов и навыков учения, становления адекватной самооценки, критичности в отношении себя и окружающих, а также развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции.
Указанные особенности позволяют сделать заключение о том, что информационно-коммуникационные технологии должны стать не дополнительным средством в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающими его эффективность и максимально способствующими всестороннему развитию интеллектуальной, эмоциональной и личностной сфер детей младшего школьного возраста.
Таким образом, компьютер в обучении младших школьников должен выступать не столько объектом изучения, т.е. инструментом для формирования компьютерной грамотности учащихся, сколько средством обучения, влияющим на развитие и воспитание учащихся.
Опыт школ, в которых на уроках в начальных классах применяются электронные учебные материалы, демонстрирует целый ряд положительных тенденций. В первую очередь это уменьшение количества дидактических затруднений у учащихся, повышение активности и инициативности школьников, положительная динамика мотивации учения, формирование навыков использования новых информационных технологий для самообразования школьников.
Однако для подавляющего большинства школ информатизация начального образования остается пока далекой перспективой. Причиной тому является не столько отсутствие технических средств, сколько целый ряд организационно-педагогических и методических проблем.
Одна из них - проблема, связанная с организацией урока в начальной школе с применением информационных технологий. Проведение такого урока в школьном кабинете информатики возможно, но имеет ряд недостатков.
Во-первых, деление детей на подгруппы, предусмотренное для урока информатики и обеспеченное как финансово (тарификацией учителя информатики), так и технически (10-12 компьютеров в кабинете), не приемлемо для проведения урока математики или русского языка в начальных классах.
Во-вторых, специфика преподавания в начальной школе предполагает многовариантное использование дидактических приемов и методов обучения в рамках одного урока. Проведение урока в кабинете информатики психологически настраивает учащихся на длительный контакт с компьютером и снижает мотивацию усвоения знаний, препятствует формированию умений и навыков традиционными методами. Учитывая, что по санитарно-гигиеническим нормам работа ученика начальной школы за компьютером не может продолжаться более 15 минут, целесообразно проводить уроки с применением новых информационных технологий в кабинетах начальных классов. В этом случае школьники остаются в привычной для них обстановке, сидят за партами, размеры которых подобраны в соответствии с ростом детей; компьютер используется на уроке как современное средство обучения математике, русскому языку, природоведению и другим предметам, а не рассматривается как объект изучения.
Я заинтересовалась подходом, который был предложен и апробирован Сибирским институтом образовательных технологий Российской академии образования. Он предусматривает в кабинетах начальных классов размещение 1-3 компьютеров для индивидуальной работы младших школьников на уроке. Наличие в классе проекционного экрана либо телевизора с большой диагональю позволяет проводить демонстрацию видеосюжетов и иллюстративных фрагментов электронных учебных систем обучения и энциклопедий для фронтальной работы с учащимися.
Обучение учителей начальной школы работе на современных компьютерах не занимает много времени. Гораздо больше усилий требуется для разработки авторских методик преподавания с применением новых информационных технологий.
Методические рекомендации учителям, разрабатываемые в Сибирском институте образовательных технологий Российской академии образования могут заинтересовать тех, кто начинает информатизацию начального образования. Вот некоторые из них.
Учителю предлагается включить в тематическое планирование перечень электронных учебных материалов, имеющихся в школе и соответствующих изучаемым темам курса. При разработке плана-конспекта урока рекомендуется предусмотреть применение иллюстративного материала, тренировочных или контрольных заданий на различных этапах урока в соответствии с дидактическими целями конкретного урока. Кроме того можно составить примерный список учащихся, которых целесообразно привлечь к индивидуальной работе за компьютером на этом уроке.
Определить, кого из детей желательно пригласить для индивидуальной или групповой работы за компьютером, поможет обобщенная таблица психолого-педагогических особенностей школьников, составленная на основе проводимого психологического тестирования. Так, например, ребенку с приоритетной визуальной системой восприятия комфортнее выполнять задания по русскому языку на компьютере в то время, когда учитель проводит распределительный диктант. Ученику, для которого аудиальная система восприятия является ведущей, можно предложить поработать за компьютером в наушниках, пока класс переписывает текст из учебника.
Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, учитель может максимально эффективно использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства.
Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, можно оптимизировать работу за компьютером в группах, организованных по совокупности психолого-педагогических характеристик. Особый эффект дает такая форма работы при решении проблемных задач на уроках математики, заданий исследовательского характера на уроках природоведения.
При проведении динамичных учебных игр, эстафет целесообразно предлагать учащимся с заниженной скоростью мыслительных процессов выполнять аналогичное задание за компьютером. Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей.
Школьникам, выполняющим общие для всех задания качественно и быстро, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.
Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурированно изложенного в компьютерных обучающих программах, во время проведения устного счета, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме.
На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе.
Таким образом, применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом.
Далеко не все электронные материалы, предлагаемые рынком компьютерных программ для детей младшего школьного возраста, могут быть использованы на уроке так, как описано выше. Большинство из них предназначено для внеурочной деятельности или может применяться в качестве иллюстративного материала.
В Сибирском институте образовательных технологий Российской академии образования разрабатываются экспериментальные электронные учебные материалы в виде программно-методических комплексов, предназначенные для применения на различных этапах урока в начальной школе. Они включают в себя теоретический материал, задания для закрепления знаний по теме и контрольные задания разных уровней сложности по русскому языку, математике, природоведению. Каждое из заданий выполняется ребенком в течение 2-5 минут. Таким образом, за один урок учитель имеет возможность обеспечить индивидуальной работой за компьютером до десяти учащихся, не превышая санитарно-гигиенические нормы работы младших школьников за компьютером.
Апробация уже разработанных экспериментальных электронных программно-методических комплексов для начальной школы в школах Сибирского региона подтвердила предположения ученых об эффективности применения новых информационных технологий в начальном образовании.
В заключении хочется сказать, что:
1.Формирование ИКТ-компетентности педагогов начальных классов во всем многообразии составляющих ее умений и навыков, влекущее активное использование средств информатизации и коммуникации в обучении, воспитании и развитии младших школьников, способствует активизации деятельности учащихся, повышает познавательного интереса, мотивационный компонента учебной деятельности, и, следовательно, способствует достижению педагогических целей и повышению эффективности обучения.
2. Владея навыками использования средств информационных и коммуникационных технологий педагог способен применять их для педагогической диагностики и отражения результатов, педагогического целеполагания, планирования и прогнозирования, практического осуществления намеченного плана, а также анализа результатов выполненной работы.
3.Грамотное использование средств ИКТ в образовательном процессе способно не только удовлетворить потребности детей, но и заинтересовать младших школьников изучаемыми предметами, расположить их к самостоятельному приобретению знаний и их углублению.
4.Систематическое использование средств информатизации и коммуникации, расширяющих и дополняющих традиционные методы и приемы обучения в сочетании с педагогическими инновациями, значительно повышает эффективность обучения, воспитания и развития младших школьников, при этом позволяет не только увеличить скорость, объѐм и качество передачи информации учащимся и повысить уровень ее понимания, но и способствует развитию широкого спектра важных качеств личности ребенка.

Список литературы:

1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании/ И.В.Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В. Роберт. – М.: Дрофа, 2008 – 312с.
2. Бобко И.М., Молокова А.В., Молоков Ю.Г. Тенденции развития информатизации общеобразовательной школы. - Новосибирск: СИОТ РАО, 1996. - 122 с.
3. Молоков Ю.Г. Компьютер в школах Сибири // Информатика и образование. - 1997. - No 2. - С. 4-5.
4. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып. 1. / Под ред. И.М. Бобко. - Новосибирск: СИОТ РАО, 1997. - С. 77-81.
5. Молокова А.В. Опыт и перспективы создания электронных учебных материалов для начальной школы // Психолого-педагогические аспекты внедрения информационных технологий в образовательный процесс: Сб. научных трудов. / Под ред. И.М. Бобко. - Новосибирск - Новокузнецк: НГПИ, 2002. - С. 16-21.
Категория: Информатика | Добавил: NATUSKA
Просмотров: 1619 | Загрузок: 84 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА