Суббота, 16:57 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Информатика

«Множество, отношения на множестве. Отрицание»
[ Скачать с сервера (865.1Kb) ] 10.11.2013, 22:22
Тема урока: «Множество, отношения на множестве. Отрицание»

Цели: закрепить знания учащихся о множествах и отношениях на множестве; способствовать глубокому усвоению знаний о высказываниях (составные, отрицание, истинность высказывания); закрепить знания о графах, способах их построения и выражаемых ими отношениях; формировать элементы формальной логики; развивать логическое мышление, внимание, образное восприятие, навыки обобщения и систематизации; воспитывать умение взаимодействовать с другими людьми, стремление помогать товарищам, ответственность.
Оборудование: письмо доброй феи, презентация.
Ход урока
I. Организация работы.
«Фея сказочного леса». (слайд 2)
- Ребята, сегодня почтальон принес в школу письмо, на котором написано: школа №2, 3 А. Как вы думаете, кому это письмо?
- Давайте посмотрим, что в нем написано:
Дорогие ребята, я, Добрая фея, улетела по делам в тридевятое королевство. В моем сказочном лесу живет очень много обитателей: мышек, зверей, птиц, сказочных существ. Прошу вас, проследите, чтобы все в лесу было в порядке, все жили дружно. Я не могла оставить вам волшебную палочку, но уверена, что вы сможете справиться, используя свои знания.
- Итак, ребята, сегодня нам предстоит сложная задача - следить за порядком в лесу.
II. Закрепление материала.
1.Множества.
- Ребята, недолго нам пришлось ждать, а вот к нам и первые посетители - Мышата.(слайд 3)
- У каждого мышонка много родственников. Они собрались вместе, чтобы узнать, кто кому родственник. А узнать это просто: нужно разделить их на множества, те мышата, которые окажутся в пересечении и есть родственники.
Один ученик у доски рисует множества в виде фигур.
- А чем у нас отличаются мышата? (Цветом футболок, на одних есть кружки, па других нет, есть чулочки или нет.)
- В какое множество войдут все мышата? (Мышей.)
- Какие еще множества вы можете выделить? (Мышат в темно серых футболках, мышат в светлых футболках.)
- Пересекаются ли эти множества? (Нет.) Как мы их обозначим?
- Назовите другие множества. (Мышат в футболках в горошек.)
Как мы нарисуем это множество? (Оно пересекается с множеством темно-серых и светло-серых футболок.)
- Есть еще отличительные признаки? (Полосатые чулочки.) Это множество пересекается с каким-нибудь другим? (Полностью входит в множество мышат в темно-серых футболках.) Как это можно обозначить?
- Рассмотрите наш рисунок. Какие же мышата не родственники?
Спасибо вам, ребятки,
Услуги не забудем.
Пускай не все мы братья,
Дружить все вместе будем.
2. О т н о ш е н и я множеств. (слайд 4)
- Посмотрите, кто еще стучится в дверь Доброй феи? Это маленькая
Русалка. Ей тоже нужна наша помощь.
Ах, ребята, очень стыдно:
Двойку в школе получила.
Наш учитель понял сразу: Множества я не учила.
Помогите разобраться
В этих знаках непонятных.
Получить хотя б 4
Было б очень мне приятно.
- А что же это за знаки?
- Ребята, я сейчас буду показывать вам знаки, а вы должны придумать множества, соответствующие рисунку и назвать выделенное отношение.
(По одному.)
- Какие отношения были показаны? (Объединение, пересечение,
дополнение, непересекающиеся множества.)
3. Высказывание. Отрицание и составное высказывание. Истинность высказывания. (слайд 5)
Я решила постараться
и совсем исправиться.
Может, доброй и простой быть
и мне понравится.
- Лисичка нарисовала на конкурс 4 рисунка. Однако отправить нужно только один, самый правильный.
- Как же это определить? Нужно заполнить таблицу истинности для этих рисунков и найти тот, для которого все высказывания истинны.
- А вот и рисунки:
Высказывание №1 №2 №3
На столе 3 яблока. да да да
В кувшине НЕТ цветка. да да нет
В графине налита вода ИЛИ компот. да да да
На столе лежит ветка И цветок. да нет да
Скатерть на столе белая ИЛИ в горошек. да нет да
- Рассмотрите рисунки. Прочитайте первое высказывание. Истинно ли оно для первого высказывания? Почему?
- Истинно оно для второго и третьего высказываний? Как вы определили? (Посмотрели рисунок, если это действительно так, то это высказывание истинно, есть нет - ложное.)
- Прочитаем второе высказывание. Как его можно назвать? (Это - отрицание.) Как определить его истинность? (Если щетка действительно нет, то оно истинное, если есть - ложное.)
- Это высказывание истинно для всех рисунков? (Нет, оно ложное для рисунка № 3, так как па нем цветок в кувшине есть.)
- Прочитайте третье высказывание. В чем его особенность? (Это - составное высказывание со связкой ИЛИ.)
- Как определить истинность такого высказывания? (Оно истинно, если хотя бы одно из высказываний истинно.)
- Определите его истинность для всех рисунков. (Г/q одному человеку к каждому рисунку.)
- В чем особенность следующего высказывания? (Составное со связкой И.) Как определить его истинность? (Если оба высказывания истинны, то истинно и составное высказывание.)
- Определите самостоятельно истинность последнего высказывания относительно рисунков.
- Итак, ребята, таблицу истинности для всех рисунков мы заполнили. Какой можно сделать вывод?
- Правильный рисунок - № 1, так как только для него все эти высказывания истинны.
4.Построение графа.(слайд6)
- Следующее паше дело в качестве Доброй феи потребует от вас знания графов. Какие части есть у графа? (Вершины и ребра.)
- Нам 1гужпо построить граф, который поможет Красной Шапочке не попасть в лапы к Волку.
- Откроем шкатулку Доброй феи, здесь есть описание этого пути:
Выйти нужно от опушки, А потом идти к ручью.
Подойти к пустой избушке,
Дать ежам по калачу.
Перейти через мосточек,
Обойти старинный дуб.
Сквозь болото, через кочки
Пробеги скорее, друг.
А в лесу стоит береза,
Там под ней медведь живет.
Дай медведю ты ватрушку,
Отведет тебя к избушке
Твоей бабушки-старушки.
Учитель читает путь целиком, а затем по описанию одного пункта. Ученики по одному отмечают путь Красной Шапочки. (слайд 7)
- Назовите вершины, которые являются пунктами пути Красной Шапочки.
- Назовите ребра графа.
- Является ли этот граф ориентированным. (Нет, так как ребра проста прямые линии, а вершины равноправны.)
5. Ориентированный граф. (слайд 8)
- А это Звездочет - учитель сказочной школы. Он пришел к Доброй фее посоветоваться: Какие истории лучше всего сочинить для его учеников к данным графам, чтобы и русалки, и лесные жители смогли выполнить задания.
- Поможем Звездочету?
- Ребята, рассмотрите эти графы.

Придумайте к каждому историю и расскажите нам. (Придумывают индивидуально, затем один ученик рассказывает, другой проверяет и отмечает отношения.)
- Как называются графы такого вида? (Ориентированные.)
Ш. Итог урока.
- Ребята, вы сегодня поняли, что для того, чтобы творить чудеса, не обязательно нужна волшебная палочка. Просто нужно много знать и хотеть помочь.
- Что нужно было знать, чтобы помочь всем? (Множества и отношения множеств, как определить истинность высказывания, как построить граф, определить направление стрелок графа и т. д.)
Домашнее задание. (слайд 9)
Из учебника: Задание 34. Задание 35.

Список использованной литературы
А. В. Горячев Учебник «Информатика в играх и задачах».
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://images.yandex.ru/yandsearch
Категория: Информатика | Добавил: учитель5026
Просмотров: 809 | Загрузок: 118 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА