Пятница, 10:42 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Информатика

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по теме Файловая система персонального компьютера
19.04.2016, 16:02

Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Самарский машиностроительный колледж»

(ГБПОУ СМК)

 

 

 

 

специальность 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

 

 

дисциплина ОП.01. Операционные системы

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

по теме  Файловая система персонального компьютера

 

 

 

 

преподаватель Дуреева Татьяна Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2016

 

Аннотация

 

Методическая разработка урока "Файловая система персонального компьютера", предназначена для проведения урока промежуточного контроля и систематизации знаний студентов специальности 09.02.03 (230115) Программирование в компьютерных системах по дисциплине «Операционные системы».

Урок проводится в виде деловой игры на тему «Выбор файловой системы для домашнего персонального компьютера». В игре участвуют две команды по 6 человек, которые заблаговременно методом жеребьёвки выбирают для характеристики одну из файловых систем FAT32 или NTFS. Команды получают домашнее задание подготовить презентацию о своей файловой системе. Остальные студенты группы - болельщики по ходу урока могут задавать вопросы командам, а в конце урока должны сделать выбор в пользу одной из файловых систем, основываясь на представление файловых систем командами.

В ходе урока команды представляют свои точки зрения, отвечают на вопросы болельщиков и выполняют задания ведущего. За каждое выполненное задание, правильный ответ на вопрос и итоговый выбор файловой системы болельщиком, команды получаю баллы. Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Актуальность методической разработки заключается в использовании современных образовательных технологий в процессе обучения, позволяющих обеспечивать условия для формирования личностных, социально-значимых и общепрофессиональных компетенций будущего специалиста.

В ходе проведения занятия у студентов формируются общие компетенции ОК1-ОК8 и профессиональные компетенции ПК 1.3, 2.3, 3.2, 3.3 специальности 09.02.03 (230115) Программирование в компьютерных системах.

В методической разработке учебного занятия описываются цели и задачи, этапы проведения урока, представлены задания. Материалы, представленные в методической разработке, могут использоваться преподавателями информатики  и специальных дисциплин специальности 09.02.03 (230115) Программирование в компьютерных системах».

 

 

 

 

1     Цель урока: проверка, обобщение и закрепление учебного материала по теме «Файловая система персонального компьютера» и создание условий для развития познавательной и коммуникативной компетенций студентов по средствам погружения в тему.

2     Задачи:

    2.1 Обучающие:

  • обеспечить закрепление и усвоение студентами понятия, функций, назначения и состава файловой системы персонального компьютера (ПК);
  • выявить основные преимущества и недостатки файловых систем FAT32 и NTFS, разработанных для операционных систем семейства Windows.

2.2.    Развивающие:

  • развитие познавательной активности студентов через решение поставленных познавательных задач;
  • развитие коммуникативных способностей студентов через работу в группах;
  • формирование информационной компетенции посредством создания презентации;
  • развитие мыслительной и творческой деятельности через индивидуальную и групповую работу;
  • развитие интереса к компьютерной технике, предмету, специальности.

2.3.    Воспитательные: воспитывать аккуратность, внимательность у обучающихся, умение работать в коллективе, умение отстаивать свою точку зрения и выслушивать оппонентов.

3      Формируемые компетенции и ценностные ориентации:

3.1.    Личностно-значимые и коммуникативные:

  • позитивный настрой, ориентация на успех;
  • умение сотрудничать, работать в команде (в группе сотрудничества);
  • лидерские качества, умение взять на себя ответственность за принятое решение;
  • умение оценить результаты своей деятельности (самооценка) и деятельности товарища по команде (взаимооценка).
  • Учебно-познавательные компетенции:
  • умения и навыки решения задач прикладного характера,  ситуационных задач;
  • умения и навыки выделять ключевые положения, высказывать аргументированные суждения и умозаключения, делать выводы;
  • умение проводить анализ полученных результатов.
  • Коммуникативно-речевые компетенции:
  • умения и навыки готовить устные сообщения на основе изученных источников информации;
  • умения и навыки использования в речи специальной и терминологической лексики.

 

4     План урока

4.1.    Организационный момент (5 мин)

-       отметка отсутствующих;

-       приветствие команд и болельщиков;

-       постановка цели игры;

-       знакомство с правилами игры;

-       представление членов жюри.

4.2.    Создание деловой атмосферы, настроя на активную деятельность и мыслительную работу (10 мин)

- проведение тура Разминка

4.3.    Представление командами домашнего задания (20 мин)

- проведение тура Рекламная презентация файловой системы

4.4.    Дебаты между командами (20 мин)

- проведение тура «Как с этим бороться?»

4.5.     Конкурс капитанов (10 мин)

-  выполнение заданий ведущего

4.6.    Сравнение файловых систем (10 мин)

- заполнение сравнительной таблицы

4.7.    Выставление оценок, подведение итогов (8 мин).

4.8.    Рефлексия (5 мин)

4.9.    Домашнее задание (2 мин).

 

5     Межпредметные связи с дисциплинами: информатика, информационные технологии в профессиональной деятельности, технические средства информатизации.

 

6     Внутрипредметные связи: использование знаний предыдущих тем «Накопители информации», «Файлы и иерархия данных».

 

7     Оснащенность и оборудование:

-       плакаты по темам: «Файловая система», «Файловая система FAT», «Файловая система NTFS»;

-       интерактивная доска;

-       карточки с заданиями;

-       бланки ответов;

-       персональные компьютеры с установленным программным обеспечением (операционная система Windows 7, PowerPoint 2007).

 

8     Ход урока

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Преподаватель (ведущий) приветствует студентов, отмечает отсутствующих.

Ведущий: Сегодня нам необходимо выбрать файловую систему для домашнего персонального компьютера. Всем известно, что исторически первой появилась система FAT32, затем появилась система NTFS. Многие откуда-то слышали, что NTFS лучше, а чем, почему? Вопросы эти возникают при установке операционной системы, когда программа Вас спрашивает: в какой файловой системе форматировать выбранный раздел? И так давайте подробно разберем, почему именно NTFS лучше, и в каких случаях, всё-таки необходимо выбирать FAT32.

Выбирать будут болельщики методом голосования в конце игры, представлять файловые системы будут 2 команды: команда А представляет файловую систему FAT32, а команда Б представляет файловую систему NTFS.

 

1 ТУР – РАЗМИНКА

Ведущий: Командам предлагается ответить на вопросы. Правильный ответ на вопрос принесет команде 1 балл.

Вопросы задаёт ведущий, и они дополнительно выводятся на интерактивной доске. Свои ответы команды должны вписать в бланк ответов, который лежит на столе каждой команды. Список вопросов и бланки ответов приведены в приложении 1. Максимальное количество баллов – 8.

 

2 ТУР – РЕКЛАМНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ФАЙЛОВОЙ СИСТЕМЫ

Ведущий: Проведем оценку домашнего задания участников. Каждая команда в течении 7 минут должна представить презентацию – рекламу своей файловой системы. Презентация должна обязательно содержать следующие пункты:

1 Историческую справку (когда и для чего была создана файловая система);

2 Структуру логического диска для данной файловой системы;

3 Способ организации данных (хранения данных);

4 Технологии, применяемые в данной файловой системе для защиты файлов и каталогов пользователя от несанкционированного доступа.

5 Преимущества данной файловой системы.

После окончания презентации вопросы командам могут задавать только болельщики.

Критерии оценки презентации представлены в приложении. Максимальное количество баллов за презентацию и её представление – 10. За каждый правильный ответ на вопрос болельщиков команда получает 2 балла.

 

3 ТУР – «КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ?»

Ведущий:  Предлагаю провести дебаты между командами. Давайте поговорим о недостатках каждой файловой системы. Может недостаток при определённых условиях можно обратить в достоинство?

Каждая команда должна привести по 3 факта, относящиеся к недостаткам (недоработкам) файловой системы оппонентов. Формулировка недостатка должна заканчиваться фразой «Как с этим бороться?». Команде – противнику даётся 1 мин на обдумывание и 2 мин на ответ на каждый вопрос. Представитель  команды оппонентов должен аргументированно опровергнуть эти факты и/или рассказать о причинах их возникновения и методах устранения этих недостатков.

Максимальное количество баллов за дебаты – 15 баллов (от 1 до 5 баллов за аргументированный ответ на каждый вопрос).

 

4 ТУРКОНКУРС КАПИТАНОВ

Ведущий: К доске приглашаются капитаны команд, которые должны ответить на вопросы о назначении метафайлов. На экране по очереди будут выводиться имена метафайлов, капитаны по очереди объясняют назначение этого метафайла. За каждый правильный ответ капитана команда получает 2 балла. Если капитан затрудняется ответить, то ответить может команда. В этом случае за правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда затрудняется ответить, то право ответа получает  капитан команды соперников.

Имена метафайлов:

$MFT

$LogFile

$Volume

$AttrDef

$.

$Boot

$Quota

$Upcase

 

5 ТУРСРАВНЕНИЕ ФАЙЛОВЫХ СИСТЕМ

Ведущий: У нас остался последний тур, который поможет болельщикам окончательно разобраться в преимуществах и недостатках файловых систем FAT32 и NTFS, а также определится какую файловую систему установить на свой домашний компьютер.

Игроки обеих команд приглашаются к доске и становятся спиной к доске и лицом к болельщикам. На доске будет выведена таблица с характеристиками файловых систем, в которой необходимо заполнить 6 строк (характеристик). Участники команды по очереди, не совещаясь друг с другом, должны заполнить по 1 строке таблицы для столбца своей файловой системы. Каждый участник команды может повернуться к доске для заполнения таблицы только 1 раз и выбрать 1 любую характеристику.

За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

 

Таблица 1 – Характеристики файловых систем

Характеристики

FAT32

NTFS

Максимальный размер тома

 

 

Максимальное число файлов на томе

 

 

Форматы Поддерживаемых имен файлов

 

 

Возможность сжатия данных

 

 

Максимальный размер кластера

 

 

Быстродействие

 

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Ведущий: Пришло время болельщикам сделать выбор в пользу какой-либо файловой системы. У каждого болельщика есть карточка для голосования. В этой карточке необходимо вписать название выбранной файловой системы и сдать карточку членам жюри. Каждая карточка приносит команде 0,5 балла.

 

По итогам конкурса победила команда ____________, набрав ___баллов. Команда победителей получает за урок оценку «Отлично», команда проигравшая получает за урок оценку «Хорошо».

 

РЕФЛЕКСИЯ

Ведущий: А теперь я предлагаю вам высказать свое мнение об уроке: было ли сложно, интересно, познавательно. Для этого всем участникам необходимо ответить на вопросы анкеты:

1. Я узнал нового на уроке…..

2. Мне понравилось…..

3. Было интересно….

4. Мне захотелось….

5. Я приобрел….

6. Хотелось бы ещё участвовать в подобных играх?

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить команды работы с файлами в операционной системе UNIX, а для этого вы можете воспользоваться конспектом или учебником: Партыка Т.Л., Попов И.И. Операционные системы, среды и оболочки. Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М.

 

 

9    Список использованных источников

  1. Гордеев А.В., Молчанов А.Ю. Системное программное обеспечение Спб.: Питер, 2013. – 736 с.
  2. Столлингс Вильям. Операционные системы. 4е изд.пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильямс», 2014. – 848 с.
  3. Современные способы активизации обучения, Панина Т.С., Вавилова Л.Н., 2008

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вопросы для разминки команд

1 Закончите предложение. Файл определяется как…

a) единица измерения информации;

b) программа в оперативной памяти;

c) текст, распечатанный на принтере;

d) программы, документы или данные на диске, имеющие имя.

2 Закончите предложение Текущий каталог - это каталог…

a)   в котором хранятся все программы операционной системы;

b)  объем которого изменяется при работе компьютера;

c)   с которым работает или работал пользователь на данном диске;

d)  в котором находятся файлы, созданные пользователем.

3 Что может располагаться непосредственно в корневом каталоге?

a)   каталоги и файлы;

b)  только каталоги;

c)   только файлы;

d)  только служебные файлы.

4 Какой шаблон описывает файлы, начинающиеся с комбинации символов cc?

a)   *cc.*;

b)  cc*.*;

c)   *.*cc;

d)  *.cc.

5 Закончите предложение. Копирование файлов и каталогов в системе Norton Commander выполняется нажатием клавиши …

6 Закончите предложение. Переименование файлов в системе MS-DOS выполняется командой…

7 Закончите предложение. Файловая система – это…

a)   все файлы и каталоги пользователя на каком либо носителе;

b)   программы, для управления файлами;

c)   дерево каталогов, отображаемое в окне программы Проводник;

d)   программы, управляющие вводом-выводом.

8 Закончите предложение. Длинным именем файла считается …..

Бланк ответов:

№ вопроса

Ответ команды

Отметка жюри (ответ верный - 1 балл, неверный – 0 баллов)

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Бланки подведения результатов для членов жюри

 

№ Тура

Название тура

Команда А

Команда Б

1

Разминка (мах 8) по количеству правильных ответов

 

 

2

Рекламная презентация файловой системы (мах 10)

 

 

Дополнительные баллы за ответ на вопрос болельщиков

 

 

3

Дебаты «Как с этим бороться?» (мах 5)

 

 

Ответ на 1 вопрос

 

 

Ответ на 2 вопрос

 

 

Ответ на 3 вопрос

 

 

4

Конкурс капитанов (2 балла если отвечает капитан, 1 балл если отвечает команда)

 

 

Ответ на 1 вопрос

 

 

Ответ на 2 вопрос

 

 

Ответ на 3 вопрос

 

 

Ответ на 4 вопрос

 

 

5

Сравнение файловых систем (мах 6) по 1 баллу за каждую правильно заполненную строку таблицы

 

 

ИТОГО

 

 

 

Категория: Информатика | Добавил: Администратор
Просмотров: 155 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА