Четверг, 10:10 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Информатика

Конструирование учебных заданий в свете перехода на новые образовательные стандарты на примерах преподавания предмета «Информатика и ИКТ»
14.08.2013, 13:36
Прядкина Елена Владимировна, учитель информатики ГБОУ №782 г. Москвы
Главный смысл введения нового образовательного стандарта состоит в ориентировании системы образования на достижение качественно новых результатов образования, посредством реализации парадигмы деятельностного развития. Отсюда вытекает основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. О.Б.Логинова в своей лекции «Особенности работы учителя по реализации требований ФГОС» говорила: основное средство в руках учителя, побуждающее ученика к действию, – это учебное задание. Если в задании не требуется проделать определённые действия, то ребёнок делать этого не будет и, следовательно, не будут формироваться навыки, определённые стандартом как планируемые результаты обучения: личностные, метапредметные и предметные». Если проанализировать требования стандарта, то можно выделить определённые классы задач, которые мы должны научить выполнять школьников:
• вся система предметных знаний;
• самостоятельное приобретение, интеграция, перенос знаний;
• решение проблем в проблемных ситуациях;
• использование ИКТ в целях образования и развития учащихся;
• овладение коммуникативными навыками;
• овладение навыками сотрудничества;
• овладение навыками самоорганизации и формирование смысла обучения.
Задача учителя состоит не в том, чтобы подготовить объяснение материала, которое будет понятно большинству учащихся, а так подобрать систему учебных заданий, чтобы дети сами для себя открыли новые знания.
Каков должен быть алгоритм действия учителя при формировании учебного задания? Во-первых, определить в какой мере задание побуждает учащихся выполнять действия, приводящие к формированию определённого навыка. Во-вторых, составить модель «хорошего» задания (описать его). В-третьих, на основе анализа оценить и при необходимости изменить имеющееся задание.
Приведём примеры заданий, наиболее близкие к требованиям ФГОС, из предметного курса «Информатика и ИКТ».
Задание для учеников 10 класса по классификации ПО с учетом свободы использования (работа в группах).

Познакомьтесь с основным теоретическим материалом по классификации ПО с учетом свободы использования. (Материал размещен на ученических компьютерах, в указанной папке, или на пространстве учителя в MOODLE).
1. Задание для I группы (изучаем свободное ПО):
a. Выделите главные особенности свободного ПО, бесплатного ПО, условно бесплатного ПО, закрытого (проприетарного) ПО.
b. Найдите в Интернете офисный пакет для повседневной работы с документами [например, http://www.libreoffice.org/].
c. Загрузите на компьютер, познакомьтесь с интерфейсом программ, входящих в этот пакет, создайте текстовый документ и сохраните его в формате ODF и PDF.
d. Подготовьте отчет о проделанной работе, представьте его в виде презентации.
e. Сделайте презентацию в Libre Office Impress (или, если возникнут затруднения, в Microsoft PowerPoint), вставьте в неё таблицу, состоящую из нескольких полей: «Название ПО», «Сайт производителя», «Тип по степени свободы использования». Приведите в ней несколько примеров свободного ПО. Коротко познакомьте учеников вашего класса с программами, входящими в офисный пакет свободного ПО.
2. Задание для II группы (изучаем свободное ПО):
a. Выделите главные особенности свободного ПО, бесплатного ПО, условно бесплатного ПО, закрытого (проприетарного) ПО.
b. Найдите в Интернете Audacity [http://audacity.sourceforge.net/about/].
c. Загрузите на компьютер, познакомьтесь с интерфейсом программы, создайте небольшой диалог, наложите эффекты, сохраните в формате MP3.
d. Подготовьте отчет о проделанной работе, представьте его в виде презентации.
e. Вставьте в неё таблицу, состоящую из нескольких полей: «Название ПО», «Сайт производителя», «Тип по степени свободы использования». Приведите в ней несколько примеров свободного ПО. Коротко познакомьте учеников вашего класса с программой Audacity. Продемонстрируйте её возможности на примере записанного диалога.
3. Задание для III группы (изучаем свободное ПО):
a. Выделите главные особенности свободного ПО, бесплатного ПО, условно бесплатного ПО, закрытого (проприетарного) ПО.
b. Найдите в Интернете свободное ПО, которым можно заменить растровый графический редактор Adobe Photoshop.
c. Например Gimp [http://www.gimp.org/downloads/], установите его на компьютерах своей группы, познакомьтесь с интерфейсом, попробуйте сделать небольшой рисунок, применить эффекты и сохранить его.
d. Подготовьте отчет о проделанной работе, представьте его в виде презентации.
e. Вставьте в неё таблицу, состоящую из нескольких полей: «Название ПО», «Сайт производителя», «Тип по степени свободы использования». Приведите в ней несколько примеров свободного ПО. Коротко познакомьте учеников вашего класса с программой Gimp. Продемонстрируйте её возможности на примере созданного рисунка.
Подводим итог: (круглый стол)
1. Демонстрируем свои презентации.
2.Обмениваемся мнениями о программах, с которыми познакомились в процессе работы.
3. Отвечаем на вопросы:
a. Приведите примеры ПО, при использовании, которого существует риск нарушения лицензионного договора.
b. Как быстро определить к какому типу по степени свободы использования относится любая программа?
c. Чем отличается свободное ПО от бесплатного?
d. Как вы считаете, проприетарное ПО и коммерческое/платное ПО – это одно и то же?
4. Проводим опрос по групповой работе для каждого из участников, как он оценивает свой вклад в общую работу: не принимал активное участие, принимал активное участие, всё сделал один.
2. Задание для школьников с целью ознакомления с темой «Лицензирование ПО и образовательного контента».
Тема урока позволяет провести его в виде краткосрочного интегрированного проекта (2 урока) совместно с преподавателями других дисциплин. По предварительной договорённости учителя - предметники предоставляют вопросы по одной или нескольким темам своего курса. Учащиеся, разбившись на творческие группы, создают небольшие тесты в среде программирования VB по предоставленным материалам. Затем они знакомятся с типами лицензий по предоставленному учителем текстовому файлу и выбирают тип лицензии на созданный ими программный продукт. Представители групп "юристы" выступают перед классом и обосновывают выбранный тип лицензии, рассказывая при этом какими правами они (авторы) будут обладать. В последствие можно создать в графическом редакторе "обложку" для программного продукта со знаком авторского права, записать проект на диск и вручить учителю-предметнику для дальнейшего использования.
3. Задание для учеников 10 класса по теме «Информация и информатика»
Предлагаю несколько тем для 10-минутных докладов, которые ребята (объединившись в группы или в одиночку) и вооружившись Интернетом, должны будут сделать на занятии:
1. «Информация в жизни общества»
2. «Интернет и изменение уклада жизни людей»
3. «Информационное общество: плюсы и минусы»
4. «Как оценить смысл информации»
Доклады желательно зафиксировать на видео для более широкого распространения на Ютьюб.
Категория: Информатика | Добавил: Donna
Просмотров: 668 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА