Суббота, 05:23 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Информатика

Конспект урока по теме "Понятие формального исполнителя"
[ Скачать с сервера (743.6Kb) ] 10.02.2014, 19:51
Тема урока: «Понятия формального исполнителя и алгоритма»
Автор: Токарева Елена Сергеевна, учитель информатики МБОУ "Гимназия №1" г.о. Балашиха.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Класс: 8 (9).
Цели урока
Образовательные:
- формирование понятий «формальный исполнитель», «система команд ис-полнителя», «система допустимых действий исполнителя», «достижимые цели исполнителя»;
- актуализация основных свойств алгоритма.
Воспитательные:
- создание на занятии творческой обстановки;
- поддержание познавательного интереса к предмету;
- воспитание коммуникативных качеств.
Развивающие:
- формирование навыков правильного применения терминологии по предме-ту;
- развитие логико-алгоритмического мышления.
Учащиеся должны знать/понимать:
- понятие алгоритма;
- основные свойства алгоритма.
Уметь:
- приводить примеры алгоритмов;
- перечислять основные свойства алгоритмов;
- формально исполнять алгоритм.
Образовательные технологии:
- проблемные технологии;
- компьютерные технологии;
- групповые технологии.
Оборудование:
- интерактивная доска (проект, созданный с использованием Mimio Studio, приложение №2);
- проектор;
- раздаточный материал (приложение №1).
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний и умений.
3. Изучение нового материала.
4. Первичное осмысление и закрепление изученного.
5. Подведение итогов урока.
6. Постановка домашнего задания.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверяется подготовленность классного помещения и готовность учащихся к уроку. Приветствие.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам разбиться на три группы и выполнить за-дание.
[Обучающиеся выполняют задание (приложение №1)].
Быстрее всех справилась с заданием группа номер 3. Задание у всех было одинаковое. Только вот условия для работы у вас были разные.
[Обсуждение решений, которые были даны учащимся].
Итак, почему же третья группа справилась с заданием быстрее всех? Потому что решение их задачи было дано в виде алгоритма и они просто следовали каж-дому шагу. Но ведь и вторая группа тоже имела решение в виде алгоритма. Отчего же у них на выполнение задания ушло больше времени?
2. Актуализация опорных знаний и умений
Понятие алгоритма нам с вами уже знакомо. Давайте вспомним определение алгоритма.
[Работа с интерактивной доской. Слайд №2. Задание: отметьте верное опре-деление. Обсуждение определения номер 2.]
А как в русском языке появилось это слово «алгоритм»?
[Учитель выслушивает варианты происхождения слова "алгоритм", которые предлагают ученики]
[Слово «алгоритм» происходит от имени выдающегося математика средневе-кового Востока Мухаммеда бен Муса аль-Хорезми (787-850). Около 825 года он написал книгу, в которой им были предложены приёмы выполнения арифметиче-ских вычислений с многозначными числами.
В первой половине 12 века книга аль-Хорезми в латинском переводе про-никла в Европу. Переводчик дал ей название Algoritmi de numero Indorum («Алго-ритми о счёте индийском»). Слово algorism (или algorismus) обрело значение спо-соба выполнения арифметических действий посредством арабских цифр, т.е. на бумаге, без использования абака. Именно в таком значении оно вошло во многие европейские языки. Лейбниц впервые использовал современный термин «алго-ритм». В 30-е годы 20 века возникает научное направление «Теория алгоритмов», предметом исследования которого стала разработка универсальной алгоритмиче-ской модели. Наибольший вклад в развитие теории алгоритмов внесли английский математик Алан Тьюринг и русский математик Андрей Марков.]
И зачем же нам изучать эти алгоритмы? И почему мы работаем с ними имен-но на уроках информатики? Только ли на уроках информатики вы имеете дело с алгоритмами? С какими алгоритмами вы познакомились на уроках:
- русского языка;
- иностранного языка;
- математики;
- химии;
- физкультуры;
- информатики?
Назовите книги – сборники алгоритмов.
3. Изучение нового материала
Для кого создаются алгоритмы?
[Исполнитель алгоритма – объект, способный выполнять определенный набор команд.]
Какие характеристики исполнителя вам известны?
[Среда обитания, СКИ, элементарное действие, отказ.]
[Просмотр фрагмента мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» (двое из ларца одинаковы с лица).]
Что вы скажете об этих исполнителях? Так ли уж они плохи? Ведь все Вов-кины действия выполнены быстро и чётко. Надо ли специально выделять вот таких исполнителей среди всех существующих исполнителей? Как это можно сделать? И как бы вы назвали таких исполнителей?
Такие исполнителя называются формальными исполнителями.
[Открываем тетради и записываем тему урока «Формальные исполнители»]
Приведите примеры формальных исполнителей.
Часто ли вы бываете формальными исполнителями? Кто вами управляет?
Мы с вами сегодня уже вспомнили про СКИ, попробуем разобраться, каким должны быть команды, которые можно отдавать формальному исполнителю.
[Исполнитель должен понимать, что ему надо сделать. Исполнитель должен точно знать, как исполнить полученную команду. Иными словами, за каждой ко-мандой стоит действие, допустимое для данного формального исполнителя.]
Совокупность всех команд, которые понимает конкретный исполнитель, на-зывается системой команд этого исполнителя. А совокупность всех действий, которые он может выполнить в ответ на эти команды, называется системой до-пустимых действий исполнителя.
Когда мы выбираем исполнителя, то надеемся с его помощью решить нужную нам задачу. Но тогда сразу встает вопрос, может ли исполнитель с помощью своих допустимых действий получить требуемый результат.
Совокупность тех результатов, которые можно получить с помощью данного исполнителя, называется его достижимыми целями.
4. Первичное закрепление и осмысление изученного
Задание №1. С какими формальными исполнителями вы уже познакомились?
[Обучающиеся должны быть подведены к главному выводу урока: «Компью-тер – формальный исполнитель».]
Задание №2. Можно ли говорить о том, плох формальный исполнители или хорош?
[Недовольство может возникнуть с точки зрения недостаточной широты дос-тижимых целей.]
Задание №3. Какими допустимыми действиями вы снабдили бы автомат, за-меняющий:
- кассира в магазине;
- вахтёра;
- учителя.
Задание №4. «Игра в формального исполнителя». Каждая группа создаст не-большую (10 команд) программу для представителя другой команды.
[Чтобы справиться с этим заданием надо продумать СКИ. Обязательно включить обход препятствия.]
Может ли существовать Всемогущий Исполнитель, для которого любая цель является достижимой?
Существует универсальный формальный Исполнитель – это исполнитель, который может имитировать любого другого формального исполнителя. Его су-ществование не может быть доказано и не может быть опровержимо, поэтому просто постулируется.
Мы с вами наблюдали работу исполнителя в режиме непосредственного ис-полнения: команда отдана, исполнитель тут же ее выполняет, потом ему подаётся следующая команда и он ее исполняет и т.д.
Задание №5. Исполнитель умеет выполнять следующие действия:
- взять Z;
- поджарить Z;
- смолоть Z в мясорубке;
- закатать Z в Y;
- сварить Z;
- нарезать Z;
- положить Z на Y.
Используя эти действия, составьте:
- алгоритм приготовления чего-либо съедобного;
- алгоритм приготовления чего-либо несъедобного.
В это время 2 ученика самостоятельно придумывают алгоритм с ошибка-ми. Затем все обучающиеся анализируют алгоритм и пытаются найти в нём ошибки.
[Ошибки бывают синтаксическими («Не понимаю») и семантическими («Не могу исполнить»)].
Беседа о свойствах алгоритма.
[Работа с интерактивной доской (слайд 5). Особое внимание учащихся обра-тить на примеры алгоритмов, в которых не выполняются некоторые из рассмот-ренных свойств (слайды 6-8).]
5. Подведение итогов урока
Фронтальная беседа с классом.
- какой исполнитель мы называем формальным?
- что такое "система команд исполнителя"?
- что такое "система допустимых действий данного исполнителя"?
- что называется "достижимыми целями исполнителя"?
6. Постановка домашнего задания
Прочитать §§15-16.
Выполнить домашнее задание №19 из Единой коллекции цифровых образо-вательных ресурсов, "Информатика-базовый курс", 9 класс, Семакина И., Залого-вой Л., Русакова С., Шестаковой Л., http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/63387/?interface=pupil&class=51&subject=19
Категория: Информатика | Добавил: Каролька | Теги: формальный исполнитель, система команд исполнителя, свойства алгоритма
Просмотров: 553 | Загрузок: 49 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА