Понедельник, 16:24 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Информатика

Компетентностный подход в обучении информатике
[ Скачать с сервера (17.5Kb) ] 05.09.2015, 12:01

Компетентностный подход в обучении информатике

«Чему учить в школе на уроках информатики».
На первый план выходят вопросы типа «для чего учить тому или иному?». Перевод вопросов о содержании школьной информатики в такую плоскость не случаен. В отечественной педагогике сегодня активно обсуждается проблема воспитания компетентного человека, компетентностного обучения. Что стоит за терминами – «компетентность», «компетентностное обучение»?
Круг компетентностей, которым следует учить сегодняшних школьников, не определён окончательно, как и само понятие «компетентность». Но за основу понятия «компетентный человек» взяты способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. Для каждого предмета вырабатывается своё понятие компетентности.
В информатике на сегодняшний день выработано только определение ИКТ - компетентности. Понятие информатической компетентности пока не сформировано. Для определения компетентного человека в области информатики потребуется введение нескольких компетентностей.
Под ИКТ – компетентностью понимается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ – грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.
В свою очередь, ИКТ-грамотность складывается из следующих познавательных или когнитивных деятельностей:
• способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации (определение информации);
• умение собирать и / или извлекать информацию (доступ к информации);
• умение применять существующую схему организации или классификации (управление информацией);
• умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных (интегрирование информации);
• умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации (оценивание информации);
• умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая её (создание информации);
• способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определённой аудитории и передавать знания в соответствующем направлении (сообщение информации).
Учителя информатики первыми на себе почувствовали необходимость внедрения компетентностного подхода к обучению. Вам, наверное, часто приходится выслушивать от родителей такую триаду: «Да зачем моему Володе нужны системы счисления, он не собирается становиться математиком. Вы лучше научите его работать в FotoShop’e, ему надо к жизни готовиться!»
И действительно (в соответствии с понятием компетентность), если выпускник средней школы после изучения некоторого школьного курса может применять выработанные умения и полученные знания по данному предмету в своей жизни, т.е. решать возникающие проблемы, то его можно считать компетентным в этой области. Весь вопрос, что нынешнему школьнику понадобится в надвигающейся на него «взрослой» жизни? Из каких когнитивных деятельностей должна формироваться информатическая компетентность? Ведь у каждого учителя есть примеры, когда отличник не смог найти себе место во взрослой жизни, и, наоборот, когда троечник, закончив школу, смог успешно продолжить обучение и достигнуть определённых результатов. В чём причина: мы учим не тому? Или мы учим не так? Или мы оцениваем учеников не по тем критериям?
Вопросов очень много. Но если мы хотим переходить к компетентностному подходу в обучении информатике (а от учителей информатики на самом деле это всегда требовали!), начинать надо с внимательного изучения действующего стандарта.
Но сначала зададим себе вопрос «А для чего нужен стандарт образования?» Стандарт образования нужен для определения качества образования. Определение качества образования с необходимостью требует либо сравнения существующего уровня образования с неким эталоном (стандартом), либо с состоянием (качеством) образования в других странах. Государственный образовательный стандарт создаёт условия для поддержания качества общего образования в Российской Федерации не ниже международного уровня путём постоянного соотнесения с образовательными стандартами стран, занимающих ведущее положение в международных рейтингах.
В стандарте образования в качестве целей изучения информатики и информационных технологий для средней школы указано:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Внимательное прочтение этих целей показывает, что они на самом деле работают на воспитание компетентного в области информатики человека. Действительно, нельзя воспитать информатически компетентного человека, если у него не будут выработаны навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, освоении профессий и т.д.; если у него не воспитать ответственного и избирательного отношения в полученной и передаваемой информации; если он не будет уметь работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникативных технологий; если он не будет понимать (знать) природу информационных процессов и т.д.
Хотелось бы, чтобы в целях изучения информатики были явно указаны познавательные деятельности, которые необходимы для формирования информатической компетентности. А указать явно мы их не можем, так как понятия информатической компетентности пока нет. Замкнутый круг? Нет, выход, как всегда, есть, но не простой, требующий усилий.

Категория: Информатика | Добавил: NATUSKA
Просмотров: 418 | Загрузок: 47 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА