Пятница, 12:42 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

ISBN, УДК, ББК, СМИ

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Информатика

Кодирование информации с помощью знаковых систем
[ Скачать с сервера (19.9Kb) ] 22.01.2016, 09:30

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Кодирование информации с помощью знаковых систем
(Тема урока)
1. ФИО (полностью) Семиякин Геннадий Николаевич
2. Место работы МБОУ Тюнинская СОШ им. Н.И. Рыленкова Рогнединского района Брянской области
3. Должность Учитель информатики
4. Предмет Информатика
5. Класс 8
6. Тема и номер урока в теме Кодирование информации с помощью знаковых систем (Урок № 3)
7. Базовый учебник Угринович Н.Д., Информатика и ИКТ 8 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009)

8. Цель урока: формировать понимание процесса обмена информацией, учить работать со знаком и образом, как носителями информации, ввести понятие формального языка.
9. Задачи:
Образовательные
- познакомить учащихся с различными видами кодирования информации;
- продолжить формирование умения кодировать и декодировать информацию;
- познакомить учащихся с таблицами перекодировки.
Развивающие
- развивать алгоритмическое мышление, память, внимательность;
- формировать познавательный интерес у учащихся;
- развивать практические навыки работы с таблицами;
- формировать умение делать выводы, обобщать;
- развивать речь учащихся.
Воспитательные
- воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе;
- формировать настойчивость в достижении поставленной цели;
- воспитывать товарищество, взаимопомощь.

10. Тип урока: комбинированный;
11. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)

1 2 3 4 5 6
1. Организационный момент Организует рабочий настрой учащихся Настраиваются на работу 1
2. Проверка домашнего задания Рассказ ученика об использовании компьютера в профессиональной деятельности человека. 4
3. Актуализация знаний и умений Проводит актуализацию по вопросам: 1. Что такое информация? 2. Какие процессы называют информационными?
3. Каким образом человек получает информацию?
4. Как передаёт человек информацию? Повторяют ранее изученный материал с опорой на демонстрируемые ЭОР. 4
4. Введение новой информации С древних времен знаки используются человеком для долговременного хранения информации и ее передачи на большие расстояния.
Форма знаков. В соответствии со способом восприятия знаки можно разделить на зрительные, слуховые, осяза¬тельные, обонятельные и вкусовые, причем в человеческом общении используются знаки первых трех типов.
Для долговременного хранения знаки записываются на носители информации.
Для передачи информации на большие расстояния ис-пользуются знаки в форме сигналов.
Значение знаков. Знаки отображают объекты окружаю¬щего мира или понятия, т.е. имеют определенное значение (смысл).
Знаки различаются по способу связи между их формой и значением. Иконические знаки, символы.
Если неизвестно соглашение о связи формы и значения символов, то ничего нельзя сказать о смысле информации, записанной такими знаками. Существуют найденные архе¬ологами и до сих пор не расшифрованные тексты на древних языках, так как неизвестно значение знаков, которыми они записаны.
В современном мире широко применяется шифрование, которое использует секретный ключ в качестве соглашения о связи формы символов с их значениями. Если секретный ключ неизвестен, то содержание передаваемого текста по¬нять невозможно.
В основе знаковой системы лежит набор знаков, называ¬емый алфавитом. Эти знаки имеют определенную физичес¬кую природу.
Естественные языки. Человек широко использует для представления информации знаковые системы, которые называются языками.
В устной речи, которая используется как средство ком¬муникации при непосредственном общении людей, в качест¬ве знаков языка используются различные звуки (фонемы).
Формальные языки. В процессе развития науки были разработаны формальные языки (системы счисления, язык алгебры, языки программирования и др.), отличие которых от естественных языков состоит в существовании ограни¬ченного количества строгих правил грамматики и синтак¬сиса и в однозначной записи знаками смысла сообщения.
Код. Длина кода. В процессе представления информации с помощью знаковой системы производится ее кодирование. Результатом кодирования является последовательность зна¬ков данной знаковой системы, т. е. информационный код.
Перекодирование информации из одной знаковой сис¬темы в другую. В процессе обмена информацией между людьми часто приходится переходить от одной формы пред¬ставления информации к другой.
Средством перекодирования служит таблица соответ-ствия знаковых систем (таблица перекодировки), которая устанавливает взаимно однозначное соответствие между знаками или группами знаков двух различных знаковых систем.
Необходимые определения для записи в тетради: знаковая система, код, длина кода, кодирование информации, перекодирование информации.
Учащиеся принимают участие в беседе, записывают определения в тетрадь.
15
5. Физпауза. Организация проведения физкультурной паузы. Выполняют упражнения. 2
6. Закрепление изученного материала Задание: кто быстро и верно кодирует и декодирует информацию. Учащиеся получают карточки с заданием и кодировочные таблицы. Работают с карточками 10
7. Разъяснение домашнего задания. Открываем дневники, записываем домашнее задание: учебник стр. 18 – 25, §1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, придумать свой шифр и с его помощью зашифровать своё имя и фамилию. Записывают задания в дневники и тетради. 4
8. Итог урока. Рефлексия. Что нового вы узнали сегодня на уроке, как это может пригодится в дальнейшей деятельности? Чему вы научились сегодня, чем это может помочь вам в обучении. Осознают себя в процессе своей деятельности на уроке. 5

Приложение к плану-конспекту урока
Кодирование информации с помощью знаковых систем
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1. Определение кодиравания информации Цифровые образовательные ресурсы Видеофрагмент http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a8701b09-6fdc-46cb-8e9b-ff2876040f1a/%5BINF_026%5D_%5BAM_03%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/28e20301-a2ed-4304-87de-5a7794b73075/%5BINF_026%5D_%5BAM_04%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/afcf60d4-23f2-4216-bb17-10bd4fca4fb9/%5BINF_026%5D_%5BAM_02%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e3b5d602-c47f-4b80-b41e-e07df85b446c/%5BINF_026%5D_%5BAM_09%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/97a00c97-10e5-489c-a841-2563cbc24e25/%5BINF_026%5D_%5BAM_08%5D.swf

2. Задание с элементами теста Ресурсы контроля и оценки знаний учащихся Тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/90e8d57a-1cad-4a6b-b444-2209d4c4dd13/%5BINF_020%5D_%5BQS_01%5D.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/040a568d-75c1-4ebd-945f-9f3841ffd39a/%5BINF_020%5D_%5BQS_03%5D.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/27dc0ec5-e938-48c7-85f7-2bd2b031f899/%5BINF_020%5D_%5BQS_02%5D.html

Категория: Информатика | Добавил: Nina0433
Просмотров: 281 | Загрузок: 33 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА