Понедельник, 23:47 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » География, окружающий мир

урок по окружающему миру и презентация "Мастера печатных дел"
25.03.2013, 20:24
Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»
Тема урока: «Мастера печатных дел»
Цель урока: сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.
Образовательные задачи:
-познакомить с историей появления книгопечатанья на Руси;
- расширить знания учащихся о развитии книгопечатанья;
Развивающие задачи:
-развитие связной устной речи (пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, монологическая и диалогическая речь);
- развитие памяти;
- развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли)
-развитие навыков контроля
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к истории
-воспитывать уважение к культуре русского народа.
-формировать у учащихся бережное отношение к книге
Оборудование.
-Учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир» - 4 класс,
-карточки для индивидуального задания, тест
-электронная презентация урока;
Тип урока: открытие новых знаний
ХОД УРОКА
1.Организационный момент: Психологический настрой. Тихо садимся. Сегодня я держу сложный экзамен и от ваших знаний, от вашего поведения, от вашего умения работать в команде, в сотрудничестве со мной зависит успех нашего урока.
- Подскажите, для чего вы учитесь в школе? (Чтобы быть образованными людьми)
- Для чего нужны образованные люди? (Для развития торговли, экономики, чтобы люди становились лучше, гуманнее)
- Что помогает вам стать образованными людьми? ( нас учит школа, читаем книги)
- А всегда ли так было? (Нет, не всегда)
2. Постановка проблемной ситуации.
- К сегодняшнему уроку я приготовила иллюстрацию комнаты Ивана Грозного и изображение современной комнаты (слайд 1)
- Давайте сравним эти два изображения, найдя различия?
- Чего нет в комнате Ивана Грозного? (В комнате Ивана Грозного нет книг, а в современной комнате – книги)
- Всем ли были доступны книги?(слайд 2) (Нет) карточки на доску, с ответами детей
- Почему? (Стоили книги слишком дорого)
-Почему стоили они дорого? ( Книги были рукописными. Над созданием книги трудились несколько мастеров. Переплёты дорогих книг отделаны были золотом. Дорогой материал пергамент, переписывался в ручную, стоимость 1 книги - 4 тыс. золотых Доступны такие книги были далеко не всем.)
(Книг было очень мало)
-ПОЧЕМУ?( Очень долго переписывали от руки )
- Евангелие переписывали 203 дня. А сколько это месяцев?( 6 месяцев)
- В 1 день переписчик мог написать до 100 строк.
(Большинство людей были неграмотные)
-ПОЧЕМУ? (Не было учебников для обучения грамоте)
- Зачем стране нужны образованные люди? (Для развития торговли, экономики, чтобы люди становились лучше, гуманнее)
-Цепочку, которую мы с вами выстроили называют историческими условиями.
- В это время расширялись границы государства российского, строившиеся храмы нуждались в богослужебной литературе. Государству нужны были грамотные люди для управления землёй русской.
- А где найти грамотных людей без книг?
-Как бы вы поступили в то время на месте государя всея Руси? Какой выход предложили из создавшейся ситуации? (Выпускать больше книг)
-Как это сделать? (Книги не переписывать, а печатать)
- Какой у вас возникает вопрос? О чем мы сегодня будем говорить? (О том, Как печатали книги? Кто этим занимался?)(проблемный вопрос на доску)
- Это главный вопрос, на который мы будем искать ответ.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. ( Предположения детей. Несколько вариантов)
- Откройте учебник стр. 82. Сравните свои предположения.
- Какая тема сегодняшнего урока?(Тема урока: «Мастера печатных дел».)
- Ваши предположения совпали с мнением автора учебника? (слайд 3)
- Как вы думаете, что это за быстрый способ создания книги придумали люди?
( Книгопечатание).
3.Актуализация опорных знаний:
- Первые печатные книги называли чудом. Как же появились эти удивительные творения рук человеческих? Хотели бы вы найти ответ на данный вопрос?
-Что мы уже знаем по теме книгопечатания?
Знаем Не знаем
И.Гутенберг Кто в России первым напечатал книгу?
Литеры(метал.буквы) Когда это было?
Печатный станок Какую первую книгу издали?
Кирилл и Мефодий (кириллица)
монах Нестор
4. Решение проблемы:
-Попробуем найти ответы на эти вопросы в произведении Н. Кончаловской
"Наша древняя столица". Перенесёмся в Москву 16 века.
-Перед вами на листе отрывок из произведения. Прочитайте его.
Царь спешил на стройку. Там умело Возводили стены мастера
Для большого, для живого дела - Первого печатного двора.
Вот они! Пока еще без крыши, Меж лесами прорези окон.
И заметно с каждым днем все выше Становится дом со всех сторон.
Царь Иван стал будто ростом ниже, С мастером Иваном говорит.
Молодой, широкоплечий, статный, Перед Грозным Федоров стоит.
О палате рассуждал печатной: Где поставит он печатный стан;
Пояснял он царственному тезке, Как сушить печатные листы,
Как хранятся для печати доски Да какие буквы отлиты:

-Ребята, перед вами художественное произведение - стихотворная поэма. Какую важную для нас информацию мы можем оттуда узнать? На какой вопрос мы можем найти ответ? (слайд 4)
- О каком великом для России деле идёт речь в стихотворении?(о книгопечатании)
- Кто повелел И.Фёдорову начать строительство первого печатного двора? ( И.Грозный)
- Кем он был? (Царь В России 16 века)
- Кого вы видите на иллюстрации?
- Обратите внимание около чего он стоит? ( первый печатный станок)
- А как вы думаете, кто изображён с Иваном Фёдоровым?( его помощник)
- В стихотворении встретилось слово мастер.
- Кто такой мастер? (Мастер – это человек, постоянно работающий над собой. Человек, который в своей области достиг успеха)
- А можно И.Фёдорова назвать мастером?(Да)
- Но тема нашего урока мастера печатных дел, а не мастер.
-Откройте учебники на той же с.82 и найдите уже в научном произведении – учебнике, проверим наши предположения, был ли на самом деле помощник у Ивана Фёдорова? (Да)
- А как его звали?(Пётр Мстиславец)
-Знаете ли вы что-нибудь о Иване Фёдорове?
Рассказ учителя. ( Учитель смотрит на детей)Долгое время Иван Федоров жил в Москве, где был служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую он бы не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на пушечном дворе, научился он литейному делу. Заходил Иван Федоров и к немцам. У них он увидел первую печатную книгу, узнал о печатных станках и буквах – литерах. И загорелся Федоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов! В 1563 году в Москве открылась первая русская типография Ивана Фёдорова. А в каком году мы живём? Посчитайте сколько лет прошло с тех пор. (450 лет) В этом году отмечается 450 лет первой российской типографии Ивана Фёдорова и его помощника. ( слайд 5)
- Найдите в учебнике на с.82 как называлась первая печатная книга, выпущенная И.Фёдоровым. («Апостол») (слайд 6)
- Назовите дату выпуска книги «Апостол»(1 марта 1564 года).
- Кто такой апостол? (посыльный, человек уполномоченный Богом, распространяющий благие вести.) А теперь давайте вновь обратимся к учебнику и прочитаем текст на с. 83. подчеркните карандашом нужную информацию, как выглядела эта книга?
- Опишите эту книгу. (Книга заключена в тяжёлый переплёт из досок, обтянутых кожей. Чёткий шрифт, красивые заставки в виде трав и веток, кедровых шишек. В книге нет ни одной опечатки)
Физкультминутка:
- Ребята какие вы молодцы, но наши глазки устали. Давайте им поможем отдохнуть, чтобы потом продолжить работу на уроке. Следите за предметом на экране.
(зарядка для глаз) (слайд 7 – 11 с музыкой) Берегите зрение, т к без него мы не сможем насладиться чтением книг.
- А теперь, ребята, вновь возвращаемся к нашему уроку « Мастера печатных дел».
- На создание книги «Апостол» ушёл целый год, зато 2 книга была создана за 2 месяца. Во сколько раз быстрее была отпечатана 2 книга? (12: 2 = 6)
-Ребята, а как же называлась эта 2 книга? (Первый русский букварь) (слайд 12)
-Ребята, как вы думаете, а какое значение имело издание первого букваря? (Издание первого букваря имело огромное значение для распространения грамотности, но прежде всего для развития и укрепления славянского языка.)
-Вспомните, как называют людей, которые беззаветно служат своей Родине, прославляют ее своими делами? (Патриоты.)(И.Фёдоров многое дал людям? Его заслуги велики для Руси. Он это делал для себя, для своего обогащения (чтобы стать богатым)?
- Можно ли назвать патриотом Ивана Федорова и почему? (Да. И.Фёдоров – человек, который любил Россию и прославил её своим делом)
- В Москве неподалёку от места расположения первой типографии, установлен памятник Ивану Фёдорову (слайд 13)
Приём «Верно – Неверно». (слайд 14)
-На партах перед вами лежат листочки с таблицей: «Верно – неверно», возьмите их в руки. Я вам буду зачитывать утверждения и если они истины вы должны ставить «+» в колонку «Верно», если утверждения ложные, то «-» в колонку «Неверно».Всем всё понятно, тогда будьте внимательнее и выдавайте правильные ответы.
1.Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец являются первопечатниками в России.(+)
2.Вторая книга Ивана Фёдорова называется «Грамматика»(-)
3. Во Франции Иван Фёдоров увидел первую печатную книгу, узнал о печатных станках и буквах – литерах.(-)
4. Первая книга «Апостол» заключена в тяжёлый переплёт из досок, обтянутых кожей. В книге нет ни одной опечатки.(+)
5.Букварь был составлен так, чтобы сделать обучение грамоте быстрым и лёгким.(+)
Верно Неверно
1 +
2 -
3 -
4 +
5 +
А теперь положите свои листочки рядом и сравните ответы друг друга. (дать время 30 секунд). На сколько хорошо вы справились с ролью учителя, проверяя работы друг друга, мы увидим, сравнив с ответами на экране. (слайд 15)(Зачитываю утверждения, а дети отвечают «Верно – Неверно» )
- Поднимите руки те пары, у кого ответы совпали
5.Закрепление новой темы:
- Давайте посмотрим насколько вы были внимательны на уроке. Перед вами на парте лежит тест на тему «Мастера печатных дел». Выполните его, а затем мы проверим совместно. ( во время проверки теста спрашивать у кого другой ответ,)
Тест на тему «Мастера печатных дел» (слайд 16-22)
1.Кто повелел открыть первую типографию в Москве?
а) Юрий Долгорукий
б) царь Иван Грозный
в)Иван Калита
2.Кто был первопечатником России?
а)Иоганн Гутенберг
б)монах Нестор
в)Иван Фёдоров
3. Какую первую книгу он выпустил?
а)Апостол
б)Букварь
в)Грамматика
4.Где установлен памятник Ивану Фёдорову?
а) в Киеве
б) в Москве
в)в Санкт-Петербурге
5.Кто первым придумал печатный станок?
а) Иван Фёдоров
б)Иван Грозный
в) Иоганн Гутенберг
6.В каком году в России вышла первая печатная книга?
а) 1564г
б)1654г.
7.Каково значение начала книгопечатания в России?
а) книги были очень дорогими, их не могли купить
б)книги стали дешевле, более доступными, распространилась грамотность
Приём самооценивания
- Ребята теперь оцените себя. Если вы не допустили ни одной ошибки, то поднимите улыбающийся смайлик. Если от 1 до 2 ошибок – смайлик без эмоций. Если 3 и более ошибки – смайлик грустный (слайд 23)
6.Подведение итогов:
-Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте проверим смогли ли мы найти ответы на вопросы, которые поставили в начале урока?
- Давайте вернёмся к нашей таблице и ответим на них.
Кто в России первым напечатал книгу? ( Иван Фёдоров)
Когда это было? ( 1564 год)
Какую первую книгу издали? (Апостол)
(если останется время – щёлкать слайды)
( если время не остаётся – то переходить мышкой «Далее» - Д/З)
- Ребята, обратите внимание на размеры вашего учебника.
- Как вы думаете всели книга одинакового размера?
- А знаете ли вы…
-Специалисты из нанолаборатории Университета Симон Фразер создали самую маленькую в мире книгу. Для того, чтобы что-нибудь в ней прочитать, нужно воспользоваться электронным микроскопом.
(слайд 24)
-Ранее самой большой книгой в мире считалась "Суперкнига", размеры которой составляли 2,74 на 3,07 метра. Весом эта книга была 252,6 кг и насчитывала 300 страниц. "Суперкнига" была издана в США, в 1976 году. Однако, в 2004 году, в России издали книгу под названием "Самая большая в мире книга для малышей". И хотя в ней всего 4 странички и 12 стихотворений для детей, эта книга имеет поистине внушительные размеры. Высота книги составляет 6 метров, ширина - 3 метра, а вес этой книги 492 килограмма.

Задание на дом: (слайд 25) -Для того, чтобы закрепить знания, полученные на уроке, дома выполните следующее задание:

1. стр. 82- 85 читать,ответить на вопросы стр. 86 (учебник)
2. стр..29 №2 (рабочая тетрадь)
- Ребята, вы выберите различные профессии, будете приносить пользу людям в разных областях производства, но мне хотелось бы пожелать вам, не зависимо от того, кем вы станете, чтобы вы стали настоящими мастерами своего дела, дело, которое останется в памяти потомков на многие поколения также, как дело Ивана Фёдорова.
Релаксация: У каждого на парте лежит конверт.
-Достаньте из конверта буквы и сложите из них слово.
-Какое слово у вас получилось? (СПАСИБО)
Давайте поблагодарим друг друга за работу на уроке. (слайд 26) Мне было очень приятно сегодня работать вместе с вами. Урок окончен, можете быть свободны
(слайд 27)
Категория: География, окружающий мир | Добавил: ermochka2001
Просмотров: 5770 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА