Понедельник, 14:54 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » География, окружающий мир

Развитие  познавательной активности  у  обучающихся на уроках географии
06.06.2017, 17:16

Развитие  познавательной активности

 у  обучающихся на уроках географии.

        В наш  «компьютерный» век, когда ученики  не расстаются с планшета-ми и телефонами  и не хотят читать книг, перед учителем встаёт вопрос: как сформировать  у детей желание учиться?

        Конечно, форм, методов, подходов на данный момент существует ог-ромное множество. Но, повторюсь, современных детей, искушенных интер-нетом, удивить сложно. Многие  из них искренне считают, что всё что нужно они найдут с помощью google. А уроки- это рутинно, скучно.

Задача учителя сделать так, чтобы детям стало ИНТЕРЕСНО! Чтобы появи-лось желание учиться. Ибо мотивация к учёбе один из главнейших рычагов во взаимодействии ученика и учителя. Как же решить эту задачу?С помощью каких инструментов? Вот как раз своими  идеями в этой области я и хочу по-делиться  в данной статье.

     Особенностью моей педагогической деятельности является то, что я рабо-таю в небольшой сельской школе, каковых в нашей Российской глубинке предостаточно. В результате оптимизации в системе образования  в нашей школе работает 10 педагогов и каждый из них имеет два педагогических об-разования. С помощью этого достигается  «универсальность»  учителя. Думаю, для многих сельских учителей это знакомая ситуация. Так, например, у меня есть образование учителя географии, а так же учителя музыки и ИЗО. На первый взгляд, казалось бы – винегрет. Но, я поработала несколько лет, нашла массу плюсов в этом интереснейшем тандеме и приобрела замечатель-ный опыт + наработки по формированию межпредметных знаний  и повыше-нию мотивации к учению у обучающихся.

      А теперь от вступления перейду  к сути. Готовясь к урокам, я подметила, что  многие темы на географии, музыке и ИЗО перекликаются. И я решила использовать эти моменты для создания элемента неожиданности, формиро-вания ситуаций успеха, когда ученик, уже известные ему сведения,  приме-няет в другой области. Назвала  я эту форму работы  метод соединения, так как на уроке соединяются  знания и формы работы разных областей знаний.  У обучающихся расширяются границы восприятия, интуиция,  креативные способности: они начинают  самостоятельно искать необычное применение полученным знаниям, углублять и расширять эти знания. Когда дети понимают, что творчество возможно не только на музыке и ИЗО, они по другому рассматривают  задания на уроках географии и прочих уроках. Для претворения своего метода в «жизнь» и формирования  универсальных, межпредметных  знаний  и повышения мотивации к учёбе я чаще других использую  следующие  приёмы:

- сравнительный

-«артисты и зрители»

- самостоятельная работа

- мини-проект

-игра

- викторина

-выставка ( контурных карт, рисунков, рефератов и т.д)

- ассоциации

-наблюдение ( созерцание)

Позволю себе кратко описать как происходит  соединение  разноплановых сведений на уроках:

Использование музыкального и изобразительного  оформления на уроках географии:

 в 7 классе при изучении культуры, жизненного уклада разных стран я использую национальную музыку, гимны, видео в интернете  с нацио-нальными танцами, обрядовыми песнями; предлагаю обучающимся в ка-честве мини-проекта найти сведения о народных костюмах, жилище разных народов, нарисовать рисунок, подготовить сообщение. В 8 и 9  классах, при изучении различных территорий  РФ, использую музыку разных народов России  (малых народов Севера, народов Кавказа, кочевых народов), а так же русскую  народную музыку различных регионов ( Вологодские страдания, Костромские частушки, Воронежские песни, казачьи песни и т.д). Так же ре-бята, знакомясь с промыслами разных районов РФ, выполняют эскизы, дела-ют проекты, готовят изображения природных зон, к рефератам и сообщениям выполняют иллюстрации самостоятельно. В 5 и 6 классах на уроках геогра-фии использую музыку и видео для усиления эмоционального фона: при изу-чении Солнечной системы так называемую космическую музыку, при изуче-нии  тем экологической направленности песенки о животных, видео о жизни животных и растений, презентации с музыкальным фоном соответствующим теме урока. Интересны задания  с изображением контуров материков, остро-вов, государств. Использование рисования развивает аккуратность, целеуст-ремлённость, усидчивость, зрительную память у обучающихся. Они начина-ют более правильно и   красиво оформлять контурные карты, внимательнее анализируют условные  знаки и запоминают их.

Использование географических  и художественных материалов на уроках музыки:

Рассказывая о песне и её авторах обязательно останавливаюсь на культуре и традициях страны в которой родилась песня, показываю презентации о на-циональной одежде, природе, архитектуре, памятниках искусства  государ-ства. Предлагаю изобразить героев изучаемых оперы, мюзикла или песни, ис-пользуя полученные знания. Показываю на настенной карте   или на экране через проектор страну и город, где происходит действие песни, мюзикла, оперы, балета. Например, при изучении оперы «Кармен» на уроке музыки ре-бятам были показаны фрагменты корриды, испанского праздника Ла томати-но, видео о природе Испании, видео испанских народных танцев, презента-ция о обычаях и традициях испанцев, их образе жизни. Так же были прослу-шаны песни на испанском языке и каждый ученик получил листочек с рас-пространёнными испанскими словами ( спасибо, здравствуйте, друг). Таким образом достигается межпредметность и «заякоряются» полученные знания.

Использование географических  и музыкальных материалов на уроках изобразительного искусства:

Многие темы на роках ИЗО прямо таки просят музыкального фона, краткой справки в видеоформате и или презентации о месторасположении. На одном из уроков искусства в 8 классе требуется изобразить схему старинного русского города. Это уже связь ИЗО и географии. И таких примеров масса.  Это и «Монументальная скульптура»,   «Крупнейшие музеи изобразительного искусства» в 7 классе ( Видео, презентации, народная музыка послужат прекрасным дополнением к уроку), и «Народный праздничный костюм» « О чём рассказывают гербы и эмблемы»  в 5 классе( Как  не упомянуть о древних русских городах? Где они находятся, у каких рек расположены. Это привязка к географии), «Образы киномузыки» в 6 классе, «Синтез храмовых искусств» в 9 классе ( Видео- и аудиофрагменты, картинки, фото мировых архитектурных шедевров, краткий обзор стран, исповедующих ислам, буддизм, иудаизм и т.д)

 

 

 

Такой метод соединения  даёт благодатную почву для интеграции. Например, географии с музыкой, географии с изобразительным искусством, географии с кулинарией ( технологией), географии с историей, географии с литературой и многое другое. Например, у меня есть опыт интегрированных уроков в 8 кла-ссе по теме «Формирование территории России» совместно с учителем исто-рии, когда ребята на уроке не только узнают как и когда Россия прирастала новыми землями, но и сопоставляют эти сведения с информацией о полити-ческом строе разных эпох, значимых военных  и экономических событий.

     Очень интересным получилось внеклассное мероприятие по географии в 7 классе под названием «По странам и континентам» во время которого ребята выступили с краткими сообщениями  о разных странах, читая стихи, испол-няя песни и проговаривая несколько фраз на языке этой страны с последую-щим переводом, демонстрируя национальный костюм и известное нацио-нальное  блюдо с дегустацией для зрителей. Безусловно, это мероприятие потребовало немалой предварительной подготовки. Но в итоге: горящие энтузиазмом детские глаза, вся школа произносит « барев дез», «конитива», «бонжур», «ни хао ма?» и делится рецептами индийского печенья «Нан хати» и особенностями китайской чайной церемонии, рейтинг географии взлетает до небес и даже с физкультуры самые заядлые футболисты сломя голову бегут по звонку на мои уроки. И это не самореклама, а констатация фактов. 

      Я думаю, любому учителю не стоит бояться экспериментов. Даже ошибка это результат. «Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти.» - этими словами Рабиндраната Тагора* я руководствуюсь в своей педагогической деятельности. Учителю с пламенным сердцем, живо интере-сующемуся  всем новым, любопытному, полному энтузимазма очень легко научить тому же своих учеников. А если мы не Данко- ученики за нами не пойдут.

 

 

 

 

*   Рабиндранат Тагор - индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель

Категория: География, окружающий мир | Добавил: Администратор
Просмотров: 116 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА