Суббота, 09:40 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Физика

Системно-деятельностный подход в преподавании физики
[ Скачать с сервера (88.0Kb) ] 23.08.2017, 18:56

 

 

Тема: «Системно-деятельностный подход в преподавании физики»

 

1. Введение

 Вопрос о качестве в системе образования всегда был самым актуальным.  В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.. На современном этапе оно понимается как уровень предметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности .      Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты, который обеспечивает:           

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся  в системе образования;

активную учебно – познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к  саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система принципов

Реализация деятельностного  метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социально-культурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессоустойчивых факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности преподавания физики в условиях введения ФГОС

        Опираясь на примерную программу по предмету «ФИЗИКА»,
можно сказать, что в ней нашли отражение идеи о рождении знания в действии, движении по пути от действий к фундаментальному ядру образования.
        Ни один результат в области предметных, метапредметных, личностных умений не может быть достигнут качественно без организации деятельности детей, причём, в системном контексте.
        Цели изучения предмета «Физика» в системе основного общего образования однозначно указывают на это:
развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
        Достижение этих целей  обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием  измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

         Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного физического  образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня, а система физического  образования должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования.

          Как же построить урок физики, чтобы реализовать требования новых стандартов? Для построения такого урока важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Типы уроков в рамках системно-деятельностного подхода и критерии оценивания.

При системно-деятельностном подходе в обучении физики  выделяются следующие компоненты овладения знаниями:

- восприятие информации;

- анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);

- запоминание (создание образа);

- самооценка.

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

1.Урок постановки учебной задачи.

2.Урок решения учебной задачи.

3.Урок моделирования и преобразования модели.

4.Урок решения частных задач с применением открытого способа.

5.Урок контроля и оценки.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1.Уроки «открытия» нового знания.

2.Уроки рефлексии.

3.Уроки общеметодологической направленности.

4.Уроки развивающего контроля.

Урок «открытия» нового знания.

 Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых .

Урок рефлексии.

 Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений и т. д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т. д.

Урок общеметодологической направленности.

 Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

- предъявление контролируемого варианта;

- сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

- оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  1. Написание учащимися варианта контрольной работы.
  2. Сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы.
  3. Оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

5.Системно-деятельностный подход к результатам образования

Системно-деятельностный подход к результатам образования, означает, в частности, что изменяется представление о содержании образования. Его состав, в соответствии с принятым подходом к формированию стандарта и конкретизирующей его системой нормативных документов, определяется не только традиционной «ЗУНовской» составляющей, отражающей систему взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых наук, лежащих в основе школьных предметов, но и дополняется «деятельностной» составляющей, отражающей представления о структуре учебной деятельности на разных этапах обучения и при разных формах – индивидуальной или совместной – ее организации.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

 

Далее смотреь архив материала

Категория: Физика | Добавил: Администратор
Просмотров: 79 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА