Пятница, 10:44 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Физика

Развитие воображения и творческих способностей обучающихся.
[ Скачать с сервера (1.70Mb) ] 26.11.2015, 10:31

Развитие воображения и творческих способностей обучающихся.

учитель физики Матвеева А.В. г.Павловский Посад.

 

       Активизация мыслительной деятельности на уроках – является приоритетной задачей на современном этапе образования. Сейчас как никогда возросла роль обучающегося в умении делать самостоятельный и осознанный выбор. Демократическое общество даёт право родителям и самому  ребёнку решать: что он именно желает получить от школы. Именно поэтому необходимо учить так, чтобы постоянно поддерживать интерес к предмету. В этом помогают учителю технологии направленные на развитие коммуникативных способностей учеников.

           Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования

            Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Примером применения тренировочных, закрепляющих материал урока игр являются всевозможные игровые моменты, применяемые во время опроса или закрепления пройденного. Эти игровые моменты позволяют держать в поле зрения весь класс, дают возможность ученику самому выбрать маршрут ответа и степень сложности вопросов.

С развитием современных технологий, детей очень сложно оторвать от телефонов и планшетов, поэтому приходится придумывать игры с их использованием. Например, различные квесты, в которых телефоны являются помощниками обучающимся.

Приложение 1.

        Все игровые технологии довольно универсальны и могут быть применены учителями-предметниками любой образовательной области.  

        Одним из компонентов технологии развивающего обучения, является особым образом организованное общение. Такой формой общения может быть привлечение фольклорных материалов на уроке физики.
             Мир загадок удивителен, ведь предметом народной поэзии становился любой физический объект или физическое явление, техническая конструкция или сооружение: обыкновенные часы превращаются в героя Еремушку:

«Весь век идет Еремушка,
Ни сна ему, ни дремушки.
Шагам он точный счет ведет,
А с места все же не сойдет»;

в огненную стрелу превращается обычная молния: «Летит огневая стрела, никто её не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица», а простые гири сравниваются с разными предметами обыденной жизни:

«То, как арбузы, велики,
То, словно яблоки, мелки.
Они не могут говорить,
Но могут все определить».

               Язык загадки точен и лаконичен, и как отмечал Д.Н. Садовников – большой знаток народных загадок – загадка имеет серьёзное познавательное значение. Будучи по своей форме не простым, обыденным, а замысловатым поэтическим описанием, загадка испытывает сообразительность ученика, оригинальность его мышления, развивает его воображение, раскрывает глаза на поэтическую красоту и богатство окружающего мира, учит наших порой излишне рациональных детей замечать красоту привычных и будничных сторон действительности. Особенности жанра позволяют мне с успехом привлекать народные загадки в начальном курсе физики, но иногда они уместны и в старших классах. Содержание многих загадок посвящено физическим процессам, с которыми приходится обучающимся знакомиться при изучении темы «Атмосферное давление». По завершению темы даю детям найти загадки по теме, и на уроке мы иногда тематический подбор загадок используем в форме физической викторины. При итоговом повторении темы «Атмосферное давление » провожу викторину «Влияние атмосферного давления на погоду». Предлагаю разгадать загадку и объяснить, при каком атмосферном давлении (по отношению к нормальному) происходит то или иное природное явление.

Физическая викторина.
1. Заря – заряница, красная девица,
врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла; месяц видел, солнце скрыло. (Роса)
2. Выше леса, тоньше полоса. (Дождь)
3. В холоде горой, в избе водой. (Снег)
7. Скатерть бела весь свет одела. (Снег)

           Другая форма фольклорных материалов, которые я использую на уроке – пословицы и поговорки, которые, как живая народная мудрость, всегда привлекали людей. Пословицы чутко улавливают своеобразие природы, быта и жизненного уклада народа. Например, когда мы изучаем силы в природе, я предлагаю учащимся объяснить физический компонент содержания ряда пословиц:
«Тише едешь – дальше будешь». «Не подмажешь – не поедешь». «Любишь кататься, люби и саночки возить»; при изучении темы «Звуковые явления»: «Как аукнется, так и откликнется»; «Не пойманная рыбка всегда больше, кажется» (Оптика) и так далее.

         Творчество-это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью. Творец-субъект творчества.

        Детей надо обучать творчеству. Для того, чтобы творить, у ребёнка должны быть развиты такие свойства - восприятие, воображение, мышление, эмоции, речь.

        Полнота восприятия физики невозможна без воображения. Оно развивается специальными приёмами:

а) рассказ о воображаемом путешествии внутри кристаллической решетки, внутри атома - я свободный электрон( скорость, силы, магнитные и электрические поля).

б) озвучить таблицу, очень интересно получается с таблицей " Закон сохранения электрического заряда. Электролиз" Рассказать от имени молекулы о явлении диссоциации и электролиза.

в) очень хороши сочинения. В 11 классе " Как прожить на других планетах"

         При прохождении астрономии, изучив планеты Солнечной системы, ученики получили задание написать фантастический рассказ о путешествиях на другие планеты нашей системы. Надо было проявить не только фантазию, но и знать об условиях для жизни землян на планете.

        Используя эти знания ученики должны были придумать интересный сюжет для своего рассказа. Знания об условиях на планетах были полностью использованы при сочинении рассказа.

        Некоторые придумали столько нового, своего, необычного, что дух захватывало при чтении. Дали такую волю фантазии!

      В 9 классе после прохождения темы " Ускорение свободного падения  на Земле и других планетах" пишем сочинение " Путешествие по Солнечной системе".

     Для привлечения интереса к физике, на своих уроках, я так же использую мультфильмы, которые дети создают сами из пластилина. Обучающимся предлагается фраза ученого, которую они должны представить в мультипликационной форме.

Приложение 2.

Приложение 3. «В мире нет ничего особенного, никакого волшебства. Только физика» - Чак Паланик

Приложение 4. «Наука- это драма идей!» - Альберт Эйнштейн

 

Литература

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1997.
  2. Газман О. С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.
  3. Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности- Л., 1983
  4. Занъко С.Ф. и др. Игра и ученье. - М., 1992.
  5. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского.     М., 1994
  6. Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991.
  7. Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983.
  8. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.
  9. Пидкасистый П. П., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.

 

Категория: Физика | Добавил: Администратор
Просмотров: 212 | Загрузок: 25 | Рейтинг: 5.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА