Воскресенье, 16:57 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Физика

Источники света. Закон прямолинейного распространения.
[ Скачать с сервера (29.0Kb) ] 06.05.2014, 23:01
Источники света. Закон прямолинейного распространения.
Цель: формировать представление учащихся о естественных и искусственных источниках света, сформулировать закон прямолинейного распространения света.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
 Изучить понятие светового луча и пучка, сформировать представление о источниках света: тепловых и люминесцирующих, источники отраженного света, естественных и искусственных источниках света. Изучить закон прямолинейного распространения света.
Учебные задачи, направленные на достижение учащимися личностных результатов обучения:
 Создать условия для формирования устойчивой учебно – познавательной мотивации, готовности к самообразованию и самовоспитанию, самоопределению.
 Создать условия для формирования и развития навыков сотрудничества: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно- исследовательской деятельности.
 Формировать культуру умственного труда
Учебные задачи, направленные на достижение учащимися метапредметных результатов обучения:
 Создать условия для формирования умения ставить цели и планировать пути их достижения, построению жизненных планов во временной перспективе
 Формировать гипотезы, приводить аргументы или контраргументы, доказывать свою точку зрения, проводить умозаключения и делать выводы.
 Создать условия для развития умения анализировать, обобщать, делать выводы, формировать понятия.
 Развивать коммуникативную компетенцию учащихся, позволяющую научится учитывать разные мнения, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

1. Орг.момент
Добрый день. Садитесь.
Сегодня на уроке мы с вами постараемся приоткрыть ещё одну страницу загадочной науки – физики.
2. Мотивационный этап, целеполагание.
А вот о чём же сегодня пойдёт речь, вы постараетесь мне сказать после того, как прослушаете небольшую историю.
История сохранила такой любопытный факт. В XVIII веке на побережье Кубы высадились англичане, а ночью увидели в лесу мириады (цепочки) огней. «Островитян слишком много, - решили захватчики, - нужно отступать, пока не поздно!» Куба в тот раз была спасена от колонизаторов. Однако, ни один местный житель даже и не видел англичан в ту роковую ночь.
Как вы думаете, кто же спас островитян от порабощения?
Это были светлячки…
Как вы думаете, чему же будет посвящён наш урок?
Совершенно верно, свету и его источникам.
Открываем тетради, записываем тему урока «Свет. Источники света.»
Какие же цели мы поставим сегодня перед собой?
Узнать что такое свет и каковы его источники;
объяснить и доказать закон прямолинейного распространения света;
расширить свой кругозор .
С незапамятных времен живет в человеке неистребимая потребность «вскрыть таинства природы». На сегодняшнем уроке мы будем «раскрывать тайны» природных оптических явлений.
3. Открытие нового материала.
(Учитель читает отрывок из французской сказки «Принцесса Дангобер»)
«…Матросы взобрались на реи, а капитан взял подзорную трубу и увидел замок, висящий на золотых цепях между небом и землей».
Какое явление природы описано в этом отрывке?
Правильный ответ: мираж.
Скажите, а приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать явление миража?
Какие оптические явления в природе ещё вы знаете?
Мы живем в мире разнообразных световых явлений: радуга, полярное сияние, голубое небо, красивейший закат и рассвет, глории, «Призрак Броккена» . Тем, кто незнаком с причинами их возникновения, эти световые явления кажутся необыкновенными и загадочными. Значение световых явлений в жизни человека и растений – велико! Один из примеров – фотосинтез.
А сейчас, закройте глаза на одну минуту и представьте себе «жизнь во тьме»!!! Видите ли вы красоту нашего мира? Мир для нас стал бледнее…Смогли бы вы жить в таком мире?
Так что же для вас такое свет?
Свет - это важнейшее средство познания природы.
Наука, изучающая световые явления, называется оптикой. Это слово греческое, означает «видимое».
Посмотрите пожалуйста на экран. Что мы видим на нём?
Утюг и настольную лампу.
Вопрос: Чем отличается излучение утюга от излучения электрической лампы накаливания? Ответьте на этот вопрос и постарайтесь самостоятельно сформулировать определение источника света.
Источником света - называют тела, способные излучать свет.
Вы совершенно правы. Скажите, а что для нас является важнейшим источником света?
Конечно, это солнце.
Значит, свет - это излучение, но лишь та часть, которая воспринимается глазом, поэтому свет называют видимым излучением.
А знаете ли вы ещё какие бывают источники света?
Оказывается, их все можно условно разделить на несколько групп:

Томас Фуллер говорил: Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится.
А у вас не возникает вопроса: а что это за люминесцирующие и тепловые источники?
А почему, например, Луна сама по себе не светит – это холодное тело, но является для нас источником света и мы её прекрасно видим?
На эти вопросы вы найдёте ответы, прочитав статью в учебники. (с.160)
Для дальнейшей работы я предлагаю разделиться вам на три группы: 1 – расскажет нам о тепловых источниках, 2 – о люминесцирующих, а 3-я просветит нас о источниках отражённого света.
(после того как группа расскажет о люминесцирующих источниках).
А знаете ли вы, что раньше, для того, чтобы предметы светились в темноте использовали ядовитый химический элемент – белый фосфор? Очень интересна история его открытия. Гамбургский алхимик Бранд всю жизнь искал секрет получения “философского камня”, который превращал бы все в золото. Однажды он налил в сосуд мочу и стал ее подогревать. Когда жидкость испарилась, на дне остался черный осадок. Бранд решил проколить его на огне. На стенках сосуда стало накапливаться белое вещество, похожее на воск. Оно светилось! Алхимик думал, что осуществил свою мечту. На самом деле он получил ранее неизвестный химический элемент – фосфор.(несущий свет)

Ребята, а это что? …(Книга) Это источник? (Нет) Почему Мы её видим?
Всё дело в том, что излучение, идущее от источника света, попав на предмет, меняет свое направление и попадает в глаз.
Поднимите руку те, кто видит свет от фонарика.(все поднимают руки)
В каком направлении распространяется свет?(По всем направлениям)
Корпус фонаря ограничивает световой поток, и свет распространятся в виде светового пучка, расширяющегося по мере удаления.
Световой пучок мы можем наблюдать, а как его нарисовать? На помощь приходит геометрия, а точнее геометрическая оптика, одним из основных понятий которой является :
Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется свет.
В оптике мы будем пользоваться ещё одним понятием:
Точечный источник - светящееся тело, размеры которого намного меньше расстояния до освещаемого объекта.
Громадные звезды, во много раз больше Солнца, воспринимаются нами как точечные источники света, т.к. находятся на большом расстоянии от Земли.
Закройте свет от лампы книгой. Источник света мы невидим. Почему?
А как распространяется свет?
Ответить на этот вопрос нам поможет эксперимент. Выполняем его теми же группами.
Порядок выполнения:
1. Положите на стол лист картона. Воткните в него вертикально две булавки на расстоянии нескольких сантиметров друг от друга.
2. Между этими булавками воткните ещё 2-3 так, чтобы из-за ближней к глазу булавки не были видны остальные.
3. Выньте булавки. Приложите линейку к следам от двух крайних булавок и проведите прямую.
4. Определите, как расположены следы от других булавок по отноше¬нию к проведённой прямой.
5. Сделайте вывод.

Какой вывод?
Свет в прозрачной среде распространяется прямолинейно.
1) Возьмите стакан с водой, пробирку, опустите в пробирку карандаш. Вы видите карандаш? (Да) Опустите пробирку в стакан. Что вы наблюдаете? (Та часть пробирки, которая опущена в воду посеребрена, карандаша в ней не видно). Почему?
2) Возьмите пустой стакан в руку. Вы видите пальцы? (Да). Налейте в стакан воды. Вы видите пальцы? (Нет). Почему?
3) Возьмите стакан с монетой, налейте воды. Вы видите монету? (да). Накройте пробиркой монету. Вы видите монету? (нет). Почему?
Почему исчезают тела? Ведь среда прозрачная. (среда неоднородная)
Закон прямолинейного распространения света:
Свет в однородной прозрачной среде распространяется прямолинейно.
Этот факт установил еще Евклид (300 лет до н.э.). закон прямолинейного распространения света – один из первых законов природы, установленных экспериментально. Он помогает нам устанавливать границы участков, прокладывать линии железных дорог, взлётные полосы на аэродроме.
4. Первичное закрепление материала. (с самопроверкой по эталону)
1. Свет – это…
а) электромагнитное излучение, воспринимаемое глазом по зрительному ощущению;
б) светящееся тело;
в) поток мельчайших частиц;
г) волна.
2.Какие из перечисленных ниже источников света являются тепловыми?
a) Лампа накаливания
b) Луна
c) Лампа дневного света
d) Светлячок
3.Какие из перечисленных ниже источников света являются люминесцирующими?
a) телевизор
b) Солнце
c) Луна
d) светлячок
4. Как распространяется свет?
а) криволинейно;
б) прямолинейно;
в) вокруг Земли;
г) паралельними пучками.
5. Какие источники света можна считать естественными?
а) монитор компьютера;
б) электрическую лампочку;
в) звезды;
г) Солнце.
6. Каково значение света в жизни человека?
а) развивается и поддерживается жизнь на Земле;
б) развивает память;
в) дает возможность получить информацию об окружающем мире;
г) создает оптические иллюзии.
7. Какие явления являются оптическими?
а) диффузия;
б) мираж;
в) радуга;
г) таяние льда.

Самооценка: 1 ошибка, «5»;
2 ошибки – 4
3 ошибки – 3
Более 3-х – 2
5.Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Скажите, понравился ли вам урок?
Что нового вы узнали, что ещё хоте ли бы для себя уяснить?
Какое у вас настроение после урока?
6.Домашнее задание: выполнить домашнюю практическую работу.
Всем спасибо за прекрасную работу. До свидания.
Категория: Физика | Добавил: Люлечка
Просмотров: 1047 | Загрузок: 85 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА