Вторник, 10:55 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Физическая культура

Программа дополнительного образования детей «БАСКЕТБОЛ»
[ Скачать с сервера (115.5Kb) ] 06.03.2015, 16:57

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 33
с углубленным изучением математики»

Рассмотрена
на педагогическом совете
протокол № УТВЕРЖДАЮ
Директор школы № 33
___ С.В.Белканова

Образовательная программа
дополнительного образования детей

«БАСКЕТБОЛ»

Автор программы:
Дроздова Клавдия Васильевна
Возраст обучающихся: 8 - 10 лет
Срок реализации: 2 года

Великий Новгород
2013
Пояснительная записка

Образовательная программа дополнительного образования детей секция «Баскетбол» имеет спортивно-оздоровительную направленность и является экспериментальной программой, разработанной педагогом дополнительного образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением математики» Дроздовой К. В. в 2013 году.
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и реализуется в объединении «Баскетбол» муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением математики».
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в реализации потребности обучающихся заниматься ОФП, спортивными играми и обусловлена наличием групп детей, имеющих высокий уровень мотивации, интереса к занятиям спортом, желание принимать участие в спортивной жизни школы и города.
Занятия в секции способствуют физическому развитию и укреплению детского организма, развивают двигательные качества: ловкость, гибкость, быстроту, выносливость, повышают функциональные возможности организма, развивают глазомер, точность и быстроту реакции.
Актуальность программы в том, что спортивные занятия баскетболом в последнее время приобрели большую популярность в обществе, получили широкое распространение и признание как вид спорта. Программа позволяет увеличить двигательную активность обучающихся и почувствовать себя личностью в коллективе.
Новизна программы связана с тем, что баскетбол доступен, увлекателен, не сложен в освоении на начальном уровне, в тоже время способствует общему физическому развитию, улучшению координации движений, развитию интеллекта. Данное направление предоставляет обучающимся новые возможности выбора, таким образом, привлекает к занятиям спортом и здоровому образу жизни.
Целью программы является содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовке обучающихся посредством овладения техникой и тактикой игры в баскетбол и ее основными правилами.
Исходя из цели программы, для создания условий развития мотивации в желании заниматься баскетболом предусматривается решение следующих основных задач:

Обучающие:
- обучить основным правилам игры в баскетбол;
- обучить физическим упражнениям, направленным на развитие быстроты, силы, ловкости и координации движений;
- ознакомить с элементарными теоретическими сведениями о личной гигиене;
- обучить комплексу необходимых физических упражнений;
- обучить правилам поведения на занятиях.

Развивающие:
- развить основные физические качества: силу, выносливость, быстроту и гибкость;
- развить реакцию на движущийся объект.

Воспитывающие:
- воспитывать потребность в необходимости соблюдения режима дня, здорового образа жизни и личной гигиены;
- воспитывать интерес к систематическим занятиям спортом;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, проявление терпимости и толерантности при совместной игровой деятельности;
- воспитывать наблюдательность, умение доводить работу до конца.

Отличительной особенностью программы является то, что она направлена на всестороннюю физическую подготовку зани¬мающихся и на изучение основ техники и тактики игры. Теоретические занятия проводятся в форме 15—20-минутных бесед в процессе практиче¬ских занятий, а также в форме отдельного занятия. Практические занятия разнообразны и эмоциональны. При обучении применяются упражнения, эстафеты, подвижные игры, в которых активно участвуют все занимающиеся. Воспитанники должны также ежедневно делать утреннюю гимнастику, принимать водные процедуры, а также выполнять задания преподавателя по самостоятельному повышению уровня своей физи¬ческой подготовленности и совершенствованию в отдельных элементах тех¬ники. Два-три раза в год проводятся контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке. В конце учебного года, по данным контрольных испытаний, дается оценка успеваемости каждому обучающемуся.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 8 – 10 лет.
Срок реализации образовательной программы -2 года обучения, 2 часа в неделю – 136 учебных часов.

Формы и режим занятий
Содержание программы ориентировано на добровольные группы детей. Наполняемость учебных групп выдержана в пределах санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минообрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение 7 «Примерная наполняемость групп».
Количество детей в группе 10 – 15 человек.
В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:
- учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;
- смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.
Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы, осуществляется и индивидуальная.

Ожидаемые результаты и способы их проверки
По окончании реализации программы:
Обучающийся должен знать:
• о состоянии своего здоровья;
• о правилах составления комплексов общеразвивающих упражнений;
• о режиме дня и личной гигиене;
• о связи занятий в секции «баскетбол» с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
• о способах изменения направления и скорости движения;
• правила игры в подвижных и спортивных играх.
Обучающийся должен уметь:
• выполнять и составлять самостоятельно разминку;
• выполнять комплексы упражнений утренней зарядки;
• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
• играть в баскетбол по упрощенным правилам
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
• спартакиада школьников и другие соревнования города;
• выполнение контрольных нормативов и тестов по ОФП.

Учебно-тематический план

Название темы Всего часов Первый год обучения (количество часов) Второй год обучения
(количество часов)
1. Вводное занятие. Техника безопасности. История баскетбола 2 1 1
2. Общая физическая и специальная подготовка обучающихся 48 24 24
2.1 Развитие силы 14 7 7
2.2 Развитие быстроты, реакции и ловкости 8 4 4
2.3 Развитие быстроты передвижения 14 7 7
2.4 Упражнения для разминки 12 6 6
3. Основы техники и тактики игры 8 4 4
4. Техника нападения 18 9 9
5. Техника защиты 18 9 9
6. Тактика нападения 16 8 8
7. Тактика защиты 18 9 9
8.Тренировочные занятия - соревнования 8 4 4
ИТОГО 136 68 68

Содержание образовательной программы

Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности. История баскетбола (2 часа).
Теория: Организация группы. Объяснение целей задач образовательной программы. Лекция по технике безопасности. Значение физической культуры и спорта для укрепления здоро¬вья, гармонического развития, подготовки к труду и защите Родины. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена. Техника безопасности при занятиях спортом. Гигиена, врачебный контроль и предупреждение травм. История баскетбола. Исторические и социальные предпосылки возникновения и развития баскетбола. Значение гигиенических мероприятий при занятиях спортом. Ис¬пользование естественных факторов природы солнца, воздуха и воды для укрепления здоровья и закаливания. Ведение дневника спортсмена.

Тема 2. Общая физическая и специальная подготовка баскетболиста (48 часов)
2.1. Развитие силы. (14 часов).
Практические занятия:
Приседания ноги вместе на полной ступне.
Лежа не спине руки в стороны, ноги вместе - поднять ноги вверх и опустить их вправо-влево.
Сидя на полу руки в стороны (или упор сзади) - упражнение «ножницы».
Сидя на полу руки за головой, ноги держит партнер - наклоны в стороны, касаясь локтями пола.
Бег по лестнице вверх - вниз.
Передвижение в положении приседа.
Передвижение прыжками в стороны с ноги на ногу (коньковый шаг).
Бег на месте, преодолевая сопротивление резиновой тяги.
В положении сидя, набивной мяч держать коленями, поднимая ноги вверх.

2.2. Развитие быстроты, реакции и ловкости. (8часов).
Практические занятия:
Зеркальное выполнение упражнений в парах, стоя лицом друг к другу.
По сигналу рывки и ускорения из положений сидя, лежа, стоя на коленях.
Челночный бег с многократными ускорениями.
Принять и отдать пас, поворачиваясь от одного партнера к другому.

2.3.Развитие быстроты передвижения. (14 часов).
Практические занятия:
Подвижные игры. «Кто первый», «Воробей и вороны», «Ловим рыбу».
«Комбинированная эстафета», «Эстафета по кругу».
Специальные упражнения. Бег, высоко поднимая бедро, со сгибанием ног во внутрь с касанием ног одноименной рукой. То же с забрасыванием голени назад с касанием пяток одноименной рукой.
Бег трусцой — рывок на 10 метров — бег трусцой (повторение 5-10 раз).
Бег спиной вперед.
Перемещение приставными и крестными шагами.

2.4. Упражнения для разминки (12 часов).
Практические занятия:
Бег трусцой - темп от медленного к быстрому.
Бег трусцой с ускорениями.
Бег с высоким подниманием голени, с одновременным касанием пяток одноименной кисти руки.
Бег с высоким подниманием бедер.
Бег с высоким подниманием голени с приземлением на ногу согнутую в колене на 90 градусов.
Стоя прогнуться назад и коснуться руками обоих ступней.

Тема 3. Основы техники и тактики игры Специальная физическая подготовка (8 часов)
Стартовые рывки с места. Повторный бег на максимальной скорости. Бег спиной и боком вперед (правым, левым). Ускорение из различных ИП с поворотом в направлении бега. Бег с быстрой сменой направления по зрительным сигналам (вправо-влево, вперед-назад и в промежуточных направлениях). Повторный бег с быстрой сменой направления в пределах площадки. Прыжки с места толчком двумя ногами с доставанием высоко подвешенных предметов (края сетки, щита, кольца и др.) одной и двумя руками. То же в движении толчком одной ногой. Чередование бега на короткие отрезки с прыжком вверх толчком одной и двумя ногами. Прыжки с последующим быстрым бегом вперед, назад, вправо, влево. Бег по «кочкам». Работа с набивными мячами. Метание мячей в неподвижную и движущуюся цели с места и в движении. Подвижные игры. Комбинированные эстафеты.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 4. Техника нападения (9 часов). Основная стойка баскетболиста. Бег с изменением на¬правления и скорости. Передвижение приставными шагами (правым, левым боком, вперед и назад). Остановки во время бега: шагом, прыжком. Поворо¬ты на месте: вперед, назад. Сочетание передвижений, остановок, поворотов. Ловля двумя руками мяча, летящего навстречу и сбоку на уровне груди. Пе¬редача мяча двумя руками от груди после ловли на месте, после ловли с ос¬тановкой, после поворота на месте. Ведение мяча правой, левой рукой и по¬переменное ведение. Ведение с изменением направления. Броски мяча двумя руками от груди с близкого расстояния, с места под углом к корзине, с отра¬жением от щита.
Техника защиты (9 часов). Стойки защитника: одна нога выставлена вперед; ноги расставлены на одной линии. Перемещение в стойке защитника вперед, в стороны, назад.
Тактика нападения (8часов). Индивидуальные действия: умение выбрать место и открыться для получения мяча. Целесообразное применение техники пере¬движения: прыжков, остановок, поворотов. Командные действия: нападение по принципу выбора свободного места.
Тактика защиты (9 часов). Индивидуальные действия: умение выбрать место и держать игрока с мячом и без мяча.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 5. Техника нападения (9часов). Бег с изменением направления и скорости (из различных исходных положений). Ловля высоких мячей двумя руками и одной рукой в движении с выходом вперед и в стороны прыжком с места. Передача двумя руками от головы после ловли: на месте, после поворотов на месте. Передача одной рукой от плеча в движении, передача одной рукой назад. Ведение с изменением высоты отскока мяча и скорости передвижения. Броски со среднего расстояния с места, после ловли с остановкой, после ведения и остановки. Штрафной бросок.
Техника защиты (9часов). Вырывание мяча рывком на себя и с поворотом. Выбивание мяча при держании, при ведении, при броске. Перехват мяча с выходом сбоку и с выходом из-за спины. Противодействие игроку, выходящему на свободное место и получающему мяч. Индивидуальные действия против ведущего мяч, применяющего передачу и бросок.
Тактика нападения (8часов). Индивидуальные действия: финты с мячом «на ведение», «на передачу» с последующим ведением и передачей. Групповые действия: взаимодействие двух нападающих – выбор места для получения мяча (передай и выходи); взаимодействие двух нападающих против одного защитника. Командные действия; изучение системы быстрого прорыва: начало атаки при овладении мячом, отскочившим от щита или корзины.
Тактика защиты (9 часов). Индивидуальные действия: выбор места и момента для овладения мячом при передачах и ведении. Групповые действия: взаимодействие двух защитников при численном равенстве нападающих. Командные действия: система личной защиты.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей

Во время практических занятий применяются разнообразные методы введения тренировочного процесса, а именно: групповой, фронтальный, индивидуальный, поточный метод групповой тренировки. С целью максимальной реализации образовательной программы достаточно широко используется способ проведения физических упражнений в игровой форме. Занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей детей, их интересов и перспективы развития. Организующим моментом в разработке и содержании занятия являются физические упражнения. Причем, важна как специфика самих упражнений, так и условия, в которых они выполняются.
Методическое обеспечение данной программы осуществляется:
1. Через использование тематических бесед:
• Правила поведения и ТБ на занятиях.
• Режим дня и УГГ
• Сон-выручатель нервной системы
• Движение и ещё раз движение
• О личной гигиене и гигиене помещения
• Правильная осанка и её значение для здоровья и хорошей учёбы
• О правилах дыхания
• О закаливании и профилактике инфекционных заболеваний
• Где можно и где нельзя играть?
• Оказание первой доврачебной помощи при травмах
2. Через игровую деятельность: чётко и правильно подобранные игры по разделам программ:
• Игры для формирования правильной осанки
• Общеразвивающие игры
• Игры со скакалками
• Игры с прыжками
• Игры с метанием, передачей и ловлей мяча
• Игры для развития внимания
• Игры на занятиях в зимний период
3. Через соревновательную деятельность: участие в соревнованиях различного ранга по видам спорта:
• Посещение различных соревнований проводимых в школе и городе с последующим анализом этих соревнований
• Просмотр соревнований по телевидению с целью научиться видеть знакомые технические и тактические моменты игры (если бы я был судья)
• Показ кинофильмов о лучших достижениях российских спортсменов
• Во время занятий учащиеся привлекаются к судейству

Материально-техническое оснащение спортивного зала для занятий.

Стенки гимнастические, перекладины гимнастические
Козёл, конь, мостики, маты, гимнастические
Палки, обручи, скакалки, скамейки гимнастические
Мячи набивные разные, флажки цветные, бруски, кубики
Стойки и планки к стойкам для прыжков
Эстафетные палочки, секундомеры, насосы для мячей, свистки
Мячи, кольца и щиты баскетбольные
Мячи и сетки волейбольные
Мячи футбольные, мячи резиновые

Подведение итогов по теме проходит в виде сдачи нормативов или оценки качества выполнения того или иного упражнения. Анализ работы возможен в форме просмотра видеозаписи игры.

Список литературы для педагога и учащихся

1. Программы для внеклассной работы «ФК и С» под ред. Т. В. Естеферовой. Изд. «Просвещение», М. 1971г.
2. Спортивные игры для детей. О. Е. Громова. Творч. центр «Сфера», М. 2002 г.
3. Двигательные игры, техника и уроки здоровья. 1-5 кл. Н. И. Дереклеева. М., «Вако», 2004 г.
4. Система лыжной подготовки. М. В. Видякин. Изд. «Учитель», Волгоград, 2006 г.
5. Методика физического воспитания. В. М. Качашкин. Изд. «Просвещение», Москва, 1972 г.
6. «Веселая физкультура», учебник для учащихся 1 класса. Е. Н. Литвинов и др. Изд. «Просвещение», Москва, 1997 г.
7. «Ура, Физкультура», учебник для учащихся 2-4 классов. Е. Н. Литвинов и др. Изд. «Просвещение», Москва, 1997 г.
8. Физические упражнения для моделирования круговой тренировки. Гуревич И. А. Минск:1984г.
9. Педагогика. Учебник для студентов, аспирантов, преподавателей и тренеров по дисциплине «Физическая культура». Сидоров А. А., Прохорова М. В.,
Синюкин Б.Д. СПб. 1996г.

Категория: Физическая культура | Добавил: svet100lana | Теги: баскетбол, школа, физкультура
Просмотров: 358 | Загрузок: 43 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА