Четверг, 19:10 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Физическая культура

Методическая разработка по использованию йоги на дополнительных занятиях по физкультуре
[ Скачать с сервера (21.7Kb) ] 05.02.2014, 21:55
КСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат г.Вязники»

Методическая разработка по использованию
элементов йоги на дополнительных занятиях физической культуры.

Учитель физической культуры
Малышева Людмила Владимировна

2012г


Йога появилась много тысяч лет назад в Индии как система самопросвещения. В наши дни, несмотря на научно-технические достижения 21 века, облегчающие нам жизнь, все больше людей обращаются к йоге за вдохновением, тем самым подтверждая ее вечную привлекательность.
Древние индийские мудрецы и провидцы жили в гармонии с природой и считали солнце центром их энергетической вселенной. Они видели, как растения и цветы тянутся к свету вверх, чтобы впитать в себя тепло и энергию светила. Мудрецы любовались огромными деревьями, потому что те были одновременно могучими и гибкими. Их корни уходили глубоко в землю и крепко держались за нее, а ветви свободно раскачивались на ветру. Йоги увидели в этом метафору кодекса жизни человека и поняли, что люди смогут быть счастливее и здоровее, если они тоже будут прочно стоять на земле, сохраняя при этом гибкость.
Предлагаю вниманию коллег разработку нетрадиционного урока с элементами йоги.

Цель занятия: познакомить учащихся с новыми формами занятий физическими упражнениями.

Задачи занятия:
- Ознакомить ребят с элементами восточной культуры;
- формировать навыки плавного, непрерывного движения с его применением в разных формах двигательной активности;
- учить ощущать комфорт от выполняемого упражнения;
-укреплять здоровье, развивать физические качества, повышать работоспособность.

Оборудование:
Компьютер, видеопроектор, экран, музыкальные записи, включающие в себя звуки природы, слайды с изображением животных, воздушные шары, мягкие игрушки, гимнастические коврики.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Разминка (5-10мин). Учащиеся садятся на коврики.
Учитель: «Человеческое тело состоит из мозга, сердца, легких, других органов, миллиардов крошечных клеток, 206 костей, 600 мышц и большого количества крови. Более чем на половину наше тело состоит из воды.
Мозг - это центральный компъютер тела, рассылающий инструкции и указания конечностям и внутренним органам. Сердце – это мощный насос, качающий кровь по всему телу. Кровь – это « река жизни» нашего тела, которая приносит питательные вещества туда, куда они требуются, а обратно в легкие возвращает двуокись углерода, чтобы вы могли ее выдохнуть. Наши легкие похожи на две большие губки, впитывающие кислород из воздуха, когда мы дышим. Благодаря этому мы живем. А что касается воды внутри нас, то она необходима для работы всего организма, начиная с моргания и глотания до дыхания и движения. Кости образуют скелет и удерживаются мышцами, которые в буквальном смысле слова не дают нам рассыпаться на куски. Если мышцы слишком напряжены, мы чувствуем скованность, наши движения ограничены. Если ничего не предпринимать в течение длительного времени, то напряженные мышцы могут испортить осанку, походку словно запирая наше тело в неудобном положении. Вот почему появляется сутулая спина, боли в шее и коленных суставах.
Однако мышцам можно вернуть полноценную дееспособность с помощью регулярного постепенного растягивания, и они снова станут эластичными. Я вас просила принести на урок пластилин. Посмотрите, он холодный и неподвижный. Давайте его согнем, и мы увидим, что пластилин сломался. Но если его немного помять в руках, он становится мягким и послушным. Вот так и наше тело после разминки станет гибким. Это позволит нам выпрямить спину, расправить плечи и грудь, стоять прямо, с высоко поднятой головой, в наклоне вперед легко дотрагиваться руками до носков ног и чувствовать себя в отличной физической форме.
Связки и мышцы необходимо растягивать постепенно, не напрягая их и не торопясь. Это очень важно, когда мышцы растут.»

УПРАЖНЕНИЯ.
«Описываем круг».
Учащиеся стоят в кругу. Поочередно кистями, ступнями, тазом описывают круги в воздухе. Пусть круги будут разного размера. Чем медленнее выполнять упражнение, тем лучше.
«Круги над головой».
Сложить руки над головой наподобие остроконечной шапочки. Описывать верхушкой «шапочки» невидимый круг, чтобы размять поясницу.

«Ветряная мельница».
Сесть на пол, руки на колени. Медленно вращать руками, подражая крыльям ветряной мельницы. Выполнять вдох, когда руки тянуться вверх, и выдох, когда руки опускаются вниз.

«Укачиваем малыша».
Выполнение данного упражнения позволяет хорошо растягивать мышцы ягодиц и бедер. Представьте, что ваша нога от колена и ниже – это маленький ребенок, которого вы очень нежно укачиваете на руках. Обнять ногу, как вы обняли бы малыша, и качать из стороны в сторону. Дышать глубоко. Поднимать ступню, чтобы поцеловать «крошку» в лоб.

«Кошка, собака, змея и мышка» (комбинированное упражнение).
1. Кошка – встать на колени в позе кошки, плечи над кистями рук, пальцы расставлены. Прогнуть спину – кошка добрая, выгнуть спину – злая.
2. Собака – упереться руками в пол, встать на пальцы ног, распрямить колени и поднять вверх ягодицы, чтобы голова свесилась вниз. Представить себя собакой, которая потягивается с утра. Сделать несколько вдохов и выдохов.
3. Змея – на очередном вдохе лечь на живот. Пальцы ног направить назад. Высунуть язык и пошипеть, как змея.
4. Мышка – на выдохе поднять ягодицы и сесть на пятки. Опустить лоб на пол. Отдохнуть, как тихая маленькая мышка. А теперь снова встать в позу кошки и начать все упражнение сначала.

«Тянемся навстречу солнцу»
Встать лицом к своему другу, посмотреть прямо перед собой. Ноги прямые, ступни вместе. Соединить ладони в области солнечного сплетения. Глубоко вдохнуть и представить веревку, которая осторожно тянет вас за макушку вверх, в то время ваши ступни стоят на полу.

Основная часть (30 мин)

Учитель.
В этой части урока мы узнаем, как можно повеселиться и чему поучиться, встретившись с разными животными. Эти упражнения покажут вам, как надо подражать повадкам и движениям ваших любимых зверей, птиц и насекомых, чтобы показать их характер. Ощутите мощь и гордость рычащего льва или парящего орла, тихую безмятежность бабочки, гибкость скользящей змеи и забавную прыгучесть лягушки.
Упражнения сопровождать показом слайдов с изображением животных, птиц и так далее под музыкальное сопровождение с голосами природы.

УПРАЖНЕНИЯ.
«Поза льва».
1. Согнуть колени и сесть на пятки. Ладони положить на пол перед собой, перенести руки на колени. Посидеть, спокойно подышать.
2.Спокойно вдохнуть и встать на колени, руки вытянуть вперед. Издать рычание: «РРР !». Посмотреть вперед и высунуть язык. Снова сесть на пятки и порычать еще два раза, чтобы почувствовать себя могучим, но спокойным.
«Поза кобры».
1.Лечь на живот, опустить лоб на пол. Прижать локти к бокам, положить ладони под плечи. Сконцентрироваться на том, чтобы ноги и таз оставались тяжелыми. Надавить ступнями на пол.
2.Сделать глубокий вдох и одновременно медленно поднять голову от пола. Смотреть вверх, упираясь ладонями в пол. Ноги прямые.
3. Продолжать глубоко и спокойно дышать. Постараться выпрямить руки и еще немного прогнуть спину. Поднимать грудную клетку на каждом вдохе. Высунуть язык и пошипеть, как змея: «ССС!»
4. Если захочется почесать голову «хвостом», надо раздвинуть колени, еще немного прогнуть спину и поднять ступни к голове. Возвращаться в исходное положение в том же порядке.
«Поза лягушки».
1.Сесть на корточки, широко разведя колени, и упереться ладонями в пол. Дышать спокойно и представить, что ноги стали такие же сильные как у лягушки.
2.Оттолкнуться от пола руками и ногами и прыгнуть вверх.
3. Вытянуться и прыгать как можно выше. При этом как можно громче квакать: «Ква-ква!»
4. Постараться приземлиться на обе ноги. Снова сесть на корточки, приготовиться повторить прыжок. По мере усталости упражнение закончить, посидеть несколько секунд.

Учитель.
В подвижных играх и эстафетах можно получить заряд бодрости и здоровья. Для этого требуется немного воображения и побольше азарта.
Звучит веселая и задорная музыка.

ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ.
Эстафета «Прыгающие кролики».
Занимающиеся распределяются на две команды. Каждый участник держит коленями воздушный шарик, а в руках морковку. Участник должен прыжками добраться до следующего игрока своей команды и передать ему морковку.
Игра «Праздничные хлопушки».
Участникам надо стать хлопушками: присесть на корточки и сделаться совсем маленькими, а затем подпрыгнуть высоко-высоко, выплескивая свою энергию.
Игра «Осторожные звери».
В этой игре участвуют осторожные звери и охотник, который стоит спиной к ним. Осторожные звери могут двигаться ( изображать животных, птиц, насекомых) только тогда, когда на них не смотрит охотник. Как только охотник оборачивается, звери застывают на месте, а охотник должен угадать, кого из зверей изображает тот или иной участник.

Учитель.
Кто из вас видел ветер, друзья?
Ни вы, ни я, ни он.
Но лишь зашуршит на ветках листва,
Значит, это ветер пришел.
Наше дыхание на выдохе напоминает ветер. Оно не позволит упасть перышку вниз, поможет задуть свечу, согреть руки или остудить чай. Вы знаете, что дыхание состоит из вдоха и выдоха – это один акт.
Здоровые и тренированные люди выполняют до 15 дыхательных актов в 1 мин. Здоровые, но не тренированные – от 10 до 20 дыхательных актов в 1 мин. Люди, имеющие слабое здоровье, - свыше 20 актов.
Важной характеристикой работы легких является их жизненная емкость. Она у всех разная. Сейчас мы проверим с вами это с помощью обычного воздушного шарика. Проведем эксперимент. Выполним один глубокий вдох и три постепенных выдоха, заполняя воздухом воздушный шарик. Какого размера будет ваш шарик, такого примерно размера будут и ваши легкие.
Спасибо! А теперь поднимите ваши шарики вверх. Мы видим, что жизненная емкость легких у нас у всех разная.
Ученые выяснили, что у кого сердце бьется медленно, как у слона и черепахи, то люди живут долго, а люди с частым сердцебиением, нервные и суетливые, как мыши и кролики, живут мало.

Домашнее задание.
Посчитайте, сколько дыхательных актов выполняют ваши близкие родственники за 1 мин.

Заключительная часть.
Учитель.
Лягте на пол на спину в позе спящего человека, то есть максимально расслабленного. Положите мягкую игрушку на живот, чтобы вы могли чувствовать ваше дыхание и видеть, как при этом перемещается ваша игрушка (вверх – вниз). Дышите глубоко, чтобы живот поднимался на вдохе и опускался на выдохе. Подышите так несколько минут.
Йога поможет вам открыть для себя удовольствие от покоя и тишины и понять, что умение расслабиться так же важно для здоровья и хорошего самочувствия, как и физическая активность. Позы, приносящие покой и умиротворение, дают возможность отдохнуть разуму, телу и душе. Позы покоя помогают сохранить вашу энергию.
«Спящая змея»
(звучит музыка со звуками природы). Это замечательное упражнение для собравшихся вместе друзей. Голова одного лежит на животе другого, и все вместе образуют елочку. Когда все улягутся, закрыть глаза и почувствовать, как ваша голова медленно поднимается и опускается в такт вдохам и выдохам вашего друга.

Учитель.
Слушай свое дыхание, и ты услышишь ритм Вселенной. Мысленно говори себе: «Я спокоен, все тело приятно расслаблено. Мышцы расслаблены, дыхание спокойное, свободное, ритмичное. Дыхание приятное, оно особенно расслабляет все тело. Сердце бьется спокойно, ритмично. Кровь беспрепятственно поступает ко всем органам. Дыхание помогает направлять кровь ко всем органам. Руки постепенно тяжелеют, я ощущаю тепло, распространяющееся по всему телу. Тепло распространяется вместе с дыханием».

А теперь всматриваемся в небо. Вы ясно видите птиц, парящих высоко-высоко. Представляем себе, что мы взлетаем. Расправляем плечи, готовимся к полету и делаем небольшое волевое усилие. Волнение, ожидание полета и повеление полета… Легко-легко, свободно начинаем отрываться от земли, улетаем ввысь и вперед.
От встречного ветра вибрирует все тело, от ощущения полета радуется и ликует ваша душа. Одно ваше желание, одно только стремление – и вы летите ввысь, ввысь, ввысь…
Фантазируем! Создаем образ полета!
Впитываем солнечный свет, впитываем чистоту, впитываем свежесть, впитываем образ красоты, образ юности. Представьте, как ваше тело с каждой минутой приобретает тот образ, о котором вы мечтали.
Фантазируем! Приближаемся к белым облакам, несущим в себе сказку детства, сказку юности, несущим в себе любовь, чистую, возвышенную, и … проходим насквозь. Вы впускаете в себя великий гимн доброжелательства, бодрости, жизнелюбия, мудрости.
В этом полете впитайте все, что вы считаете совершенным. Научитесь начинать каждый день с чувства радости жизни, счастья, душевного полета, поддерживайте это состояние в течение всего дня и перенесите его на всех, кто вас окружает. Из полета возвращаемся в спортивный зал. Открываем глаза: на лицах у вас улыбки, в глазах блеск, задор, озорство, счастье и любовь.
Ваш урок окончен, я желаю вам всем здоровья.
Категория: Физическая культура | Добавил: sport
Просмотров: 381 | Загрузок: 58 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА