Пятница, 16:37 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

ISBN, УДК, ББК, СМИ

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Физическая культура

Использование приёмов социо-игровой технологии в учебно-воспитательной деятельности инструктора по физической культуре
15.11.2015, 06:32

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад «Гнездышко»

 

«Использование приёмов социо-игровой технологии  в учебно-воспитательной деятельности инструктора по физической культуре»

 

 

                                                Горяева Светлана Алексеевна,

                                                         инструктор по физической культуре

                                                I квалификационной категории

                           

 

г.Новый Уренгой

 

 «Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным –  первоначальная задача обучения».                                                                                                     К.Д.Ушинский

 

I.Теоретические основы социо-игровой технологии

Актуальность: Дошкольные годы - период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становления основ самосознания и ценностных ориентаций, проявления первых творческих способностей ребенка, его индивидуальности. Способствует этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо- игровая.

Социо- игровая технология- это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.

Цель: Организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.

« Не научить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровльного обучения, тренировки и научения» ( В.М.Бухатов) – вот сущность социо-игровой технологии обучения.

Задачи:

  1. Повышение качества образования детей;
  2. Повышение двигательной активности детей, используя приемы технологии; через подвижные и малоподвижные игры;
  3. Снятие страха перед деятельностью;
  4. Развитие индивидуальности, эрудированности и сообразительности детей;
  5. Развитие у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с отражающими во время игр; соревнований - эстафет;
  6. Формирование у детей навыка слаженной работы;
  7. Помочь детям научиться эффективно общаться;
  8. Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
  9. Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
  10. Развитию физических качеств и физического развития;
  11. Воспитать у дошкольников желание узнавать новое.

                                                    

ЗАКОНЫ ОБЩЕНИЯ:

 -  Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

 -  Не ворчать, не ныть, не бурчать;

 -  Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

 -  Будьте  взаимновежливы, терпимыми и сдержанными.

 -  Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

 -  Поддержи, помоги подняться и победить;

 -  Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

 -  Не возноси себя над другими,вознеси ближнего;

 -  Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы.

 

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

I. Методы, повышающие познавательную активность:

-  элементарный анализ - необходима отправная точка для более сложного причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи;

- сравнение по сходству или контрасту: группировка, классификация предметов, явлений сочетание  словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.

II. Методы, вызывающие эмоциональную активность.

Используются игровые приемы на воображаемую ситуацию:

- сюрпризные моменты, элементы новизны, которые настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку;

- придумывание сказок;

- игры – драматизации;

- юмор и шутки.

Сильное воздействие на чувства детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии.

III. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.

- беседа;

- создание предметной среды - этот метод помогает совершенствовать навыки, накапливать чувственный опыт, решать познавательные задачи.

IV. Методы коррекции и уточнение детских представлений:

- повторение;

- наблюдение;

- экспериментирование;

- опыт.

Общение детей в рамках данной технологии организуется в три этапа:

 I этап - научить детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера,     развивается собственная речь);

 II этап - общение является целью - ребенок на практике осознает,    как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить    учебную задачу;

 III этап – это педагогическое средство, т.е. через общение обучение дошкольников.

Принципы социо-игровой технологии:

  • Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  • Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
  • Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
  • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
  • Преодоление трудностей.
  • Движение и активность.
  • Жизнь детей в малых группах, в основном в пятерках, бывает в четвёрках и тройках.
  • Применение социо -игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников

Авторы социо-игровой технологии (Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова и В.М. Букатов):  предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:\

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ ИГ

  1. Игры для рабочего настроения
  2. Игры разминки
  3. Игры социо-игрового характера
  4. Игры творческого самоутверждения
  5. Игры вольные, требующие передвижения

Ориентируясь на новые подходы  в системе образования и учитывая, требования ФГОС, в своей педагогической практике планируется  применение  социоигровых приёмов, упражнений направленных на поддержание интереса, доброжелательного отношения детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Применяя социоигровую технологию и в непосредственно – организованной образовательной деятельности и в самостоятельной игровой деятельности детей, планируется использовать разные формы организации дошкольников:

 - Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях, тренинги на умение договариваться.

-   Подвижные игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, др.

   Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.

-   Сказкотерапия.

-   Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.

-  Тренинги.

-  Самопрезентация.

УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИО - ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

  1. Изучение трудов создателей социо - игровой технологии В.М.Букатова и А.П. Ершовой
  2. Используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 4-5 детей.  Деятельность дошкольников в малых группах – самый  естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
  3. Смена лидерства.

Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

  1. Соблюдение вариантов деления на группы:

- по цвету волос, глаз, одежды

- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой

 - кто на каком этаже живет

- четный - нечетный, однозначный-двузначный номер квартиры;                                  

 - кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т.д.

  1.  Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения.

Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т.д.

  1. Разработка   перспективного плана.
  2. Смена темпа и ритма.

Менять темп и ритм помогает ограничение по времени. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец  и требует определенной сосредоточенности.

  1. Социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности,  что соответствует современным требованиям.Обучение происходит в игровой форме. Для этого можно использовать различные игры, развивающие внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
  2. Ориентация на принцип полифонии: «За 133-мя зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками  добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети отрывают для себя новые знания, только кто-то больше, а кто-то меньше.

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ

  • Основная идея  данной технологии – организация собственной деятельности детей. Собственная деятельность – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: ДЕЛАЕТ, СЛУШАЕТ, СМОТРИТ и ГОВОРИТ.
  • Иди от детей.
  • Вместе мы сила.

 

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

Чтобы нам было весело общаться, учиться и играть, шесть правил нужно выполнять:

  1. игру всем вместе начинать;
  2. по очереди отвечать, друг друга не перебивать;
  3. активным быть, все выполнять;
  4. по имени всех называть;
  5. друг над другом не смеяться, а лучше чаще улыбаться;
  6. и еще не забывать, нам друг другу помогать

Предполагаемые результаты:

- дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию;                                                                                                                                        - у детей развито речевое взаимодействие;                                                          

- сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;                                                                                                     

 - дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;                                                                                                                              - у них нет чувства страха за ошибку.                                                 

 

II.Организация деятельности

Сценарий

 развлечения в подготовительной к школе группе   « Играем вместе»

(с применением социо-игровых приемов).

 

Количество участников: кратное 3-4-5; 12-15 чел.

Автор: Горяева Светлана Алексеевна, инструктор по физической культуре, I квалификационной категории, МАДОУ «ДС «Гнездышко».

 

Дети входят в спортивный зал встают в круг

Инструктор: Ребята, давайте поприветствуем друг друга необычным способом  (обнимают друг друга) и дарят улыбку.

- Я предлагаю поиграть и пообщаться маленькими командами, в каждой из которых будет свой капитан, которого вы сами и выберете. Команды и капитаны  будут постоянно меняться, если вам понравилось мое предложение дружно хлопаем в ладоши, если нет, топаем ногами. ( Если среди ребят есть такие, которым не понравилось мое предложение, принимаются оба варианта).

- Итак, все готовы? А теперь давайте проведем небольшую разминку:

 Игра «Сосед к соседу». Дети свободно двигаются по пространству спортивного зала, услышав команду, сосед к соседу  – образуют парочки (стоят в паре друг против друга) напротив одного из цветных секторов « Радуги радости». Затем, в процессе игры выполняют команды ведущего:

  • локоток к локотку,
  •  мизинец к мизинцу,
  • пяточка к пяточке и т.д. Усложнением может служить расположение детей по кругу. Правило – меняться парочкой по ходу круга, после выполнения каждой команды. Ведущими в процессе игры могут быть разные дети.

Игра способствует двигательной активности детей, ловкости, быстроте реакции, повышается речевая активность, а главное, у них есть возможность в игре выразить свои симпатии друг к другу, дружеское отношение. Ребенок упражняется в произношении трудных слов (например: подбородок, мизинец).

Инструктор: А теперь я предлагаю поделиться на 3 команды. Давайте рассчитаемся на времена года, т.к. зима уже прошла, рассчитаемся на «Весна»; « Лето»; « Осень». ( Дети самостоятельно выбирают капитанов, главное условие - себя не предлагать!).

Капитаны приглашаются в центр зала, инструктор дает задание  «Четвертый лишний»:

Капитан каждой команды вытягивает карточку, на которой в табличке изображены дети, играющие в футбол, волейбол, с обычным резиновым мячом, для одной команды на 4-й  картинке дети играют в подвижную игру с  обручем,  другой команде – с воздушным шариком, третьей команде - в подвижную игру без атрибутов.

Задание командам: Выявить лишнюю 4-.ю картинку и придумать по ней игру, обыграть всей группой, можно привлечь всех присутствующих детей.

Инструктор: Предлагаю сыграть в игру « Встань по пальцам». Педагог (ребёнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах число и медленно считает до 5, после слова «замри» должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано.

Давайте встанем в круг и рассчитаемся на « Ухо»; « Горло» « Нос»  (рассчитываясь, дети, называя, показывают). Выбираются капитаны. Капитаны каждой команды вытягивают 1 карточку с изображением:

  • «Кузнечики»
  • «Гусеница»
  • « Муравьи»

Задание: Придумай эстафету «Кузнечики»; «Гусеница»; « Муравьи». Проводятся эстафеты.

Далее проводится игра «Тропинка, кочка, копна» или

«Змея, змея, я ползу, ползу» (на выбор детей).

«Тропинка, кочка, копна

Инструкция. Дети берутся за руки, образуя круг,  и по сигналу ведущего начинают движение по кругу, пока ведущий не произнесет слово-задание. Если ведущий говорит «Тропинка», дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит слово «Копна», дети направляются в центр круга, руки вверх к центру. Если ведущий произносит слово «кочки», дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим повторяются.                                                                                                   

Игра «Змея, змея, я ползу, ползу»

Инструкция. Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

Проводится игра « Жемчужина».

Заключительная игра «ХА-ХА-ХА»

Задание игроков - не засмеяться. Дети садятся в круг, каждый на свой сектор, берутся за руки,  один из игроков говорит: "Ха!", следующий по кругу игрок говорит: "Ха-ха!", третий - "Ха-ха-ха!" и т.д. Тот, кто произнесет неправильное количество "ха...

Литература

  1. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками./ Л.М.Шипицына – СПб.: ООО « Издательство «Детство Пресс»,2010г. 
  2. Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы. - Красноярск, 1999. - 221 с.
  3. Игра как средство социальной адаптации дошкольников./ Н.М.Сертакова – ООО  «Издательство «Детство Пресс»,2009г.
  4. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей ред. В. М. Букатова. СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 189 с.
  5. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада / А.П.Ершова, В.М. Букатов – СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.
  6.   Интернет – ресурсы
Категория: Физическая культура | Добавил: gsa2062
Просмотров: 955 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА