Воскресенье, 19:48 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Экология

Статья. Воспитание экологической культуры школьника.
[ Скачать с сервера (25.0Kb) ] 20.01.2013, 15:30
СТАТЬЯ
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА
Введение.
Наше общество нуждается в специалистах, правильно ориентирующихся в вопросах экологии, понимающих и умеющих решать современные экологические проблемы.
Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей средой обитания.
Без понимания основных тенденций процессов, происходящих в окружающей среде, факторов, приводящих к возмущениям и разрушению среды обитания, а вслед за этим здоровья человека, главной фигуры созидания и, к сожалению, разрушения, нельзя вывести наше общественное сознание к оптимальным условиям жизнедеятельности. Главная задача в настоящее время – обеспечить бескризисное развитие общества в рамках устойчивого санитарно-экологического равновесия человека и природы и постараться обеспечить сохранение и увеличение накопленного потенциала общественного здоровья.
Проблема охраны здоровья нации в последнее время приобретает характер нарастающей угрозы национальной безопасности страны.
Причины стремительного ухудшения состояния здоровья населения многочисленны и многообразны. Но среди них ведущими являются те, которые обусловливаются экономическим и социальным положением в России. Здоровье населения сегодня в большей степени формируется под влиянием неблагоприятных факторов среды обитания человека.
Все это усугубляется нарастающим напряжением и срывом адаптационных и защитных механизмов организма: все сложнее становится предупреждать его повреждение и развитие заболеваний.
Несмотря на экономический кризис, спад производства, остановки предприятий, возрастают удельные объемы выбросов вредных веществ, сточных вод, накопление токсичных отходов на единицу выпускаемой продукции.
Несколько миллионов человек проживают в условиях высокого загрязнения объектов окружающей среды. Это много даже для такой страны, как Россия.
Следствием этого является возникновение экологически обусловленных заболеваний, выраженного ухудшения здоровья населения, проживающего в экологически неблагоприятных регионах.
Куда бы мы ни кинули взор – вода, воздух, животный мир, леса, использование земель, увидим, что экологическое состояние ухудшается катастрофически. Загрязнение превратилось в национальное бедствие вместе с ростом заболеваемости и смертности населения. Люди неудержимы в наступлении на природу. Если мы хотим спасти себя и биосферу, от которой зависит наше существование, нам необходимо стать настоящими борцами за охрану окружающей среды. Человек имеет право на благоприятную окружающую среду, среду обитания. Бережное отношение ко всему живому должно стать законом для всех.

I. Окружающий мир в отражении детей и подростков.
«Для ребенка не так важно знать,
как чувствовать»
Р.Карсон
В процессе воспитания и развития экологической культуры у детей школьного возраста нельзя не учитывать различий в способах восприятия ими окружающего мира, явлений и в стилях познания, зависящих от доминирующего полушария головного мозга. Практика показывает, что модель воспитания, господствующая в детских садах, учреждениях дополнительного образования, школах и даже в семьях, направлена на развитие исключительно левого полушария, т.е. на развитие у детей способности к ступенчатому, а не целостному восприятию мира. Объяснение этому находим в том, что в обыденном сознании бытует представление, будто бы дети в своем восприятии явлений идут от частности к целому. В то время как психологами давно доказано обратное: даже в младенческом возрасте ребенок вовсе не воспринимает только отдельные предметы, а охватывает ситуацию в целом. По мере взросления его восприятие, не изменяя своей внутренней сущности, начинает действовать в союзе с другими функциями и поэтому видоизменяется.
Безошибочных способов определения «людей со здравым смыслом» (левополушарников) и «людей с воображением» нет, как нет или очень мало людей с ярко выраженной доминантой одного из полушарий головного мозга. Чаще всего в каждом ребенке своеобразно сочетаются различные стили познания действительности и способы ее отражения в детском сознании. Поэтому главное внимание взрослых – родителей, педагогов – должно быть обращено не на выяснение типа познания, вызванного асимметрией функций полушарий головного мозга, а на создание условий, позволяющих задействовать работу обоих полушарий, достигая их активной сбалансированности.
И еще один важный теоретический посыл. Исследователи природы детского восприятия предложили назвать его «чувство подобным», «эмоционально подобным». Лишь с течением лет восприятие освобождается от связи с непосредственным аффектом, с непосредственной эмоцией ребенка. Для развития образного мышления необходимо расширять каналы ввода информации, активно используя не только слух и зрение, но и другие органы чувств – тактильную чувствительность, невербальное восприятие (музыку, пение, рисование, лепку, сочинение стихов и др.)
У подростков весь спектр отношений эмоционально окрашен. Осуществляя поиск наиболее адекватного взаимодействия с окружающим миром, подростки, быстро увлекаясь тем или иным занятием, столь же быстро его сменяют. Эффект взрослости и потребность в творческой самореализации сопровождается повышенным интересом к самопознанию. Это можно использовать как опору в строительстве личности подростка, развитии экологической культуры.
Формировать у подростков напрямую ответственное отношение к природе, окружающей среде, своему здоровью – малоэффективно. Для них эти задачи слишком абстрактны и малозначны. Добиться воспитания названных качеств реальнее, если идти к этому косвенным путем, используя подростковую потребность в самосознании.
В этом могут помочь различные диагностические тесты («Твои радости и огорчения»), которые дадут подростку развернутую картину его личности, побудят его к раздумьям о смысле жизни и своем месте в ней. Тесты не являются мерилом личностных качеств ребенка, они лишь вспомогательное средство для того, чтобы подросток лучше понял себя, осознал свои потребности и соотнес их с планами на будущее. Полученная информация может оказать позитивное влияние на нравственность, культуру, жизненные установки подрастающего человека.
Родителям, педагогам особое внимание следует обращать на меру воспитательных воздействий и уважение мнения детей. В общении с подростками назидательный тон вредит больше всего, он вызывает реакцию сопротивления и воспринимается подростками как недооценка их возможностей.
Одним из слагаемых успеха является установление отношений доверия и сотрудничества между воспитателями и воспитанниками, которые, не ущемляя чувства взрослости ребят, позволяют эффективно влиять на повышение уровня их экологической культуры и нравственности. Больше внимания следует уделять и тому, чтобы оценки и суждения исходили, по возможности, не от педагога, а от самих учащихся и тогда эти оценки могут стать стимулом в усвоении этических норм, осознании подлинно культурных ценностей. Это особенно успешно достигается в том случае, если общение происходит в форме диалога.
Диалог – это не только последовательный обмен информацией, оценками между людьми, не просто контакт на уровне речевых высказываний. В диалоге общающиеся воспринимаются как равные собеседники с правом на собственную позицию, на свою систему ценностей, на индивидуальный способ восприятия мира. Без заинтересованного отношения собеседников друг к другу, без готовности каждого представить и понять проблемы другого, без взаимного принятия диалог просто не состоится. Самое главное в диалоге – не столько овладеть умением отстаивать свою точку зрения, сколько научиться сомневаться в ней.
Человек развивается как личность, овладевая техникой диалогового общения, включающей не только умение взаимодействовать с другими людьми, но вести свой внутренний диалог. Овладение способностью вести внутренний диалог происходит в подростковом возрасте. Педагогу, стремящемуся оказать содействие подростку в самосовершенствовании, важно так построить общение, чтобы выбор и постановка задач переживались им как собственное действие. Только такая модель отношений является эффективной.
Знание о своей личности, ее оценка и положительная эмоциональная поддержка близких друзей и значимых взрослых для подростков имеет первостепенное значение.
Отличительной чертой старшеклассников является их готовность к жизненному самоопределению – главное новообразование личности. Отношение к явлениям и событиям жизни у них избирательное. Так и экологические проблемы воспринимаются ими отстраненно, поскольку они не чувствуют за собой вины в доведении окружающей среды до кризисного состояния. Основную причину неблагополучия в экологии они видят в социально-экономической политике государства и обнаруживают полное неверие в свои собственные силы и возможности.
Между тем современные старшеклассники проявляют повышенный интерес к сохранению собственного здоровья, к стратегии выживания и сохранению биосферы. Они достаточно ясно представляют себе зависимость человека от состояния окружающей среды. Осознание юношами и девушками этой зависимости может служить основой для формирования у них установки на улучшение среды обитания, на защиту ее от неблагоприятного воздействия и овладение жизненно необходимыми навыками, обеспечивающими эту защиту.
Как показывает практика, содержание деятельности, в которую вовлекаются учащиеся, независимо от возраста, следует обогащать за счет: сочетания экологического воспитания с экономическим в интересах развития прогностических способностей детей; включения в воспитательный процесс туристско-краеведческой работы, обладающей значительным экокультурным и оздоровительным потенциалом; насыщения совместной деятельности общением, игрой и творчеством для придания ей большей привлекательности; создания дома и в школе особой психологической среды, сориентированной на экологические ценности (здоровый образ жизни, культуру взаимоотношений, эмоциональную отзывчивость, практическое участие в благоустройстве двора, улицы, района, города); обращения к позитивным примерам природосообразной деятельности людей, дабы преодолеть у школьников пессимизм, возникающий на почве неверия в возможности человека изменить мир к лучшему.

II. Народные игры и праздники в экологическом воспитании подростков
Сопровождая развитие человечества с незапамятных времен, игры аккумулировали в себе многовековой опыт народа и приобрели лаконичные и совершенные по своим характеристикам способы взаимодействия человека со всем, что его окружает, и с сами собой как неотъемлемой частью всего живого. Игры предоставляют возможность построить работу с подростками таким образом, чтобы выявить целое народной культуры и направить духовные силы личности на усвоение этого целого. Кроме того, народные игры, большинство из которых подвижные, отвечают таким потребностям подростков, как увеличение физических ресурсов растущего организма, возможность дать выход накопленной энергии, свободно импровизировать, использовать личный творческий потенциал для самореализации, вырабатывать определенное отношение к собственным чувствам.
Обращение к народной игре как средству экологического воспитания позволяет через специально отобранные игры, их включение в экологическое развитие школьников, создание соответствующих педагогических условий обогащать эмоционально-ценностные отношения подростков к самим себе, другим людям, миру природы и культуры.
Игра «Птичья школа»
Основная идея: люди издавна относились к птицам как к уникальному созданию природы. Им поклонялись, по их поведению предсказывали сезонные изменения; птичье совершенство и красота вдохновляли изобретателей на технические открытия. Несмотря на то, что птицы на земле всюду – во всех ландшафтах и странах, - их не так уж и много. Изучение птичьего мира позволяет человеку не только познать законы природы, но и сохранять ее сообразно существующим взаимосвязям.
Сюжет игры. Первое занятие «Птичьей школы» начинается с интересной информации о птицах, которая фокусирует внимание школьников, настраивает их на яркое, эмоциональное восприятие и творчество.
Зачин «А знаете ли вы?» может быть проведен ведущим, старшеклассниками, приглашенными, чье увлечение – это мир птиц.
Ведущий: Первые оперенные крылья мир увидел примерно 150 миллионов лет назад, в юрском периоде мезозойской эры. Археоптериксы, или первоптицы, нечто среднее между ящерицей и птицей, цепляясь когтями крыльев и ног, лазали по ветвям древних деревьев и, распластав уже хорошо оперенные крылья, планировали невысоко над землей. Миллионы лет понадобились для того, чтобы первоптицы овладели искусством полета и расселились всюду на Земле. Ученые-орнитологи утверждают, что на каждого человека приходится примерно 25 птиц. Согласимся, что это не так уж много. Мир птиц удивителен, разнообразен и интересен. У многих народов птицы являются священными, они герои мифов, легенд, сказок; издавна по поведению птиц предсказывали сезонные изменения, а красота и полет птиц вдохновили людей на изобретение самолета, планера и других летательных аппаратов.
А знаем ли мы мир птиц? Умеем ли его беречь? Попробуем ответить на эти вопросы в нашей «птичьей школе».
Ведущий представляет гостей, участников игры, членов жюри, приглашает команды в «птичью школу».
Первое занятие начинается с работы в группах, которым предстоит за отведенное время (5-7 минут) ответить на вопросы викторины «Что за птицы?».
1. Какие птицы очень похожи на людей во фраках: спереди белая «манишка», сзади темная спина? (Пингвины)
2. Изображение пера, какой птицы в Египте было знаком справедливости? (Страуса)
3. Эта птица священна у магометан, у христиан она символ материнской любви, а индусы приручили ее с одной целью – ловить рыбу, которую птица «вычерпывает» клювом-ковшом и прячет в мешки под ними. (Пеликан)
4. О какой птице в народе говорят, будто бы она приносит счастье? (Аист)
5. Издавна эта птица была символом красоты, а за величавую осанку ее справедливо называют царственной. (Лебедь)
6. Самый знаменитый орел, благодаря мощи и размерам которого эти птицы прославились в веках, а их изображение красуется на гербах государств и городов. (Беркут)
7. Каких птиц за большие, светящиеся в темноте глаза, ночной образ жизни и бесшумные движения иногда называют «пернатыми кошками»? (Совы)
8. Единственные среди всей куриной родни перелетные птицы, улетающие на зимовку за тысячи километров? (Перепела)
9. Какими птицами за добросовестную службу и помощь людям во Франции и Англии поставлен памятник? (Голубям)
10. Чехи называют эту птицу «кукачка», немцы – «кукук», французы – «куку», итальянцы – «куколо», турки – «гугук», а русские - … (Кукушка)
11. Название какой птицы схоже с растением, чье главное свойство – обжигать? (Крапивник)
Жюри подводит итоги викторины.
На втором занятии «Птичьей школы» участникам предлагается поработать в течение 7-10 минут и каждому второму представителю команды дать ответ на вопрос: что означают выражения, в которых присутствует «птичий образ»:
1. кукушкины дети;
2. синяя птица;
3. как с гуся вода;
4. вольная птица;
5. попасть как кур во щи;
6. глухая тетеря;
7. подсадная утка;
8. на птичьих правах;
9. курский соловей;
10. важная птица.
Участники команды по очереди дают ответы на вопросы, раскрывая значение выражений. Если участник какой-либо команды ошибается, то право ответа переходит к участнику другой команды. Каждое выражение рассматривается только один раз, но его значение может быть дополнено ответами представителей разных команд. Оцениваются правильность ответов и существенные дополнения к ним.
Третье занятие «птичьей школы» начинается с загадок о птицах. Отвечает команда, первая поднявшая руку, или в порядке очередности.
Затем участникам игры раздаются изречения из «энциклопедии» народного естествознания. Для того чтобы приметы оказались законченными, необходимо вписать названия птиц, которые отсутствуют в предложениях-заданиях.
Овсянка запела веснянку: покинь сани, возьми воз.
Воробьи дружно чирикают – к теплу.
Грач на горе – весна на дворе.
Прилетел кулик из-за моря, вывел, вывел весну из-за затворья.
Журавль прилетел и тепло принес.
Ласточка прилетела – скоро гром загремит.
Соловей петь начинает, когда сможет напиться росы с березового листа.
Чайки много купаются – к ненастью.
Ворона кричит в полдень в сторону юга – к теплу, на север – к холоду.
Голуби разворковались – будет солнышко.
Сова кричит – на холод.
Галки тепла накричали.
Куры купаются в песке и хлопают крыльями – к дождю.
Синичка с утра пищит – ожидай ночью мороза.
Гуси хлопают крыльями – к морозу, полощутся – к теплу.
Сыч кричит по ночам – к теплу и холоду.
Кукушка кукует – хорошая погода будет.
Ведущий подводит итоги, просит ребят дополнить приметы, акцентируя вниманием на том, что «метеорологические миниатюры» - это результат вековых наблюдений наших любознательных предков над жизнью природы и замечательное творение народного поэтического искусства.
В игре «Птичья школа» используются еще и другие занятия по усмотрению учителя. В заключение игры подводятся итоги, и определяется команда-победительница.

Заключение
Экологическое образование — это целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы решения проблем взаимодействия общества и природы и овладевают прикладными знаниями, практическими навыками охраны природы.
Экологическое воспитание в школе нужно осуществлять, начиная с младшего школьного возраста и заканчивая лишь в старших классах.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы научить детей вести экологический образ жизни. Конечно, учащиеся должны понять, что это требует от человека сознательного отказа от некоторых удобств цивилизации и потери части комфорта. Но взамен этого человечество приобретет чувство собственной значимости в деле сохранения планеты, а также каждый человек получит уверенность в том, что делает важное и нужное дело, в том числе не только для себя лично, но и для будущих поколений.
Задача любого учителя - воспитать или посеять в душе ребенка понимание того, что высшая ценность в мире - это жизнь.

Использованная литература:
1. Н. С. Дежникова, Л. Ю. Иванова, Е. М. Клемяшова, И. В. Снитко, И. В. Цветкова «Воспитание экологической культуры у детей и подростков». Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.
2. И. Д. Зверев «Экология в школьном обучении». - М., 1980.
3. Экологическое образование школьников//под ред. Зверева И.Д., И.Т. Суравегиной.М., 1983.
4. Н. С. Дежнкова, И. В. Цветкова «Экологический практикум: проекты, поиски, находки. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
Категория: Экология | Добавил: GOLD
Просмотров: 1449 | Загрузок: 239 | Рейтинг: 5.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА