Пятница, 04:41 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Экология

Программа внеурочной деятельности "Мир открытий"
[ Скачать с сервера (85.7Kb) ] 08.01.2014, 02:03
Обобщение педагогического опыта по организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов как перспективного направления развития творческих способностей у детей.

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования (обучения и воспитания), привели к созданию и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно-деятельностный подход, который предусматривает обучение школьников специальными знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.
Поэтому логическим продолжением системно-деятельностного подхода в моей работе с обучающимися стала «Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов как перспективного направления развития творческих способностей у детей».
Актуальность программы «Мир открытий» продиктована отсутствием в теории и практике образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы внеурочной деятельности с исследовательской направленностью для младших школьников.
Обучение исследовательским умениям по данной программе проходит через исследование роста и развития растений. В основу данной программы легло методическое пособие А.И. Савенкова «Методика исследовательского развития младших школьников», адресованное учителям и школьным психологам, в котором предложены методические пояснения, ориентированные на решение практических задач исследовательского обучения в образовательной практике современной начальной школы; описаны доступные методические приемы и эффективные формы организации исследовательского обучения младших школьников.
Исследовательская деятельность – это творческая деятельность в целях изучения окружающего мира, открытия новых знаний и способов работы (Д.Б. Богоявленская). Исследовательский метод обладает большим потенциалом и в плане развития «неспособных» детей, которые часто остаются без внимания учителя. Но каким образом организовать учебный процесс и внеурочную работу с детьми, чтобы исследовательская деятельность реализовывалась в системе и давала бы положительные результаты?
На уроках по программе «Планета знаний», с первого класса широко используется деятельностный подход, который предполагает, что ребенок добывает знания сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Благодаря этому большая часть детей класса уже с первых уроков включена в поисковую деятельность.
Но передо мной встал вопрос: как научить ребенка добывать знания, анализировать их, делать определенные выводы и превращать в «свой» продукт, когда он еще не умеет ни читать, ни писать?
Поэтому целью моей работы стало создание условий для выявления, поддержки и развития детей через исследовательскую деятельность с учетом их индивидуальных способностей и склонностей.
К выполнению заданий исследовательского характера на различных предметах и во внеурочной деятельности уже с первого класса привлекаю всех детей, таким образом, предоставляя равные условия для самореализации каждому.
С первых занятий в школе на уроках окружающего мира мы узнаем, где и как можно получить информацию. В работе с первоклассниками использую различные условные обозначения, предполагающие работу с книгой, получение информации из Интернета, проведение наблюдений и экспериментов.
С первых уроков я учу ребят тому, как собирать информацию и обрабатывать ее так, как это делают ученые. Например, на уроке окружающего мира предлагаю задание приготовить сообщение о животном или о растении леса. При этом ребятам объясняю, что чем больше они используют различных методов, тем интереснее будет их работа. Для этого используем готовые алгоритмы. Например, для сообщения о животном: название, описание внешнего вида, где живет, чем питается, основные особенности поведения, главные враги.
На первых порах посильную помощь оказывают родители. Они совместно с детьми делают подбор литературы, читают статьи по теме, помогают кратко и логично фиксировать результаты исследования (свертывать информацию) в виде слов, схем, рисунков, знаков.
На уроке мы заслушиваем сообщения исследователей, обсуждаем выступления, задаем вопросы докладчику, делаем опорные схемы, используя найденную детьми информацию, обобщаем материал по опорным схемам. Таким образом, уже с первого класса ребята знакомятся с общей схемой исследовательской деятельности.
Как только учащийся овладевает навыком письменной речи и осознанного чтения, появляется возможность фиксировать результаты исследования также и в виде небольших текстов, сообщений, рефератов. И аналогичная работа реализуется на более высоком уровне.
В рамках внеурочной деятельности была разработана программа «Мир открытий» с целью развития навыков самостоятельной научной работы начинающих исследователей, обучения школьников специальным знаниям и развитию общих умений и навыков.
Специальные знания – специфические знания о проведении исследований и действии механизмов исследовательского поиска. Общие умения и навыки, необходимые для ведения исследовательского поиска: видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 пробуждать интерес учащихся к изучению предметных вопросов;
 формировать у учащихся чувство значимости научного исследования;
 знакомить с методами научно-исследовательской работы;
 для создания ситуации успеха и самореализации детей способствовать их участию в рамках деятельности школы, города, области, конкурсах, олимпиадах, конференциях и т. д.
Тематическое планирование занятий внеурочной деятельности «Мир открытий» представлено блоками:
«Учимся видеть проблему»;
«Учимся выдвигать гипотезы»;
«Учимся задавать вопросы»;
«Учимся давать определения понятиям»;
«Учимся классифицировать»;
«Учимся наблюдать»;
«Учимся проводить эксперимент»;
«Учимся делать выводы и умозаключения»;
«Учимся структурировать материал»;
«Схема написания научного аппарата исследовательской работы».
Обучение осуществляется по тетрадям на печатной основе « Я – исследователь» Савенкова и материалам эвристической олимпиады «Совенок».
Формами организации исследовательской деятельности младших школьников являются:
1. Экспресс-исследования (кратковременные исследования). Эта форма организации предполагает массовое участие всех обучающихся класса. Реализуется данная форма работы на уроках математики, русского языка, окружающего мира и во внеклассной работе.
2. Долговременные исследования. Проводятся в рамках внеучебной деятельности. Долговременными исследованиями более успешно и результативно занимаются дети с интересом к изучению отдельных предметов.
В алгоритме создания долговременного исследования можно условно выделить следующие этапы работы: актуализация проблемы; определение сферы исследования; выбор темы; выработка гипотезы; выбор методов исследования; определение последовательности исследования; сбор и об-работка информации; анализ и обобщение полученных материалов; под-готовка отчета.
На эффективность самого процесса исследования и его результата влияет качество педагогического сопровождения индивидуальных исследовательских проектов. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.
Педагогическое сопровождение учебных исследований осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта.
Темы детских исследований делятся на 3 группы: фантастические, эмпирические, теоретические. Эмпирические темы предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов. Они более занимательны и доступны для большинства детей. Например, «Создание благоприятных условий для размножения комнатных растений», «Чем интересен музей русского быта г. Нижневартовска», «Попугаи в доме» и др.
Наиболее сложны и при этом наиболее интересны в познавательном смысле теоретические исследования. Например, «Почему белые и бурые медведи не могут поменяться местами обитания?» Обычно такие темы могут и любят разрабатывать младшие школьники, входящие в категорию творческих детей, т. к. от ребенка требуется интерес к анализу и синтезу, способность к классифицированию и категоризации, любовь к суждениям и умозаключениям.
Ежегодно важным событием в нашей школе становится научно-практическая конференция «Научного общества учащихся», где юные исследователи представляют свои научные работы, приобретают опыт публичной защиты, учатся излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения, используя демонстрационный материал: таблицы, плакаты, макеты или компьютерные презентации. Конференции открыты для всех желающих: педагогов, сверстников, родителей. В роли экспертов выступают члены жюри: представители администрации школы, учащиеся старших классов, учителя начальной школы.
Данные конференции наглядно демонстрируют формирование положительной мотивации учения.
Так, «серьезно» научно-исследовательской деятельностью с первого класса занимался 1 ученик – Веребчан Иван. Его выступления на межрегиональном фестивале исследовательских работ «Открытие мира» на тему «Исследование снега методом биотестирования на примере фасоли обыкновенной» отмечено дипломом 1 степени (2010 г.), «Классика или креатив: энергосберегающие лампы» отмечено дипломом лауреата (2011 г.)
Во втором классе о желании заниматься исследовательской работой заявили 8 учеников. В разных номинациях на школьной конференции отмечено 5 работ, а научно-исследовательская работа «Нужно ли уничтожать ос?» Васиной Евгении на районном конкурсе экологических проектов «Человек на Земле» отмечена дипломом 2 степени(2011 г.).
В третьем классе появляются исследования учащихся не только по предмету «Окружающий мир», но и в области математики, русского языка, истории, других предметов. В 2012 году исследовательские работы «Время: вчера, сегодня, завтра…», «Этикет? Этикет!» были отмечены дипломами 1 и 2 степени на Х районного научно-практической конференции молодых исследователей «ХХI век. В поисках совершенства».
Позитивная динамика представленных результатов позволила сделать следующие выводы: целенаправленное использование в практической работе педагога метода исследовательского обучения способствует общему развитию детей, развитию умений и навыков, необходимых для ведения исследовательского поиска; позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, творческие способности, самостоятельность, культуру учебного труда, учит применять знания на практике.
По результатам анкетирования в четвертом классе «серьезно» заниматься исследовательской деятельностью изъявили желание 17 человек. Данные цифры свидетельствуют о формировании осознанного отношения учащихся к исследовательской работе, позитивных изменениях уровня развития самостоятельности, творческого мышления школьников. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с источниками информации. Они стали творчески мыслить и проявлять инициативу.

Фролова Злата Павловна,
учитель начальных классов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ШКОЛА №17»

МИР ОТКРЫТИЙ
Рабочая программа внеурочной деятельности
(социальное направление развития личности)
срок реализации 2012-2016 год



Составлена на основе методического
пособия А.И.Савенкова «Методика
исследовательского обучения
младших школьников»
учителем начальных классов
Фроловой Златой Павловной

г.Нижневартовск
2012 г 
Содержание

1. Пояснительная записка.......................................................................................................... 4
2. Предполагаемые результаты реализации программы ..................................................... 10
3. Тематический план .............................................................................................................. 14
4. Основное содержание программы
1) Первый класс ........................................................................................................... 19
2) Второй класс ............................................................................................................ 22
3) Третий класс ............................................................................................................ 24
4) Четвертый класс ...................................................................................................... 26
5. Список литературы ............................................................................................................. 29

1. Пояснительная записка
Актуальность разработки программы определена переходом системы образова-ния к Стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении. А для учащихся начальной школы определена программа формирова-ния метапредметных умений. Возникает необходимость формирования исследовательско-го поведения учащихся. Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это за-ставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследова-тельских методов обучения в практике массового образования. Детская потребность в ис-следовательском поиске обусловлена биологически. Здоровый ребёнок рождается иссле-дователем окружающего мира. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о непонятном для себя явлении – это важнейшие проявления детского, нормального, естественного поведения – исследовательская активность. Именно это стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в тео-рии и практике образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы внеурочного образования с исследовательской направленностью для младших школьников.
Обучение исследовательским умениям по данной программе проходит через иссле-дование роста и развития растений. В основу данной программы легло методическое по-собие А.И. Савенкова «Методика исследовательского развития младших школьников», адресованное учителям и школьным психологам, в котором предложены методические пояснения, ориентированные на решение практических задач исследовательского обуче-ния в образовательной практике современной начальной школы; описаны доступные ме-тодические приемы и эффективные формы организации исследовательского обучения младших школьников; Федеральный государственный образовательный стандарт началь-ного общего образования 2010 года; Концепция духовно-нравственного развития и вос-питания личности гражданина России; примерные программы из опыта учителей России.
Роль педагога в исследовательском обучении учащихся велика. Учителю необхо-димо вовремя заметить огонёк в глазах учеников при изучении определённого материала и поддержать, организовать исследование в нужном направлении и обучить приёмам ис-следовательской деятельности.
Цель программы:
Обеспечение личностного развития обучающегося в соответствии с его индивидуально-стью, развитие мотивов к познанию, исследовательских способностей и умений.
Задачи:
1.Образовательные.
- Активизировать и актуализировать знания и умения, полученные школьниками при изучении определённых тем по предметам;
- познакомить с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы;
- формирование умений интегрировать знания из различных областей наук.
2. Воспитательные.
- Сформировать коммуникативные умения детей, умение работать в парах, группах;
- воспитать навыки взаимопомощи, поддержки;
- научить создавать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.
3. Развивающие.
- Развивать умения размышлять, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал;
- развивать творческие способности;
- формировать умение использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования, публично представлять результаты исследования.
Основные принципы построения программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Структура программы:
Этап мотивации
Этап внедрения
Этап обобщения
Построение материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные учебные модули, представляющие собой самостоятельные звенья одной цепи. Пройдя первый круг во второй, третьей и четвертой четверти первого класса, возвращаемся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвёртом классах, но уже на более сложном уровне, учитывая возрастные особенности учащихся. В начальных классах, исследовательская работа по изучению роста и развития растений понятна, доступна и интересна детям. Необходимо проводить исследования си-стематически, поддерживая интерес учащихся к данному виду деятельности.
Программа адресная – для учащихся начальной школы. В ней есть ядро – обучение исследовательским умениям через исследования роста и развития растений. В программе прописаны требования к подготовке учащихся, обозначен объём обучения в часах, опре-делён понятийный аппарат (методы, способы решения поставленных задач, средства, приёмы), спланирована практическая часть. В течение 4 лет обучения осуществляется учёт индивидуальных особенностей учащихся через подбор индивидуальных заданий разного уровня сложностей, направленных на развитие метапредметных умений (оформлять результаты, описывать, характеризовать объекты, формулировать проблемы, ставить цели, планировать задачи, выдвигать гипотезы, классифицировать и систематизировать факты, явления, объекты, обобщать полученные знания, делать выводы). В программе отражены учебные модули, основные сферы применения полученных знаний, связь с другими дисциплинами, использования ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) в процессе обучения, подготовке и защите проектов. В процессе работы предоставляется возможность осознания значения курса в целом.
На изучение программы внеурочной деятельности «Мир открытий» в каждом классе отводится по 1 часу в неделю, всего – 135 часов:1 класс – 33 ч, 2 класс – 34 ч, 3 класс – 34 ч, 4 класс – 34 ч.
Последовательность формирования исследовательских умений учащихся:
1. Умение задавать вопросы
2. Умение видеть проблему
3. Умение выдвигать гипотезы
4. Умение давать определения понятиям
5. Умение обобщать и классифицировать
6. Умение и навыки наблюдения
7. Умения и навыки осуществлять наблюдения
8. Умение анализировать и делать выводы
9. Умения и навыки структурирования материала (оформление результатов)
10. Умение работать с текстом
11. Умение доказывать, защищать свои идеи
Единицы содержания:
1. Способ познания окружающего мира с помощью органов чувств
2. Способ проведения практического исследования (опыт)
3. Способ создания проекта
4. Способ защиты проекта
Результативность и целесообразность работы по внеурочной деятельности «Мир открытий» выявляется с помощью комплекса диагностических методик. В начале года проводится беседа-опрос учащихся по усвоению и пониманию ранее полученных знаний. В течение года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. А в конце каждого года обучения проводится тестирование и анкетирование уча-щихся и родителей на осознание важности и ценности исследовательской деятельности для учащихся. Формами подведения итогов и результатов реализации программы являют-ся ежегодные конференции и конкурсы учебно-исследовательских работ в школе, городе, России. Тематические мастер-классы по выращиванию растений для единомышленников.
В соответствии с требованиями образовательного стандарта и базисными учебны-ми планами, в содержании внеурочной деятельности учащихся значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности.
Проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентно-стей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную про-блему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения про-блемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).
Проектно-исследовательская деятельность по программе «Мир открытий» ориен-тирована на организацию самостоятельных исследований (с учётом возрастных особенно-стей школьников) по изучению размножения и развития растений в обычных и стеснён-ных условиях. При этом такая проектная деятельность имеет отличительные особенности:
во-первых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников: учащиеся обычно утрачивают интерес к длительным исследованиям, требующим посто-янного наблюдения и фиксации результатов;
во-вторых, проектная деятельность осуществляется в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отда-ленных объектов, например, леса, луга, водоема и т.п., что связано с обеспечением без-опасности обучаемых;
в-третьих, проектная деятельности носит групповой характер, что будет способ-ствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение рас-пределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дис-куссии и т.д.;
в-четвёртых, проектная деятельность предусматривает работу с различными источ-никами информации, что обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
в-пятых, в содержании проектной деятельности заложено основание для сотрудни-чества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени работы учите-ля реальное взаимодействие семьи и школы.

Рекомендации по оснащению программы «Мир открытий»
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов обра-зования, в связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой программы «Мир открытий», в частности.
Первое. В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики и астрономии, химии, биологии, географии, разнообраз-ных гуманитарных дисциплин. Программа содержит элементарные, доступные для вос-приятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе. Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной шко-ле, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
С учетом вышеизложенного для изучения программы «Мир открытий» должны ис-пользоваться комплексы средств обучения, включающие:
 наглядные пособия:
а) натуральные живые пособия – комнатные или принесенные растения; образцы полезных ископаемых и др.;
б) натуральные препарированные пособия - гербарии; влажные препараты; микропрепараты;
в) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи и др.;
г) предметы быта традиционной и современной семьи, ее хозяйства, и мно-гое другое из жизни человека.
 оборудование для демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон, микропроектор и др.).
Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сфор-мировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете и т.д.
Второе. Наряду с принципом наглядности в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала. Исходя из этого, в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения лабораторных и практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.
Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых и т.д.
Третье. В ходе работы по программе младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, экспе-римент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми изме-рительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.
Четвертое. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познаватель-ные интересы, познавательная мотивация. Этому в значительной мере способствует дея-тельностный, практикоориентированный характер содержания программы «Мир откры-тий», а также использование в ходе её изучения разнообразных средств обучения. Среди них важная роль с точки зрения формирования познавательного интереса принадлежит видеопрезентациям, видеофильмам и другим носителям наглядной и звуковой информа-ции, красочно и эмоционально иллюстрирующим объекты, явления и процессы живой и неживой природы, мира людей, поэтому они также должны использоваться при изучении курса.
В значительной мере формированию познавательного интереса способствует про-ведение экскурсий, поэтому оснащение образовательного процесса по возможности должно включать экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д. Для проведения экскурсий в классе полезно иметь набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений и т.п.).
Пятое. При изучении программного материала «Мир открытий» формируются об-щеучебные умения, в том числе работы с различными источниками информации, включая учебные, художественные, научно-популярные тексты, а также словари. Учет этого требования предусматривает оснащенность необходимой дополнительной литературой, которая может использоваться как на уроке, так и во внешкольной и внеурочной работе.
Таким образом, главные требования к оснащенности образовательного процесса в начальной школе при изучении программы «Мир открытий» состоят в следующем: нали-чии и комплексном использовании различных средств обучения; руководящей роли принципов наглядности и предметности в выборе средств обучения; наличии раздаточного материала, приборов и инструментов для проведения исследований, практических и лабораторных работ, а также экскурсионного оборудования.

Предполагаемые результаты реализации программы

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемый результат:
1. Ученики должны осознать роль исследований в познании окружающего мира и научиться добывать самостоятельно достоверную информацию об интересующем объекте из разных источников.
2. У учащихся должен быть преодолён барьер боязни проведения самостоятельных твор-ческих изысканий в любых сферах деятельности и, прежде всего, в сфере учебных дисци-плин. Должно появиться стремление использовать исследовательские методы в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с окружающим миром. Вы-пускник начальной школы - сформированный юный исследователь.
Личностные
результаты Метапредметные
результаты Предметные
результаты
• Целостное восприятие окружающего мира.
• Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в при-обретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
• Рефлексивную само-оценку, умение анализиро-вать свои действия и управ-лять ими.
• Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника-ми.
• Установку на здоровый образ жизни, наличие моти-вации к творческому труду, к работе на результат.
• Способность прини-мать и сохранять цели и за-дачи учебной деятельности, находить средства и спосо-бы её осуществления.
• Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
• Умения планировать, контролировать и оцени-вать учебные действия в соответствии с поставлен-ной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные спо-собы достижения результа-та.
• Способность исполь-зовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изу-чаемых объектов и процес-сов, схем решения учебно-познавательных и практи-ческих задач.
• Использование рече-вых средств и средств ин-формационных и коммуни-кационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
• Использование раз-личных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном инфор-мационном пространстве Интернета), сбора, обра-ботки, анализа, организа-ции и передачи информа-ции в соответствии с ком-муникативными и познава-тельными задачами и тех-нологиями учебного пред-мета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения ве-личин и анализировать изображения, звуки, гото-вить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровож-дением.
• Овладение логиче-скими действиями сравне-ния, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлении аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
• Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и ар-гументировать свою точку зрения.
• Определение общей цели и путей её достиже-ния: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной дея-тельности, осуществлять взаимный контроль в сов-местной деятельности, адекватно оценивать соб-ственное поведение и пове-дение окружающих.
• Овладение началь-ными сведениями о сущно-сти и особенностях объек-тов и процессов в соответ-ствии с содержанием учеб-ного предмета «математи-ка»
• Овладение базовыми предметными и межпред-метными понятиями, отра-жающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
• Приобретение перво-начальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, рабо-тать с меню, находить ин-формацию по заданной те-ме, распечатывать её на принтере).
• развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
• анализ объектов с це-лью выделения признаков (существенных, несуще-ственных);
• синтез как составле-ние целого из частей, в том числе самостоятельное до-страивание, восполнение недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;
• подведение под поня-тия, выведение следствий;
• установление при-чинно-следственных связей;
• построение логиче-ской цепи рассуждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
• освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информа-ции из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

Критерии и нормы их оценки:
1. Способность оперировать понятиями: тема, проблема, цель, задачи, гипотеза, наблюдение, опыт, вывод, способ, метод.
2. Способность понимания причинно-следственных связей в природе: явление, событие, сходство и различие, общность, совместимость и несовместимость.
3. Сформированность исследовательских умений, проявленных в ходе учебной деятель-ности: видеть проблемы разных социально-педагогических ситуаций, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, осуществлять наблюдения, опыты, сбор информации, высказывать суждения, делать выводы.
4. Способность создавать проект на интересующую тему с помощью исследований и аргументации (защиты) своих идей.
Оценка сформированности компетенций
№ Ф. И. уче-ника Понятия Причинно-следственные связи Исследовательские умения Создание проекта Примечание
1
2
3
Оценка сформированности компетенций определяется по 3-х бальной системе:
3- умение полностью сформировано (высокий уровень)
2- умение сформировано частично (средний уровень)
1- умение сформировано частично (ниже среднего уровня)
0- умение не сформировано
Требования к оценке видов деятельностей (компетенций)
3 – ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбира-ет тему исследования, видит проблему и формулирует её, ставит цель и планирует свою деятельность по её решению, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, аргументируя причинно-следственными связями, создаёт и защищает про-ект.
2- ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему, но затрудняется в её формулировке, ставит цель, но в планировании задач ограничивается минимумом, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, но не может самостоятельно создавать проект и за-щищать с помощью аргументов.
1- ученик знает понятия по структуре проекта, но затрудняется в выборе темы, форму-лировке проблемы, цели, планировании задач, выдвижению гипотез, но проявляет интерес к исследованию, проведению опытов, делает соответствующие выводы, но без помощи проект не составит и не защитит.
0- ученик не понимает смысла в исследовании и не интересуется данным видом деятель-ности.

Остальной материал вы можете скачать с сервера
Категория: Экология | Добавил: Zlata7545
Просмотров: 1203 | Загрузок: 166 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА