16+
Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! Е. Евтушенко. Цели: формировать интерес к истории родного края; воспитывать чувство любви и уважения к своей малой Родине, развивать чувство гражданственности и патриотизма через социализацию личности ребенка. Подготовительная работа: 1. Составление схемы проведения классного часа. Оформление, оборудование, инвентарь: плакат с изображением земного шара; игрушечные модели глобуса; фигурки человека из белой бумаги; листы цветной бумаги: чёрной, красной, зелёной, белой; картинки с изображением животных, растений; компьютер, проектор; 2. Индивидуальные задания для творческих групп. Ход классного часа 1. Вступительное слово классного руководителя. - Добрый день, ребята. Постарайтесь сейчас не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, пусть ваше сердце почувствует доброту и радость сегодняшнего дня.- Экология? Что это? ….Это –наука, которая изучает наш дом - планету Земля, на которой мы с вами живем, и то, как надо жить в этом доме. В природе все взаимосвязано, все зависит друг от друга: если погаснет Солнце, все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода - нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения - нечего будет есть животным и человеку. 2. Вос-ль предлагает рассмотреть модель глобуса в руках каждого ученика и высказать своё мнение. -У вас в руках предмет. Что он вам говорит? (глобус, модель планеты -Поразмыслите, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой "копии" планеты? (моря, океаны, материки, леса, степи, горы, города)3. Показ слайдов с видами планеты из космоса. - Посмотрите, как выглядит земля из космоса. (слайд) - Какие чувства вы испытываете, глядя на эти снимки? (высказывания детей) 4. История возникновения Дня Земли. - В середине 20 века учёные разных стран стали говорить о необратимых изменениях, происходящих на планете. Они стали обращаться к людям за помощью. Человек должен жить в гармонии с природой, а не покорять её. Человек должен сотрудничать с природой, её всемирно охранять. День Земли - 22 апреля Первая "одноразовая" акция в этот день прошла в 1970 году в США Флаг Земли (слайд)Флаг Земли не является официальным символом чего-либо (поскольку не существует общепланетного правительства или государства). Он представляет собой фотографию планеты из космоса (в настоящее время используется снимок, сделанный астронавтами Аполлона-17 по дороге к Луне) на тёмно-синем фоне. Традиционно Флаг связан с Днем Земли и многими другими природоохранными, миротворческими и гражданскими международными мероприятиям. Колокол Мира в День Земли В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли ощутить всепланетную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. Колокол Мира - символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов. И в то же время - это призыв к действию во имя сохранения мира и жизни на Земле, сохранения Человека и Культуры. Первый Колокол Мира был установлен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в 1954 г. Он отлит из монет, пожертвованных детьми всех континентов, и является символом глобальной солидарности людей Земли. В него также вплавлены ордена и медали, другие почетные знаки людей многих стран. Надпись на Колоколе гласит: "Да здравствует всеобщий мир во всем мире". В России акция "Колокол Мира в День Земли" проводится с 1998 года по инициативе и под патронатом летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза А. Н. Березового в Международном Центре Рерихов. (слайд) Каждый человек выражает своё отношение к защите окружающей среды. Многие творческие люди пишут картины, стихи. Прослушайте одно из них. Стихотворение ко дню Земли (читает ученик) Вcе, что есть на маленькой планете: Болота, джунгли и поля, Цветок, травинка или ветка - Все то - кормилица-земля. Родила, вскормила и вспоила, От лихой беды уберегла. Человек! Храни же, что есть силы, Все, что мать-земля тебе дала. Ты ее и вспашешь, и засеешь, Урожай хороший соберешь: Коль быть благодарным не сумеешь - Потеряешь. Больше не найдешь! (Моторина Надежда Викторовна) -Как автор стихотворения относится к проблеме? (высказывания детей) 5. Малая родина -АЛТАЙ - Какое место мы с вами называем " кормилицей-землёй"? С чего должен начать каждый человек в деле сохранения окружающей природы на планете? (с охраны природы своего края - Наш край – Алтайский .Это древняя и историческая земля. Наши предки умели жить и ценить природу края, умели пользоваться её дарами. - Современным жителям края выпала доля сохранить те участки лесов, степей, которые сохранились с тех давних времён - Ребята подготовили загадки о животных и растениях. В природе очень много тайн и загадок, попробуйте отгадать некоторые из них:- у кого каждый день растут зубы? (у бобра, у зайца) – как птица выше всех летает? (орел) - где у кузнечика ухо? (на ноге)- какой зверь спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь) - плавают ли муравьи? (да, могут переплыть реку) - когда еж не колется? (когда только родится)Кто по ёлкам ловко скачет Есть на реках лесорубы. И взлетает на дубы? В серебристо-бурых шубах. Кто в дупле орехи прячет, Из деревьев, веток, глины Сушит на зиму грибы? Строят прочные плотины. (белка) (бобры) Зубовато, серовато, Лесом катится клубок, По полю рыщет, У него колючий бок. Телят, ягнят ищет. Он охотится ногами (волк) За жуками и мышами. (ёж) Не барашек и не кот, Трав копытами касаясь, Носит шубу круглый год. Ходит по лесу красавец. Шуба серая - для лета, Ходит смело и легко, Для зимы - другого цвета. Рога раскинув широко. (заяц) (лось, олень) Посмотрите-ка какая! В одежде богатой Вся горит, как золотая. Да сам слеповатый. Ходит в шубе золотой, Не видывал солнца. Хвост пушистый и большой. Живёт без оконца. (лиса) (крот) - А сейчас мы проведем небольшую викторину. Я буду задавать вопрос и давать три варианта ответа, вам нужно будет выбрать правильный ответ. - когда бобры строят свои жилища? ( утром, ночью, днем) - как поступает волк, добыв пищу? (ест сам, кормит волчицу, отдает детям) - какой хищный зверь самый сильный? (тигр, белый медведь, лев) - кто из зверей рождается зрячим? (лисята, волчата, зайчата) Конкурс "Небылицы" Прослушав предложения, найдите биологические ошибки. - Маша и Лена, гуляя по лесу, увидели сидящую на берёзе птичку размером с майского жука - это была колибри. (У нас нет такой птички) - Мне подарили букет из подснежников, васильков и ромашек. Цветы ребята сами собрали на поляне. (Эти растения одновременно не цветут) - У всех животных есть дом: у медведя - берлога, у волка - нора, у белки - дупло, у бобра - хатка, только заяц бездомный. (У волка - логово) - Прослушав сообщения ребят, какой мы вывод можем сделать? Какие правила должен соблюдать человек? 3 группа подготовила запрещающие знаки поведения человека в природе (сообщения детей) - Если бы животные могли снами говорить на одном языке, как вы думаете, что бы они нам сказали? - Послушайте стихотворение. Чтоб радость завтрашнего дня Сумел ты ощутить, Должна быть чистою земля И небо чистым быть. А землю эту, не щадя, Терзал за веком век И брал всё только для себя "Разумный" человек. Сейчас же кинулись спасать Природную среду. Сквозь фабрик и заводов дым Нам трудно разглядеть Все те страдания, что земле Приходится терпеть! Надолго ль хватит нам воды, Коль растворен в ней яд? Надолго ль хватит тех лесов, Где топоры стучат? Спасти поля, леса, луга И чистую гладь рек - всю Землю Можешь только ты, Разумный человек! - Что вы слышите в этом стихотворении? (упрёк человеку, обращение к его благоразумию) 7. Составление своего экологического альбома. Предлагаю вам вместе со мной начать заполнение необычного альбома. (Показываем альбом) Первая страница названа так же, как наш классный час. На второй странице - календарь экологических дат: 22 апреля - Международный день ЗЕМЛИ; 5 июня - всемирный день охраны окружающей среды; 4 октября - Всемирный день животных. 22 марта - Всемирный день воды; 1 апреля - Международный день птиц; Вспомните слова Сент-Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручили". Они должны иметь право на хорошую жизнь. Некоторые страницы альбома пока пусты, заполнять их мы будем вместе здесь и сейчас. Но хочу обратить ваше внимание на цвет страниц: черные, красные, зеленые, белые. Это не случайно. С чем у вас ассоциируется черный цвет? Дети: знак беды, несчастья, гибели. -Что мы можем поместить на этих страницах? Дети: исчезнувшие животные. -Следующие страницы красные. Почему красные? Дети: красный - цвет крови, опасности. Он привлекает внимание, заставляет насторожиться. -Правильно, все знают о красном сигнале светофора. Что же мы поместим на эти страницы: Дети: животных, которым грозит опасность. -Есть у нас страницы зеленые. Почему зеленые? Дети: зеленый - цвет надежды. -Но много и белых страниц в альбоме. Какой цвет они приобретут - зависит от нас. Приступим к работе. Я подготовила интересный материал, с его помощью можно оформить страницы. Над каждой страницей поработают 2 человека. Вам нужно расположить материал на странице в логической последовательности. Через несколько минут мы посмотрим, что у вас получится. (Раздаем задания трём микрогруппам). -Давайте обсудим, что нужно людям нужно сделать, чтобы черные и красные страницы больше не появлялись? Дети: охранять природу, создавать заповедники, бороться с браконьерами; строить очистные сооружения; стать вегетарианцами; отменить моду на меха; не выбрасывать мусор в реки и озера; помогать бездомным животным: Помните, что мы оформляем страницы альбома. Пора вернуться к цветным страницам (выходят дети и защищают свою работу). 8. Подведение итога. Рефлексия. -Ребята, у вас на столах лежат бумажные фигурки человека. Каждый из вас возьмите фигурку и напишите на ней качества Человека- достойного жителя планеты Земля. Поселите своего Человека на нашу голубую планету. (дети прикрепляют человечков на плакат с изображением планеты). - Чем для вас был классный час?