Понедельник, 07:29 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Экология

Экологическое образование подростков и юношества как фактор их социального становления
[ Скачать с сервера (59.5Kb) ] 21.04.2016, 14:57

Экологическое образование подростков и юношества как фактор их социального становления

Нелли Леонидовна Конькова

старший преподаватель кафедры педагогического менеджмента Областного института повышения квалификации педагогических работников ЕАО, Почетный работник общего образования РФ, победитель национального проекта « Лучшие учителя России», лауреат премии губернатора ЕАО

г. Биробиджан

      В статье раскрывается содержание деятельности детско-юношеских  экологических объединений Еврейской автономной области. Приведены  данные по реализации природоохранных мероприятий, в которых принимают участие учащиеся начальных классов, подростки, молодежь. Показано значение экологической деятельности в социальном становлении молодежи.

Ключевые слова: экология, природопользование, экологическая безопасность, эколидер, волонтер, проектная деятельность.

       Социально-экономическое преобразования, произошедшие в нашей стране, оказали существенное влияние на все стороны жизни человека. Существенно изменились объективные условия социализации подрастающего поколения, усложнился и сам процесс взаимодействия человека с различными факторами, начиная с природы и завершая самим собой. На современном этапе развития общества в условиях усложнения  социальных, экономических, экологических факторов неизбежным является изменение отношения человека к природе, природопользованию как стратегическому ресурсу развития. В связи с этим вопросы экологического образования школьников становятся особенно актуальными. Это позволяет обозначить проблему поиска условий формирования экологических знаний и ответственного отношения детей к окружающей среде.

      Несмотря на значительное расширение исследований по проблемам социализации юного человека и изучению факторов, оказывающих влияние на его формирование, развитие и социальное становление, вопросы экологического образования как фактора социального становления школьников изучены и разработаны в психолого-педагогической науке и на практике в недостаточной степени. В то же время анализ практической работы показал, что наиболее сложной для педагогов является проблема обеспечения эффективных условий социального становления подростков и юношества в ходе экологического образования.

       Содержательный компонент экологического образования реализуется посредством таких учебных дисциплин, как «Биология», «Химия», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности». Учитывая особую значимость экологических вопросов в обучении школьников важно определить возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности», содержание которого основано на идеях сохранения среды обитания и природных ресурсов, формирования у детей активной жизненной позиции в вопросах обеспечения личной безопасности, безопасности общества. В содержании этого курса вопросы экологической безопасности занимают важное место.

       На практике решение обозначенной проблемы наталкивается на ряд проблем, таких, как недостаток времени для формирования экологических знаний, отсутствие достаточного количества методических рекомендаций, нехватка необходимых средств обучения.

       В содержании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предусмотрены такие темы: «Изменение среды обитания человека в городе», «Нарушение экологического равновесия», «Нарушение экологического равновесия в местах проживания», «Экология и безопасность». В программах основного общего образования стандартов второго поколения в модуле «Основы  безопасности личности, общества и государства» предусмотрена тема «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Экология и безопасность». Проведенный анализ показал, что в программах этого курса доминирует целостный подход к содержанию, но количество отведенного времени недостаточно (составляет в основном 4 часа), и распределение тем в разных классах не позволяет сформировать у учащихся системных экологических знаний.

При изучении естественных дисциплин краеведение является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма, любви к природе, развитию познавательного интереса. Биологическое краеведение в школе осуществляется в трех формах: на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе.

Использование  краеведческого материала на уроках биологии способствует формированию  познавательного интереса, является средством конкретизации, значительно облегчает усвоение систематического курса биологии, делает знания учащихся более прочными и более глубокими. Местный материал может составлять содержание целого урока или же являться его элементом. На уроках с элементами краеведения местный материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может быть на любом этапе урока.

Использование местного  материала в учебном процессе, предполагает определение его места, связи  с материалом учебника. В зависимости от содержания краеведческого материала,   краеведческий материал может быть изучен в начале изучения темы, в ходе и в конце темы и может излагаться как учителем, так и учащимися (доклады, сообщения, рефераты, презентации). Иногда возможна частичная замена объектов учебника  местными представителями фауны и флоры, в других случаях -  в виде дополнения к объектам учебника, что чаще, на наш взгляд,  более целесообразно, так как учащимся предстоит сдавать ЕГЭ, вопросы которого рассчитаны на знание материала школьного курса биологии.

Например, изучаем плоских червей класс Сосальщики на примере печеночного сосальщика, его в регионе в природе нет,  но дополняем краеведческим материалом (китайским сосальщиком, легочным сосальщиком и другими представителями этого таксона), при изучении ленточных червей   дополняем  материалом об альвеококке,  широком лентеце и др., что вызывает интерес учащихся, способствует развитию гигиенических навыков. При изучении систематики растений и животных широко практикуем использование  сообщений школьников, докладов, защиты рефератов  учащимися по выбранной тематике на краеведческом материале, изготовление и демонстрация презентаций. Таким образом, основные возможности использования краеведческого материала в учебном процессе:

1.использование объектов местной фауны и флоры на уроках;

2.использование объектов на лабораторных работах, проведение уроков-экскурсий;

3.сообщения учащихся по систематике растений и животных;

  1. изготовление учащимися презентаций, написание рефератов и их защита

Далее смотреть архив материала

Категория: Экология | Добавил: Администратор
Просмотров: 165 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА