Воскресенье, 07:32 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

"Звуковой калейдоскоп"
25.02.2014, 18:04
Котова Ольга Юрьевна - музыкальный руководитель
Громова Людмила Владимировна - воспитатель

МБДОУ "Белоснежка" г.Ноябрьск ЯНАО

"Звуковой калейдоскоп"

Дошкольный возраст – важный период в воспитании ребенка. В это время начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут в значительной мере определяют последующий путь его жизни. Жажда новый впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельный поиск новых знаний о мире – важнейшие черты детского поведения.
Работая с детьми по развитию музыкальных способностей, я заметила, что дети затрудняются охарактеризовать настроение произведений, самостоятельно придумать и передать через какой либо вид музыкальной деятельности заданный или придуманный образ, самостоятельно решать проблемные ситуации. У детей не достаточно развито ассоциативное мышление, воображение, память, речь, а так же необходимо продолжать формировать музыкальный слух и развивать музыкальные способности. Для решения этих задач посредством музыкального воспитания я решила создать «Комнату звуков», в которой дети будут экспериментировать со звучанием различных предметов, сравнивать звуки между собой, обыгрывать различные мини-сценки со звуками. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
Целью организации «Комнаты звуков»» была возможность открыть детьми «для себя» и самостоятельно как можно больше прекрасного и удивительного в обычном. Первые встречи ребенка в «Комнате звуков» представляют собой манипулятивные действия, затем дети начинают совершать обследовательские действия и лишь впоследствии начинается преобразование предметов «изобретение» новых звучащих предметов. В процессе экспериментирования со звуками ребенок проходит несколько периодов: от любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка – переходит в период любознательности, когда экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты и становится самостоятельным видом деятельности.
Во время игр в «Комнате звуков» дети исследуют проблемные ситуации: что громче звучит металл или дерево, что шуршит, а что звенит; группируют предметы на основе такого общего признака, как издаваемый звук, находят звуковые ассоциации с некоторыми природными явлениями (шум моря, скрип снега, шелест листьев, звон капели и т.д.), соревнуются в движениях под музыку, пении, делают “открытия”, преодолевают трудности, познают звуки окружающего мира. Развивая музыкальный вкус детей в «Комнате звуков» я осуществляю личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Наши встречи проходят небольшими группами 6-8 человек с детьми старшего дошкольного возраста. Для проведения экспериментов в «Комнате звуков» я изготовила инструменты из бросового материала (различная бумага, материал, посуда из различных материалов, механические игрушки и инструменты); систематизировала аудио и видеоматериалы, составила презентации о звуках окружающего мира, создала коллекцию предметов с разным звукоизвлечением. Разработала систему игр со звуком «Угадай-ка!», систематизировала упражнения для озвучивания поэтических текстов, составила конспекты непосредственно образовательной деятельности и развлечений по организации детского экспериментирования «Птицы – наши друзья», «Необычный океан», «В деревне», «А что у нас на лугу?», «Какой прекрасный день!».
Таким образом, в результате системной работы по экспериментированию со звуками я могу отметить, что у детей:
- развивается вариативное и образное мышление, фантазия, воображение, творческие способности;
- развивается речь, умение обосновывать свои суждения;
- развиваются психические процессы: ощущение, восприятие, представления, увеличение объема внимания и памяти;
- развивается мелкая моторика;
- формируются звуковысотный, тембровый и динамический слух;
- развивается пластика и координация движений, умение свободно и раскрепощенно двигаться передавая движения в соответствии с заданным текстом и импровизируя;
- формируется умение решать проблемные ситуации;
- формируется умение разбираться в особенностях персонажей художественного произведения (сказки, песни, рассказа, картины) и находить для них соответствующие звуковые характеристики;
- развивается умение использовать в игре, экспериментировании предметы – заменители.
Мероприятия по экспериментированию в «Комнате звуков» развивают способности детей и формируют определенные понятия, дают необходимые знания в соответствии с ФГТ к основной образовательной программе детского сада, что является необходимым условием для развития интегративных качеств личности дошкольника.
При организации детского экспериментирования со звуками педагогам важно:
• стремиться наполнять окружение ребенка пространства самыми разнообразными, новыми для ребенка предметами и стимулами с целью развития его любознательности
• набраться терпения, не превращать помощь в подсказку, не лишать ребенка трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но собственное открытие; для меленьких детей надо оживить занятие игрой, сказкой или рассказом;
• не сдерживать эмоциональную активность ребенка, чтобы он мог закричать, попрыгать от восторга и т.д.;
Обязательно начинать надо с задач посильных или с более простых их частей (успех в самом начале важное условие).
Встречи с детьми проводятся с детьми от имени придуманных героев: Шуршунчика, Туки-Тука и другие.
Категория: Дошкольное образование | Добавил: ol-ol
Просмотров: 739 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА