Понедельник, 04:51 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Взаимодействие семьи и детского сада в развитии коммуникативных навыков у детей старшей логопедической группы
21.12.2013, 11:59

Южакова Алевтина Ивановна

воспитатель,

МБДОУ «ЦРР – детский сад №2»

г.Чернушка

«Взаимодействие семьи и детского сада в развитии коммуникативных навыков у детей старшей логопедической группы»

Родившись, человек сможет жить в человеческом обществе лишь при том условии, если сумеет адаптироваться – приспособиться к нему. Процесс адаптации бывает очень сложным, и у разных людей происходит по-разному.

Ребёнок рождается в определённой семье, у определённых родителей. Именно здесь, в семье, он начинает приобретать первый социальный опыт, который зависит от духовного богатства родителей, от моральных и жизненных ценностей всей семьи, от понимания родителями ответственности перед малышом. Расширение и обогащение социального опыта ребёнка происходит в процессе его общения со сверстниками, с другими детьми, при посещении детского учреждения.

Я работаю в логопедической группе, дети старшего дошкольного возраста. Поэтому одним из основных направлений работы является преодоление речевых нарушений и развитие коммуникативных навыков у детей.

У детей наблюдались следующие проблемы:

1. Недостаточное развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

2. Развитие речевого дыхания.

3. Проблемы в диалогической речи.

4. Проблемы коммуникативных навыков.

Для преодоления вышеназванных проблем, я решила построить свою работу на основе взаимопонимания с ребёнком и его родителями. Взаимопонимание детей с окружающими людьми нарушены не только в детском саду, но и внутри семьи. Поэтому главная задача была – навести контакт с родителями ребёнка, выявлять их интересы, увлечения. Взаимодействие с родителями строго на основе сотрудничества, пытаюсь заинтересовать их в проблеме. В данное время от родителей требуется такт, терпение, заинтересованность в жизни ребёнка. Самой распространённой проблемой является неумение родителей включаться в игровую деятельность и активно взаимодействовать с ребёнком.

Необходимо вносить коррективы в занятия, вырабатывать рекомендации для родителей.

Поэтому в своей работе я широко стала использовать дидактические игры, игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций, на развитие коммуникативных навыков, способностей. Так же для снятия напряжения, усталости использую в своей работе пластические упражнения (физкультминутки), упражнения на мимику, жесты, пантомимики. С помощью родителей оформили альбомы «мир эмоций», «моё настроение».

Я сделала подборку упражнений на мимику, жесты, пантомимику. Цель этих мероприятий:

снятие напряжения, агрессии;

создание положительных эмоций;

развитие воображения.

Свою работу по развитию коммуникативных навыков, я провожу не только на занятиях, а большую часть вне занятий – это режимные моменты, самообслуживание, труд в природе, на прогулке, хозяйственно – бытовой труд, экскурсии, игры, развлечения.

Особая значимость работы в том, что она предоставляет возможность широкого, свободного речевого общения, закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей, логопеда, воспитания родителей.

Так как у детей проблемы в речи, я стала использовать игры на развитие мелкой и общей моторики: «Семья», «Грибок», «Солнце», «Оса», «Вертолёт», «Кисточка». Все игры имеют музыкальное и стихотворное сопровождение. В помощь родителям оформила альбом «Игры с пальчиками», предлагала брать домой и играть с детьми в выходные дни.

Так же очень интересны и эффективны в работе упражнения на профилактику нарушения зрения у детей. Родители заинтересовались этими упражнениями, так как знают как много времени дети проводят у телевизора и компьютера. Я оформила подборку игр, это сидячие игры:

«Пружинка», «Весна», «Цветок», «Рисуем геометрические фигуры», «Цепочка из кругов», «Подвижный карандаш», «Рисуем буквы А, О», «Рисуем домик» и другие.

Цель этих упражнений – снять напряжение, отвлечься от деятельности, смена деятельности, заинтересованность детей в выполнении упражнения, развивают воображение, способность к перевоплощению. Одна из поставленных мной задач это развитие диалогической речи. Для её развития я предлагаю детям игры – инсценировки. Разучивание диалогов в стихах и прозе, такие как «Курочка – рябушечка», «Гуси – гуси», «Кисонька – Мурысонька», «Разговор клоунов», «Яма», «Сорока и заяц».

Для родителей оформила альбом «Диалоги в стихах».

Родители, видя работу, стали чаще откликаться на просьбу, пожелания, стали принимать активное участие не только в подготовке праздников, развлечений, но и стали исполнять небольшие роли. Это очень приятно детям, они очень радуются, что его мама «герой» на празднике.

Ну а самой главной задачей в своей работе я считаю, развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. При работе с данной задачей необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, как идёт адаптация его в группе. Не все дети сразу идут на контакт со взрослым, некоторым требуется время.

Мной была создана картотека игр и упражнений на развитие адаптации, коммуникативных навыков. Ознакомила родителей с картотекой, пригласила их на режимные моменты, на занятие, старалась, чтобы родители были частыми гостями в группе, интересовались жизнью ребёнка в детском саду, группе. Родители увидели, что через игру ребёнок учится, общается. Такие игры и упражнения:

«Давай познакомимся»

«Давай поговорим»

«Как пройти?»

«Ладонь в ладонь»

«Зоопарк». Эти игры способствуют налаживанию контакта, диалога между детьми, общению. На развитие активного словаря, умения вступать в диалог, развития коммуникативных навыков, развития воображения, способность к перевоплощению. Я провожу такие игры и упражнения: «Интервью», «Вулкан», «Магнит и шарики», «Говори», «Ладонь в ладонь», «Кинолента», «Услышать своё имя».

Я считаю, что игра и игровые упражнения являются для ребёнка мотивом в преодолении речевых нарушений, преодолении страха, скованности. Игра приносит ребёнку радость, развивает его психические процессы, двигательную активность.

После обобщения вышесказанного становятся очевидными условия эффективной работы педагога и семьи по развитию у детей коммуникативных навыков:

1.​ Единый подход к воспитанию в семье и детском саду;

2.​ Личностно-ориентированные взаимодействия педагога с детьми;

3.​ Разнообразие наглядного речевого материала;

4.​ Выбор оптимальных средств и методов работы, учитывать потребность детей, педагогические цели, возможности.

Категория: Дошкольное образование | Добавил: Администратор
Просмотров: 578 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА