Вторник, 06:10 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

«Воспитание толерантности в условиях полоэтнического детского сада"
25.02.2014, 18:12
Соколова Ирина Анатольевна - воспитатель
Макарова Наталья Анатольевна - воспитатель

МБДОУ "Белоснежка" г.Ноябрьск, ЯНАО

«Воспитание толерантности в условиях
полиэтнического детского сада»

«Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведёт от культуры войны к культуре мира» - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой в 1995г. генеральной Конференцией ЮНЕСКО. Тема толерантности была в нашей многонациональной стране актуальна всегда, так как на огромной территории России испокон веков уживались люди разных национальностей и вероисповеданий. Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории объективно приводят к росту межэтнической напряженности, и в связи с этим толерантность выступает в качестве формирующей основы культуры межнационального общения. Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
В настоящее время одной из основных проблем воспитания является формирование личности нового человека как носителя гуманистических толерантных идей в системе межэтнических отношений.
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
- этика и стратегия ненасилия;
- идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
- необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов...
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
С каждым годом увеличивается процент мигрантов. Дошкольное учреждение, как в столичных городах, так и в районах Крайнего Севера на сегодняшний день получило статус полиэтнического детского сада. Полиэтнический (Большой Толковый словарь русского языка) - состоящий из нескольких народностей, национальных групп; относящийся к ним полиэтническая общность страны. В связи с вступлением в силу федеральных государственных требований воспитание толерантности является обязательным для любого дошкольного образовательного учреждения. Вот и наш детский сад «Белоснежка» не стал исключением, он как в сказке собрал под своей крышей маленьких гномов разных национальностей: русских и украинцев, татар и башкир, белорусов и азербайджанцев. И задача педагогов состоит в том, чтобы вражда и непонимание не разрушали доброжелательность и психологический уют нашего детского сада.
На наш взгляд, положительного результата в воспитании детей можно достигнуть при рассмотрении семьи и дошкольного учреждения в единой поликультурной образовательной среде, предполагающей взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей на всём протяжении дошкольного детства ребёнка.
На сегодняшний день взаимодействие детского сада и семьи должно способствовать установлению доверительных и доброжелательных отношений с детьми, родителями и педагогами; объединению их в единую, многонациональную семью; воспитанию потребности делиться друг с другом культурными ценностями, традициями.

Этническая принадлежность семьи, её социально- экономический статус – важный фактор в развитии ребёнка, влияющий на интеллект, стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и, в конечном итоге на индивидуальность человека в целом. Сегодня необходимо с пониманием относиться к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях. Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношения к ним отдельных людей и общества в целом. Различия – естественный атрибут демократического общества, а их уважение – необходимое условие его создания. Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.
Именно на этом возрастном этапе у детей может проявляться негативное отношение к сверстникам другой национальности. Но этот негатив идет не от самого ребенка, а результат воздействия на него мнения и отношения родителей к людям определенной национальности.
Поэтому воспитывать этику межнационального общения необходимо как у детей, так и у их родителей. К средствам воспитания толерантности можно отнести: традиции, общение, художественную литературу, сказки, пословицы и поговорки, национальные куклы, подвижные игры, с использованием национальных атрибутов, рассматривание иллюстраций, произведения искусства и др.
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,
2. Обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Этюды и упражнения направленные на:
- воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,
7. Вспомогательный приём– слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.


Использованная литература:

1.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие.
2. Абсалямова А. Г. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе
Категория: Дошкольное образование | Добавил: ol-ol
Просмотров: 500 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА