Понедельник, 22:25 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Воспитание справедливости у детей дошкольного возраста
05.01.2017, 17:41

Воспитание справедливости у детей дошкольного возраста

 

В настоящее время особо обостренно чувство справедливости. Что бы понять, что такое справедливость мы обратились к нескольким словарям.

В  большом  энциклопедическом словаре  мы нашли определение,  в котором говорится  что «справедливость – категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека».[1,с.572] Понятие о должном - это правило поведения принятое в обществе, которое предполагает как должно быть. Мы считаем, что это определение  нам не подходит, потому что оно очень сложное для дошкольников.

Мы рассмотрели ещё одно определение из толкового  словаря  русского языка Даля. В.И. Он  рассматривает определение справедливость, как  справедливость поступка т.е. честное или правдивое отношение к людям  Чувство справедливости у детей развито лучше, и они часто интуитивно понимают справедливость или не справедливость своих поступков. Справедливое отношение к кому либо, это честное и правильное решение. Справедливый человек  принимает справедливое решение, думает не о своей пользе, а лишь о том, что бы было честно и правильно.  В словаре Даля В.И. слово «справедливость»  приравнивается к слову «правда». Справедливый человек даёт и держит слово.

Также трактует определение и Ожёгов С.И.    в своём толковом словаре,  но более свёрнуто.

Мы рассмотрели ещё одно определение из педагогического словаря Коджаспирова А. Ю. в нем педагогическая справедливость рассматривается как «мера объективности оценок и отношений педагога к личностным качествам, поведению, поступкам и действиям воспитуемых»[/////]. Это определение можно рассмотреть не как отношение педагога к воспитуемым, а объективность оценок и отношений между самими воспитуемыми.

Рассмотрев, все понятия мы подошли к выводу, что справедливость - это важное качество человека, который поступает по определённым правилам, а не так как ему захочется. Это объективная мера оценок и отношений людей к личностным качествам, поведению, поступкам. Справедливость – это честное и правильное решение или действие. Справедливый человек умеет поступать думать, принимать решение честно и  правильно.

Изучив теоретические основы понятия,  справедливость мы приступили к развитию среды для воспитания справедливости. Для этого в группе среднего возраста  мы создали уголок,  в котором разместили стенд с двумя  кармашками. На эти кармашки мы наклеили  смайлик на котором   изображены эмоции. Один смайлик с улыбочкой т.е. весёлый, туда вставляются фотографии  тех детей, которые весь день, совершали правильные и справедливые поступки т. е. они  без конфликта могли договориться со своими сверстниками кто и во что сейчас играет, и будет ли это справедливо. На другом кармашке  изображен грустный смайлик, туда мы вставляем фотографии тех детей, которые не смогли справиться со своими эмоциями, поведением и совершали не справедливые поступки в течении дня  по отношению к своим сверстникам. Эти дети постоянно вступали в конфликт со своими сверстниками, ссорились, не уступали друг другу и не могли договориться.

 На утро следующего дня мы подводим итог, обговариваем, кто вчера совершил какие поступки, и в какой смайлик кладётся его фотография. Мы обратили внимание, что  те дети, у которых фотография кладётся в весёлый смайлик, очень довольны своими поступками и делятся с другими детьми своими эмоциями. А вот дети, чьи фотографии попадают в другой смайлик расстроены, но мы объясняем детям, что стать справедливым это в его силах, просто нужно научится договариваться со своими друзьями, поступать по справедливости по отношению к  своим сверстникам. И уже на следующий день мы видим фотографии некоторых детей  в весёлом смайлике. Этот уголок хорош тем, что каждый ребёнок  может следить какие изменения на сегодняшней день произошли. Кто совершил хороший поступок, а кто плохой. Рядом со стендом на полочке размещены иллюстрации, дидактические картинки, которые дети могут рассматривать, обсуждать одну из ситуации, которая изображены на этих картинах. Правильно или нет поступают люди в тех ситуация, которые изображены на этих дидактических картинках, если нет можно объяснить почему и как нужно поступить  правильно.

Также в этом уголке находятся дидактические игры такие как: «Путешествие по маршруту добрых  чувств, поступков, дел и отношений». В этой игре есть картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и  плохого поведения. Эта игра полезна тем, что она формирует у детей справедливое отношение друг к другу и закрепляет правила поведения. Ещё одна дидактическая игра, которая находится в этом уголке «Поиск добрых слов». В этой игре находятся сюжетные картинки. На основе этих картинок ребёнок должен  подобрать слова, например «простите» или «извините», которые воспитывают дружеские отношения. Нужно объяснять ребёнку необходимость извинения, признание вины или доказательство своей справедливости. Объяснять связь слова и поступка. Ещё одна дидактическая  игра, про которую нам хочется рассказать «Благородные поступки», в этой игре находятся иллюстрации с благородными поступками людей. Эта игра воспитывает желание совершать поступки ради других. Все эти игры очень полезны для ребёнка, ведь эти игры воспитывают в ребёнке справедливое отношение друг к другу, умение признавать свою вину, ведь для ребёнка это всегда очень тяжело. Благодаря этим играм дети начинают понимать какой поступок справедливы, а какой нет.

На следующий день в  уголок мы поместили  художественную литературу. Такие произведения  как «Морозко», «Золушка», все эти сказки рассказывают о не справедливом отношении людей, о их завести, злобе. Главное, что нужно  прочитать правильно сказку, показать все иллюстрации к сказки и только тогда мы увидим, что дети обратят внимание на не справедливое отношение героев.  А что бы всё это дети осознали  можно эти сказки инсценировать и тогда дети испытают на себе эту не справедливость и то чувство, которое испытывает человек, которого  не справедливо  обижают, унижают. На этих сказках дети учатся уважать друг друга, относится к друг другу по справедливости т. е как бы закрепляют правильное поведение.

Все дети очень любят смотреть мультфильмы, поэтому  через некоторое время мы решили поместить в этот уголок мультипликационные фильмы «Стрекоза и муравей», «Хочешь иметь друга – сам будь другом» «Палка – выручалка», из коллекции Лунтик «Справедливость» 237 серия. После просмотра мы обговариваем  с детьми поступки героев. Можно спросить детей на каком месте он хотел бы побыть на месте героя кого обидели? или на месте кто обидел?

Важно, что бы чувство справедливости воспитывалось не только в детском саду, но и родители дома обращали на это внимание. Поступки  родителей очень важны для ребёнка, ведь родители являются авторитетами для своих детей. Ребёнок – дошкольник всегда хочет быть похож на своего папу или маму, родители должны обращать на своё поведение, поступки. Когда вы идёте с ребёнком из детского  сада поговорите с ним. Спросите как сегодня прошёл его день? Какие поступки хорошие или плохие он  сегодня совершил? За  хорошие поступки всегда хвалите детей. Постарайтесь ему тоже объяснить «что такое хорошо, что такое плохо».

Чтобы увидеть сформировалось ли качество справедливости у ребёнка нужно по наблюдать за его поведение. Если мы увидим, что ребёнок объективно оценивает свои поступки, поступки своих товарищей. Что он понимает как поступить правильно, где уступить, а где и наоборот доказать свою правоту значит у ребёнка  сформировалось представление о справедливости.

Формирование качества справедливость у детей происходит в несколько этапов:

1 этап – для того что бы у ребенка  сформировать качество справедливости для этого необходимы знания о понятие справедливость, что это такое справедливость? И для чего она нужна человеку.

2 этап - После того как ребёнок усвоил понятие  справедливость он должен иметь  представление  о том какой он справедливый человек, каковы его поступки. И только   после того как ребёнок знает и представляет что такое справедливость?  Какой человек считается справедливым? И только потом у ребёнка появляется желание овладеть этим качеством.

3 этап - Когда у ребёнка появилось желание овладеть этим качеством, то у ребёнка должен появится мотив, для чего ему  нужна справедливость? справедливость

4 этап – После того, как у ребёнка появился мотив он влечёт за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования  личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

5 этап – Знания и чувства порождают потребность в их практической  реализации . Ребёнок может демонстрировать это качество в своих поступках и отношениях с друзьями в любых ситуациях. Ребёнок сам контролирует ситуацию, своё поведение  и ему не нужен контроль взрослого, он сам понимает, что тот или иной его поступок справедливый.

Высокий  уровень чувства  справедливости проявляется, если: дошкольник имеет правильное и полное представление о понятие справедливости. Понимает, как важно быть справедливым человеком.  Применяет его на практике в отношении со своими сверстниками, даже когда ситуация находится не под контролем взрослого.

Средний уровень: дошкольник   имеет правильное  представление о понятие справедливость. Понимает, как важно быть справедливым человеком. Старается в своих поступках проявить  это качество,  но не   всегда, получается.

Низкий уровень: дошкольник  имеет полное представление о понятие справедливость. Не понимает важности этого качества и  очень редко принимает его на практике.

Мы использовали несколько средств воспитания справедливости такие как: художественную литературу, мультипликационные фильмы, мы их объединили в  одну группу художественных средств. Художественные средства это самое эффективное средство.Оно способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети очень эмоционально воспринимали читаемые им сказки, переживали за героев, оценивали их поступки. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений  и воспитание чувств. Средство становится эффективным, если оно сочетается с методами воспитания. Для воспитания справедливости мы использовали  наглядный метод (показ мультипликационных фильмов, дидактические картинки). Метод убеждения в форме разъяснения, бесед. Метод стимулирования чувств и отношений поощрение, пример.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. «Большой Энциклопедический словарь», 2000 г. Москва
  2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.:Изд. «Эксмо» 2008. – 688 с.(572)
  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – Москва: Азбуковник, 2008. – 938 с. (757с.)
  4. Словарь педагогических терминов. Авторы: Коджаспирова Г.М.,Коджаспиров А.Ю.
  5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред.пед. учеб. заведний. – 2-3 изд., перераб. и доп. – М.; Издательский центр «Академия», 2000. – 416с.
  6. Буре Р.С., Социально – нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.,2011.

 

Категория: Дошкольное образование | Добавил: Администратор
Просмотров: 153 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА