Понедельник, 20:02 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Воспитание опрятности и аккуратности у детей
09.12.2013, 20:26
Воспитание аккуратности одна из важных сторон в подготовке детей к самостоятельной жизни. Аккуратный человек успешнее и качественнее справляется со своими обязанностями, с ним хорошо и приятно окружающим. Аккуратность — черта личности, выражающаяся в любви к порядку, в исполнительности, точности и тщательности в делах, дисциплинированности, а также во внешней опрятности.
Навыки опрятности и аккуратности следует начинать воспитывать у детей с первых дней жизни ребенка. Но нужно помнить, что для ребенка естественна та среда, в которой он живет. Если в комнатах постоянно разбросаны вещи и книги, раковина на кухне переполнена грязной посудой, которая не моется по нескольку дней, если мама ходит в грязном халате, а мокрые штанишки малыша сушит на батарее вместо того, чтобы постирать их, то какой смысл объяснять подросшему ребенку, что одежда должна быть чистой, что игрушки нужно убирать на место, а во время еды следует пользоваться салфеткой. Дети стремятся во всем подражать взрослым. Поэтому первое правило для родителей – будьте сами аккуратны и опрятны, следите за тем, чтобы ребенок был всегда чисто одет, умыт, подстрижен, чтобы у него были подстрижены ногти на руках и ногах, чтобы стол, за которым он ест, был красиво сервирован, а его кроватка застелена.
Конечно, этого недостаточно. Важно и самого ребенка приучать к опрятности, воспитывать у него аккуратность.
Начинать это можно с того момента, когда у ребенка появляются первые попытки делать что-то самостоятельно. Маленькие дети очень активны и хотят делать то, что делают взрослые. Ранний возраст – самое благодарное время для того, чтобы не перевоспитывать, а воспитывать ребенка. Воспитывая культурные навыки у детей родители часто допускают две ошибки:
предъявляют ребенку непосильные требования - слишком рано начинают требовать от него, чтобы он аккуратно ел, не пачкал одежду , не разбрасывал игрушки. Непосильные требования в итоге могут стать постоянным источником конфликтов, раздражать и самих взрослых, и ребенка.
слишком долго все делают за ребенка, забывая о том, что жить за себя придется ему самому, а не маме или папе.

Что может и чего не может делать маленький ребенок?
2 года
К двум годам малыш овладевает простейшими навыками самообслуживания: пользуется ложкой и чашкой, просится на горшок, раздеваться и одеваться с помощью взрослого. У него появляется желание помогать взрослым. К этому возрасту основные навыки опрятности уже могут быть сформированы, но пока еще они непрочны. Ребенок может, заигравшись, не попроситься в туалет, испачкаться во время прогулки, топая по грязной луже. Следует помнить, что смысл культурного поведения для него еще не ясен. Многое он делает не столько из-за понимания цели того или иного поступка, а потому, что так говорит взрослый. Пока еще он только копирует действие взрослых, совершенно не замечая результата. Понимание цели того или иного действия приходит постепенно, складывается к концу раннего возраста.
3 года
Третий год – это период интенсивного развития самостоятельности. Дети с удовольствием выполняют некоторые поручения взрослых. В этом возрасте развивается способность к взаимопониманию, сочувствию, взаимопомощи. Ребенок начинает понимать слово "труд": помогая маме отнести на кухню посуду, он объясняет: "я трудюсь". К трем годам ребенок может самостоятельно одеваться и раздеваться лишь с небольшой помощью взрослого, развязывать и завязывать шнурки, расстегивать и застегивать пуговицы, несложные пряжки на обуви, знает порядок в одевании и раздевании. Совершенствуются его гигиенические навыки: под контролем взрослых он умеет мыть руки, вытирать их полотенцем, знает, как пользоваться носовым платочком, салфеткой, расческой, зубной щеткой. К этому возрасту у детей закрепляется навык опрятности в отношении пользования горшком, хотя, заигравшись, малыш может все еще не заметить испачканных штанишек.
Обычно в два-три года дети начинают испытывать своих родителей, выясняя, как далеко они могут зайти в нарушении запретов.
Первый вариант вызова родителям - “Никто не заставит меня сделать то, чего я сам не захочу”, когда беспорядок устраивается специально.
Второй вариант вызова родителям связан с горшком. В то время, когда ребенок начинает контролировать свои естественные отправления, он осознает, что хозяин тут он и, следовательно, он волен поступать по своему выбору – может сделать то, что маме нравится, а может и то, что не нравится.
Когда малыш намеренно устраивает беспорядок, нет смысла вступать с ним в пререкания. Это только подзадорит его. Он неприменно примет Ваш вызов и покажет свой характер не только в данном случае и не только в этот вечер. Гораздо лучше дать ему понять, что Вам не нравится, когда он так поступает, что вас это огорчает. Гуляя с ребенком на улице, разрешите себе вспомнить, что дети этого возраста любят повозился в грязи, и лучше иногда им позволять это делать, если они заняты познанием мира, а не воспитанием своих родителей. Но ничто не мешает Вам сказать ребенку, что если он встанет на колени, то штаны его испачкаются. А когда он все же сделает это (а он сделает, т.к. дети в этом возрасте еще не в состоянии хорошо держать равновесие, присев на корточки, и стоять на коленях им просто удобнее), покажите ему грязные штаны и скажите, что теперь нужно их постирать, т.к. ходить в грязных штанах некрасиво. Задача взрослых — настойчиво приучать детей к порядку, прививать им нетерпимость к грязи, неряшливости, неаккуратности.
3-6 лет
В этом возрасте дети осваивают не только механические навыки, такие как одевание и умывание. Они постепенно приобщаются к высшим проявлениям человека – например, творчеству как способности видеть и создавать нечто новое. Дайте ребенку все необходимое для “конструктивного” беспорядка: воду, песок, совок, мелки, краски и т.д. Однако нужно понимать, что в ежедневной жизни творческое начало ребенка – это нескончаемый беспорядок. Когда ребенок поглощен своей затеей, нет смысла без конца напоминать ему о необходимости убирать за собой. Вы только помешаете ему. Ведь именно посредством игры, проявляя творческие задатки и происходит развитие интелекта ребенка, он растет, как личность. А чтобы не мешать ребенку получать удовольствие от процесса игры и творчества, Вы можете заранее поставить ребенку определенные условия, оговорить некоторые общие правила, которые он уже в состоянии соблюдать. Если ребенок игнорирует ваши указания, будьте терпеливы и настойчивы, пока он не усвоит, что уборка – это необходимый и завершающий этап любой интересной затеи. Помогите ему, если хаос принял пугающие размеры, но не делайте за него его работу.
Итак, несколько правил, которых нужно придерживаться, приучая ребенка раннего возраста к опрятности и к аккуратности.
Все культурные навыки ребенок осваивает только в совместной деятельности со взрослым. Алгоритм действий:
1. Объясните ребенку, зачем нужно соблюдать порядок. Старайтесь, чтобы Ваше объяснение было понятно и интересно малышу.
2. Покажите алгоритм правильных действий. Для этого можно использовать песенки, стишки, потешки.
3. Помогите выполнить их
4. Обязательно дайте им оценку.
По мере освоения ребенком новых навыков доверяйте ему действовать самостоятельно. Возьмите на себя только то, что он не может сделать сам. Наберитесь терпения, подавите в себе стремление сделать все быстро за ребенка.
Никогда не надевайте на малыша некрасивую, негармонирующую одежду и уж тем более грязную одежду со словами «Он(она) еще маленький (-ая), ничего не понимает, и ему (ей) все равно.» Он маленький, но ему не все равно. О каком воспитании опрятности и аккуратности может идти речь, если на ребенка, отправляя в детский сад, в течение недели надевают в одно и тоже платье или рубашку, как спецовку, которая хранит на себе «следы» вчерашнего обеда. Мы — взрослые одеваем новую одежду практически ежедневно, т.к. одежда так или иначе пачкается, надоедает однообразие, да и что греха таить, показать себя хочется с лучшей стороны. Разве не так? А чем Ваш ребенок хуже Вас?
Приучайте ребенка ухаживать за своими вещами. Побуждайте его вешать одежду на свою вешалку, ставить в нужное место обувь, разбирать и убирать кроватку.
Воспитывайте у ребенка эстетическое отношение к порядку, чистоте: побуждайте его радоваться при виде чистой, красивой одежды, аккуратной прически окружающих и самого ребенка. Обращайте его внимание на опрятность других детей во время прогулки, на картинках в книжках. Прививайте малышу чувство брезгливости от грязной одежды, грязных рук, непричесанных волос. Обращайте внимание ребенка на красоту убранной комнаты.
Учите ребенка правильно вести себя за столом. Помогите ему правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, вместе красиво сервируйте стол. После еды предложите малышу убрать за собой чашку, тарелку.
Знакомьте ребенка с делами взрослых. Пусть он видит, как мама стирает и гладит белье, чистит одежду, как папа чинит кран и аккуратно убирает на место инструменты. Предложите малышу помочь Вам. Помните, что удовольствие делать что-то вместе с Вами – самая высокая награда для малыша. Похвалите его за помощь, подчеркните его сходство со взрослыми. Старайтесь благодарить его не вообще ("ты - молодец"), а за конкретную помощь: "Спасибо, что ты помог мне убрать со стола посуду" и пр.
Прививайте ребенку бережное отношение к результатам труда взрослых и своего собственного.
Если ребенок допустил оплошность, посочувствуйте ему, помогите исправить ошибку. Никогда не ругайте, не одергивайте, не дразните малыша, если он нечаянно разбил чашку, пролил воду или испачкался, если у него что-то не получается.
Ругать ребенка за неаккуратность можно только в том случае, если он что-то сделал намеренно: назло взрослому разбил чашку, перевернул тарелку или порвал книжку и пр. При этом ни в коем случае не оскорбляйте ребенка, порицание должно относиться только к конкретному проступку. Никогда не говорите: "Я тебя не люблю" или "Ты - плохой мальчик". Лучше сказать так: "Ты нарочно разбил чашку и это очень плохо. Жалко, что теперь у нас не будет такой красивой посуды". Если ребенок рвет страницы книги, ему нужно сказать, что этого делать нельзя. Если он продолжает, следует забрать книжку и объяснить, почему Вы так делаете, но предупредить: "Когда ты захочешь посмотреть книжку, я дам ее тебе. Но рвать страницы нельзя".
Прививая детям навыки опрятности и аккуратности, старайтесь почаще использовать игры.
Прежде чем начинать требовать от ребенка убирать игрушки на место, организуйте в комнате удобный игровой уголок. Сделайте низкие полки для книг, карандашей и красок, кубиков, машинок. Поставьте коробку или ящик для мелких игрушек, маленький столик и стульчик для рисования, лепки, чтения.
Постарайтесь сделать так, чтобы в семье соблюдалось постоянство требований в отношении правил поведения. Ребенок не научится быть аккуратным, если папа требует от него убирать игрушки на место, а мама позволяет этого не делать. Предоставляя ребенку свободу во время игр и занятий, приучайте его после окончания игр наводить порядок.
Однако воспитывая у детей опрятность и аккуратность, соблюдайте золотую середину. Избегайте педантизма и мелочного контроля над ребенком. Маленький ребенок любознателен, ему все интересно – и бить ладошкой по воде, наблюдая, как во все стороны летят брызги, и лепить куличики из песка, и раскрашивать акварельными красками свои ручки или стол. Не запрещайте ему радоваться своим открытиям. Если вы не хотите, чтобы он промочил ноги, бегая по лужам, наденьте ему резиновые сапоги. Подберите для него "рабочую одежду" и приучайте надевать ее на время игр, связанных с возможностью запачкаться. Если чрезмерно зацикливаться на чистоте и порядке, то можно полностью подавить естественные стремления и порывы ребенка к творчеству. Если Вы устанавливаете слишком высокие стандарты; постель, заправленная без единой морщинки, ни соринки на полу — ребенок может вырасти педантичным, одержимым аккуратистом. Такие люди тяжелы для окружающих, т.к. даже легкий беспорядок их раздражает. Кроме того, зачастую они боятся лишний раз что-то предпринять в своей жизни, чтобы не нарушить священный порядок. Не требуйте от ребенка идеальной чистоты! Способность переносить некоторый беспорядок будет, безусловно, более полезным качеством для душевного здоровья Вашего ребенка, чем болезненное стремление к идеалу.

Использован источник:
«Как развивать у детей навыки опрятности и аккуратность.»
Галигузова Л. Н.  http://www.portal-slovo.ru
Категория: Дошкольное образование | Добавил: Виктория_1975
Просмотров: 1511 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА