Вторник, 04:20 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

ТРИЗ - технология воспитания успешного человека.
30.01.2014, 15:31
ТРИЗ — технология воспитания успешного человека.

"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта"
(Г.С. Альтшуллер).

Жизнь в наши дни не стоит на месте. Наступило то время, когда важно формировать у людей умение жить в изменяющемся мире. Испокон веков общество стремилось прививать подрастающему поколению черты, необходимые для жизни в существующем обществе. Менялись лишь требования к тем самым передаваемым чертам и способам их прививания. Наша жизнь — это сеть, сотканная из различных картин:
• картина желаний
• картина физических возможностей
• картина финансовых возможностей
• картина этических норм
• и т.д.
В чем же особенность наступившего третьего тысячелетия? Чтобы быть успешным человеком, раньше достаточно было быть хорошим ответственным исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями. В наши дни кроме всего выше перечисленного необходимо еще быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Следуя импульсу желания, человек должен уметь передвигаться по сети картин, добраться до определенного узелка и изменить его, чтобы преобразовать желание в действительность. Для этого ему необходимы знания, которые позволят представлять эту сеть картин со всеми её связями, чтобы определить узелок, изменение которого воплощает нужное желание и чтобы ориентироваться в возможных способах его изменений. Воплощение желаний приводит к изменению себя и окружающего мира. Часть картин при этом приходят в негодность или видоизменяются и их надо строить заново. Чтобы личность смогла быть успешной в быстроменяющемся мире, она должна уметь согласовывать динамичные картины знаний, желаний и возможностей и управлять ими. Другими словами существует необходимость развивать у подрастающего поколения гибкость, динамичность и нестандартность мышления — умение быстро перестраиваться и выстраивать новую цепочку связей. В связи с этим в наши дни мы вынуждены отказаться от привычного нам способа передачи знаний, собственных ценностей и черт поведения будущему поколению. В чем же заключается тогда смысл передачи опыта? Задача всех занятых воспитанием людей – воспитать новое поколение. В третьем тысячелетии необходимо поколение людей, обладающее высоким творческим потенциалом, способное к самостоятельному добыванию новых знаний и владеющее навыком оперативно корректировать имеющуюся картину мира в соответствии с вновь полученными знаниями. Оригинальное мышление – это гарант выживания в борьбе за место под Солнцем в наши дни. Реалии современности предъявляют новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к его начальной ступени – дошкольному образованию. Задача педагога состоит не в том, чтобы найти одаренного гения, а в том, чтобы целенаправленно формировать творческие способности детей, развивать в них гибкость, мобильность, нестандартность мышления.
Детский возраст - период расцвета воображения и важный период для развития этого ценного качества. Что как ни воображение является одним из основ творческого человека. А проявить себя в творчестве является огромным желанием каждого ребенка. Этим объясняется активное стремление ребенка рисовать, лепить, клеить, создавать что-то из бумаги и пр. Только творчество, умение придумывать, создавать новое лучше всего формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и интерес к познанию мира. Поэтому очень важно максимально использовать именно этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей свободен от стереотипов навязанных «опытом жизни» и традиционными представлениями взрослых «как все должно быть», именно это и позволяет детям с легкостью изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, что взрослые давно разучились видеть.
На сегодняшний день очевидно, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере создать условия для формирования в детях всех необходимых качеств, наличие которых диктует нынешнее состояние общества. В классической педагогике формула содержания обучения - «делай как я», иногда «делай, как я сказал». Но необходимо сформировать у детей уменье видеть и решать задачи самостоятельно. А инструмент для решения задач должен дать педагог. Однако «умение видеть задачу» - это и есть ключевой навык, в противном случае нет смысла давать ребенку инструменты для её решения. Всё это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. ТРИЗ была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ начал свой путь в дошкольном образовании с 1987 года. Оказалось, что ТРИЗ может использоваться для формирования гибкости, динамичности мышления дошкольников, для развития управляемого воображения, фантазии, творчества детей и давать отличные результаты. ТРИЗ демонстрирует детям мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. Главная цель ТРИЗ-педагога - формирование у детей навыка творческого мышления, т.е. умения творчески находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни. Это требует определенной подготовки самого воспитателя, его искреннего умения и желания творить, искать и находить новое в обыденном. В ТРИЗ-педагогике развивается понимание причинно-следственных связей. И еще одна важная составляющая ТРИЗ-педагогики – таксономия – наука о порядке. При помощи ТРИЗ ребенок учится систематизировать, объединять объекты по определенному признаку, ранжировать их внутри своей группы. Так у ребенка формируется навык расставлять приоритеты. Ни для кого не секрет, что человек, умеющий планировать, намного эффективнее распределяет свое время и достигает больших результатов, т.к. не тратит время впустую.
Детей редко учат выходить за границы привычного, придумывать что-то новое, тренировать воображение. Задача ТРИЗ научить их этому. Но делать это нужно постепенно, соблюдая правило трех П. Просто, Последовательно, Постоянно. Попросите ребенка сразу прыгнуть на в длину, например на метр. Он этого не сможет сделать. В лучшем случае он просто расстроится, что не смог, в худшем - в голове зародится мысль, что он вообще не может прыгать высоко, что он — неумеха, чем можно напрочь отбить у него желание заниматься спортом в дальнейшем. Правильнее будет сначала научить его прыгать на 50 см и т.д. Так же и в ТРИЗ – необходимо с раннего возраста тренировать у ребенка не только определенные мыслительные навыки, но и нарабатывать опыт пяти органов чувств: вкусовые ощущения, обоняние, осязание, слух и зрение. В противном случае мы столкнемся с проблемой недостаточности у детей предшествующих знаний и умений для работы с инструментами ТРИЗ. Например, неудовлетворительное владение признаками объектов.
Логика усвоения знаний выглядит следующим образом:
ощущения представления понятия интуиция
Тренировка должна начинаться с создания «багажа» образов, на которые и будет опираться воображение. Затем происходит знакомство со свойствами предметов и объектов, которыми будет в последствии пользоваться воссоздающее воображение. Необходимо сформировать у ребенка навык определения различными способами месторасположения объекта на плоскости и в пространстве, тренировать его зрительную и словесно-слуховую память, готовить мышление к восприятию приемов и методов Развития Творческого Воображения (РТВ) на базе ТРИЗ. ТРИЗ-педагогика учит ребенка не бояться новой информации: если он видит новое слово, то знает, что за ним спрятался какой-то интересный объект, с которым можно и интересно познакомиться. Важный аспект детского развития – это то, что ребенок не ограничивает себя, а открывает новое.
Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. «Что можно делать ложкой?» (есть, переносить что-то, копать и т.д.)
Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо. «Много конфет» - Что в этом хорошего? (Можно угостить многих друзей). Что плохого? (Если много съесть, заболит живот).
Следующий этап изобретательства, основная задача которого - научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и пр. Для этого может использоваться, например методы активизации перебора вариантов.
Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. ТРИЗ-методика формирует у детей уменье придумывать свои сказки, загадки, небылицы да не одну, а обязательно каждый ребенок в группе может и должен проявить себя. Занятия по развитию творческого воображения - это прежде всего игра, импровизация. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. На этом же этапе с помощью определенной методики формируется навык составления рассказа по картине. Кредо ТРИЗ-педагога - "Можно говорить все!". Выслушивать нужно обязательно каждого желающего. Необходимо дать возможность каждому ребенку как можно больше проявить свои возможности и способности, не боясь и не стесняясь возможной неправильности или неточности в ответах или размышлениях. У детей должно формироваться умение возражать воспитателю и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая взамен свои версии, доказывая свою точку зрения. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь возможны только партнерские отношения. Ребенок должен быть окружен непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.
Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Сказки близки и понятны детям. Переживая за героя, ребенок хочет ему помочь и что-то изменить. Например, в сказке Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине» королева-мать очень оригинально сумела определить, настоящая ли принцесса оказалась в их замке. Она положила в кровать принцессы горошину. Неженка-принцесса сразу почувствовала неудобство. Но очень плохо, что принцесса совсем измучилась за ночь, т.к. из-за горошины она совершенно не могла уснуть. Как избавить принцессу от её мучений? Противоречие: горошина должна быть в постели, чтобы «обнаружить» принцессу и не должна быть, чтобы принцесса могла спать. Решение: положить в кровать кусочек льда в полиэтилене. Под воздействием тепла лед растает, и принцесса сможет спать. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.
Занятия по методу ТРИЗ планируются в любое время: в процессе НОД, во время организации режимных моментов, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Для развития любознательности все ситуации, которые происходят вокруг ребенка нужно обозначать как задачу с противоречиями, ставя перед ним два ключевых вопроса: как это можно сделать (решить)? и как это можно сделать еще? Время прогулки можно использовать для игры. Спросить у ребенка: «Что ты видишь удивительного?» И это будет побуждением к тому, чтобы ребенок внимательней рассмотрел окружающий его мир и заметил интересные детали. Для развития воображения ребенку нужно давать возможность, где только можно придумывать, как сделать так, как еще никогда не было. Постоянно побуждать и поддерживать его стремление к новизне. Можно формировать воображение у детей специально, на каждом шагу – делая ли маме подарок или открытку, сочиняя ли сказку — можно научить это делать оригинально не похоже, чтобы ребенок с гордостью мог сказать – это я так сам придумал! Но не менее важно уменье - даже если ты что-то придумал или изобрел, а ситуация изменилась, не держаться за это решение, лишь в силу того, что именно ты его автор. Необходимо сформировать такое мышление, которое готово отказаться от старого в пользу нового, если это новое более прогрессивно. Открытость, динамичность, гибкость, умение адаптироваться вот те качества, которые нужны в современном мире. И обязательно должна быть определенного рода смелость.

Список используемой литературы:
Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. «Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности.» - Минск: Беларусь, 1994.
Альтшуллер Г.С. Программа «ТРИЗ». – М, 1997.
Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. «Встреча с чудом: Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель.» СПб.: изд-во Буковского. 1995.
Кузнецова В. В. , Пыстина Л. А. «Чему учить? И как учить?», - Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий , 1997-2003
Лобанова Е.А. «Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие»
Мурашковская И.Н., Мурашковский Ю.С. 1991. "Педагогика+ТРИЗ" N3, 1997, Гомель
Мурашковская И.Н., Мурашковский Ю.С. Текст приведен по рукописи, 1993 г.
Источник: Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
Мурашковская И.Н. журнал "Технологии творчества". - 2000. - №1. - с. 20-26
Нестеренко А. "Несколько мыслей о ТРИЗ-педагогике" Журнал «Технологии творчества» №3. - с. 15-24).
Сидорчук Т.А. «Программа формирования творческих способностей дошкольников». – Обнинск, 1998.
Страунинг А.М. «Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста» Обнинск.
Успенский П.Д. «Тайные знания. Четвёртое измерение.» - Минск, 1998
Эльконин Д.Б.. «Избранные психологические труды.» М., "Педагогика"
Категория: Дошкольное образование | Добавил: Виктория_1975
Просмотров: 989 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА