Пятница, 16:34 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

ISBN, УДК, ББК, СМИ

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Статья «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
[ Скачать с сервера (51.2Kb) ] 02.03.2016, 20:41

Статья

«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

 

Гилева Ирина Викторовна,

Кисельникова Светлана Юрьевна,

 воспитатели

МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №54 «Малыш»

Осинниковский округ

 

          Раннее детство - период интенсивного психического развития ребенка. В этот период на развитие ребенка влияет множество факторов окружающего мира и одним из важных факторов является адаптация ребенка от того, как ребенок адаптируется к ДОУ, будет зависеть его дальнейшее развитие.

Проблемой адаптации занимались такие ученые как Н. М. Аксарина, Н. Д Ватутина, Ч. Дарвин, Жю Ламарк,  И. П. Павлов, Ж. Сент Иллер, Танкова – Ямпольская,.

Большинство ученых отмечают, что изменение образа жизни, связанное с поступлением ребенка в детский сад, сопровождается нарушениями его эмоционального состояния, что проявляется в повышении уровня тревожности ребенка, развитии беспокойства или заторможенности. Характер адаптации во многом определяется уровнем психического, физического, социального развития, а так же и  родительским отношением к ребенку.

Адаптации - одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированности в системе «человек - среда».

Адаптация - это (от лат, приспособление) приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. (психологический словарь - справочник)

В зависимости от того, в каких условиях и на основе каких механизмов осуществляется приспособление человека к среде, выделяют различные виды адаптации:

-          физиологическая  – взаимодействие  различных систем организма, совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды;

-          биологическая – изменение в обмене веществ и функциях органов, соответственно жизненному значению воздействий;

-          психологическая - приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний;

-          социально - психологическая (Е.С.Кузьмин, В.Е.Семёнова) - это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. В ходе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскрывается и развивается её индивидуальность, личность входит в новое социальное окружение, становится полноправным членом коллектива, самоутверждается. [4]

Эти виды адаптации могут взаимодействовать и проявляться одновременно.

В своих исследованиях Н. Д. Ватутина считала, что в процессе адаптации необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности поведения детей, содержание общения воспитателя с ребенком. [5]

       В ходе комплексного исследования проведенного учеными Н. М. Аксариной, Н. М, Танковой - Ямпольской  было выделено три фазы адаптационного процесса:

I.                  Острая фаза или период  дезадаптации. Она сопровождается раз­нообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом стату­се, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

II.                Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адек­ватным поведением ребенка,  все сдвиги уменьшаются и регистрируют­ся лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три - пять месяцев).

III.            Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризу­ется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

           Кроме того, различают три степени тяжести адаптации, прохождения острой фазы адаптационного периода:

- легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость  одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;

- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанав­ливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно - психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;

- тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки:

1. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в дет­ском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1 -2 квартала. Респираторные заболевания - более трех раз сроком более 10-ти дней. Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.

2. Дети старше трех лет, часто болеющие, из семей со сто­роны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала. Замедляются рост, прибавка в весе. [27]

 Критерии адаптации, разработанные Институтом педиатрии

·           нарушение сна;

·           нарушение питания;

·           проявление отрицательных эмоций в общении;

·           боязнь пространства; частые заболевания;

·           снижение веса.

Педагоги стремятся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждают и не допускают проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая при­водила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. [5]

Адаптация - это не только процесс привыкания ребенка к дошкольно­му учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

     Длительность периода адаптации зависит от многих причин: [31]

  • от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ре­бенка;
  • от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нерв­ной системы;
  • от состояния здоровья;
  • от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок при­вык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
  • от разницы в методах воспитания.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

Невыполнение основных педагогических правил при воспитании де­тей приходит к нарушениям интеллектуального, физического развития ре­бенка, возникновению отрицательных форм поведения.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:

Упрямство (причины):

  • перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатле­ниями, переутомлением, переживанием;
  • стремление к самостоятельности и независимости, неумелые по­пытки проявить свою волю;
  • привычная форма поведения избалованного ребенка;
  • своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.

           Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):

  • отсутствие уважения взрослых к ребенку;

реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном поступке.

Лживость (причины):

  • болезнь, страх наказания;
  • желание привлечь к себе внимание, хвастливость.

Лень (причины):

  • неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия. (Бывает также, что у родителей нет терпения, подождать, пока ребенок выполнить их просьбу, и они всё делают за него);
  • воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.
  • Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развития различного умения, соответствующего возрастным возможностям, формируя потребности в общении с взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательное – образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание периода адаптации.[11], [29]

           Таким образом, современные представления об адаптации основываются на работах многих ученных. Несмотря на наличие многочисленных факторов, определений феномена адаптации,  объективно существует несколько ее основных проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация - это, во-первых, свойство организма, во- вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть же состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом, в-третьих, результат взаимодействия в системе «человек - среда», в четвертых цель к которой стремится организм.

           Н. Д. Ватутина выделяет три группы адаптации детей в зависимости от потребности в общении и условий воспитания в семье. Первая группа - это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них ласки, доброты, сведений об окружающем. Вторая - это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и другими взрослыми, в совместных с ними действиях и

получении от них сведений об окружающем. Третья группа - это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и в общении с окружающими.

При введении в систему общественного воспитания наибольшую трудность представляют дети, отнесенные к первой группе.

Дети второй группы, в поведении которых определяющей является потребность в сотрудничестве и получении от взрослого сведений об окружающем мире, более легко воспринимает расставание с близкими. Но процесс адаптации происходит успешно в данном случае только при наличии внимания со стороны воспитателя, проявления ласки, одобрения. Только убедившись в расположении к нему воспитателя, ребенок вступает с ним в контакт. Постепенно у ребенка возникает потребность в общении со сверстниками из группы, он начинает вступать с ними в игру.

Дети третьей группы сразу же вступают в контакт с воспитателем, они общительны, их не очень волнует отсутствие близких. Они стремятся к активным самостоятельным действиям, интересуются игрушками, быстро переходят от игры в одиночку к совместной со сверстниками игре.

Так, при введении в систему ДОУ ребенка, отнесенного к I группе адаптации по характеру привыкания, необходимо в первую очередь удовлетворить потребность, определяющую его поведение, а именно -потребность в общении с близкими. С этой целью можно предложить близким пройти вместе с ребенком в группу. Присутствие близкого человека поможет снять отрицательные эмоции, позволит адекватно воспринимать окружающее, вступить в общение с воспитателем, с детьми. Когда обстановка и общение с воспитателем перестанет тревожить ребенка, можно предложить родителям на несколько минут выйти из группы.

Эффективным методом по отношению к детям  I  группы адаптации является вовлечение их в игровую деятельность. Он применяется сначала в присутствии родителей, а затем и без них. Необходимо учитывать, что первые игровые действия детей данной группы адаптации должны проходить без участия сверстников, так как дети данной группы еще не готовы к общению со сверстниками. Они не умеют уступить, чем-то поделиться, боятся большого окружения детей, поэтому на предложение воспитателя: «Пойди поиграй с ребятами», реагируют отрицательно. Только контакт с воспитателем помогает им привыкнуть к новой обстановке. При этом важно, чтобы ребенок был не только спокоен, но и деятелен. Именно активность, контакты в действиях, в игре способствуют развитию потребности в общении со сверстниками, что особенно влияет на протекание адаптации. В первые дни по возможности не следует резко изменять те привычки, которые сложились у ребенка в условиях семьи. Временное сохранение привычки предупредит появление отрицательных эмоций, поможет ребенку легче адаптироваться.

Дети II группы адаптации, в поведении которых определяющей является потребность в сотрудничестве и получении от взрослого сведений об окружающем, сравнительно легко воспринимают расставание с близкими в первые дни. Однако им очень важно внимание со стороны воспитателя, проявление ласки, одобрения. Только убедившись в расположении воспитателя, ребенок вступает с ним в общение ситуативно-действенного характера. Если воспитатель помогает познакомиться с предметами, которые окружают ребенка, раскрывает способы действия с ними и их свойства, потребность ребенка в сотрудничестве со взрослым вполне удовлетворяется. В дальнейшем необходимо развивать у детей данной группы потребность в активных самостоятельных действиях. Рекомендуется постепенно включать и такие приемы и методы педагогического воздействия, как упражнения в самостоятельных действиях, поручение, напоминание о том, как поделиться игрушкой, уступить товарищу и др. Задача воспитателя в работе с такими детьми - поддержание интереса к окружающему, вовлечение их в общение со сверстниками в ходе совместной деятельности, формирование потребности в самостоятельных действиях.

Дети III группы адаптации сами стремятся к активным действиям, они достаточно самостоятельны и быстрее осваиваются в новой обстановке. Дети обращаются к взрослым лишь в тех случаях, когда им требуется помощь или необходимо что-либо выяснить. На последнем этапе привыкания к детскому саду дети уже меньше играют в одиночку, начинают объединяться в небольшие группы. Это следует поощрять, особое внимание, уделяя формированию взаимоотношений между детьми.[5]

Успешность адаптации зависит от достигнутого ребенком уровня психического и физического развития, состояния его здоровья, степени закаленности, привитых ему навыков самообслуживания, умения общаться со взрослыми и сверстниками, личностных качеств ребенка, степени его тревожности, личностных качеств и социального положения его родителей.

Объективными показателями адаптационного периода являются:

  • глубокий, спокойный сон,
  • хороший аппетит,
  • эмоционально-уравновешенное состояние,
  • активное поведение,
  • полное восстановление имеющихся навыков,
  • прибавка в весе, соответствующая возрасту.

 

 

Список литературы

1.Березин, Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст]  /  Березин Ф. Б.  - 1988. -255 с.

Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст] : Пособие для воспитателей дет. сада. / Под ред. Л. И. Каплан

Категория: Дошкольное образование | Добавил: Администратор
Просмотров: 266 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА