Пятница, 10:45 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Семейная среда как фактор развития одаренного ребенка дошкольного возраста
21.01.2016, 15:52

Семейная среда как фактор развития одаренного ребенка дошкольного возраста

        

Выявление и поддержка одаренности дошкольников весьма популярна, и это не случайно – к настоящему моменту существует ряд проблем, касающихся одаренных детей. Среди них вопрос о природе и предпосылках одаренности, проблемы диагностики и развития одаренности, проблемы связанные с разработкой методик, форм, приемов работы с одаренными детьми. В связи с этим с особой остротой встает вопрос о том, какую роль играет семья в развитии способностей ребенка, как она влияет на этот процесс, чем может помочь развитию одаренности дошкольника. 

Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. В семье складывается отношение к неординарности, талантливости ребенка, что обусловливает впоследствии формирование его самооценки собственных возможностей, его активную или пассивную позицию в отношении развития своих способностей.

Свою ребенок познает на собственном опыте, вместе с мамой и папой. Поэтому одаренность ребенка в первую очередь должны обнаружить в семье. Родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать. Важно родителям понять ребенка и осознать его уникальность, помочь ему ценить в себе творческую личность. Определить, одарен ваш ребенок или нет, и к какому виду относится его одаренность возможно различными путями. Самый простой и доступный способ — это наблюдение за ребенком. Родителям нужно присмотреться к увлечениям своего ребенка, обратить внимание, к чему он склонен, дать ему полную свободу в выборе деятельности. Даже совсем маленький ребенок уже способен определить, что ему нравится, а что для него скучно. Необходимо помочь ему разобраться в его интересах, познать свои способности, истинные увлечения.

Каково же поведение одаренного ребенка? Наиболее часто родители отмечают раннюю речь, употребление сложных слов, нередко и другие характеристики: например, громадное любопытство: «Мой ребенок задает миллион вопросов обо всем на свете!» и цепкую память «Она все запоминает в таких деталях». Эти способности заслуживают особого внимания, наряду с быстрым восприятием «Он все на лету схватывает», воображением «Моя дочь рассказывает мне такие фантастические истории». Одаренные дети проявляют свои способности по-разному, а иногда предпочитают их и вовсе не проявлять. Важно разглядеть в ребенке скрытую одаренность, иначе его способности могут так и не развиться. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему. Приглядитесь, ваш ребенок одарен?

Так что же такое одаренность? Одаренность рассматривается, прежде всего, как высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Всех детей можно разделить на три группы:

  1. дети с яркой одаренностью (Моцарт, Чайковский) – причем яркая одаренность может быть возрастной или остаться с человеком навсегда;
  2. дети со скрытой одаренностью (никто и никогда не узнает, что у ребенка талант игры в шахматы, если шахматы не попадут к нему в руки);
  3. потенциальная одаренность (известно, что ребенок рисует, поет, танцует, решает задачи, но он попадает в среду, которая не способствует развитию его задатков).

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися способностями (или имеет внутренние предпосылки для развития  таких способностей) в том или ином виде деятельности. Поэтому нужно помнить, что одаренный, способный ребенок всегда требует к себе особого внешнего внимания. Одаренность – это прежде всего системное качество, оно включает в себя интеллект, волю, эмоции и личность.

Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности интеллектуальной, творческой. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Больше всего это относится к специальным способностям: ребенок проявляет себя успешно в художественной деятельности, например, изобразительной, музыкальной, литературной. Деятельность ребёнка, выражается в виде и создания рисунков, различных поделок, аппликаций, художественных композиций, литературных произведений и импровизаций. Фантастические миры, персонажи, несуществующие животные, машины – все это придумывается тут же и оживает в музыке,        рисунке,         слове. Через изобразительное детское творчество сознательно отражается окружающая  действительность, внутренний мир ребенка, что положительно сказывается на интеллектуальном, эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов.

Существует  интеллектуальная одаренность - это способность анализировать, мыслить, рассуждать т.е имеют способность к учению. Умственно одаренные дети обладают также высокой познавательной активностью, любознательностью, потребностью приобретать новые знания и умения, стремятся находить и решать разнообразные познавательные задачи. Такие дети очень часто задает много вопросов, пытается понять каждую мелочь, и их можно назвать «Почемучками».

Одаренному ребенку особенно необходима помощь взрослых, родителей, ребенок лучше всего развивается, если родители читают ему, много разговаривают, занимаются сами или посещают развивающие занятия, а также активно участвуют в жизни дошкольного учреждения. Не менее важно, чтобы члены семьи были направлены на амплификацию развития, т. е. учитывали возрастные возможности и особенности дошкольников, их образное мышление, складывающуюся систему обобщений, ведущую игровую деятельность, недостаточно развитую волевую сферу.

Именно семья является основной опорой для ребенка, именно в семье могут быть созданы благоприятные или неблагоприятные условия для проявления и дальнейшего развития одаренного ребенка. Родители могут либо поддержать ребенка в  развитии его способностей, либо помешать их раскрытию. Можно выделить несколько типов отношений родителей к детской одаренности: негативное и позитивное.

Позитивное отношение – это реакция радостного прин­ятия детской одаренности. Родители оценивают одаренность ребенка не как нечто престижное, для них не  важнее всего результаты, которых добивается ребенок, не возможность рассказать о его достижениях окружающим, а родители ценят и любят самого ребенка и его одаренность. Такое отношение способствует наиболее благоприятному развитию личности, ее реализации. У ребенка появляется ощущение безопасности, уверенности в себе, защищенности, своей значимости для ближних и т. д. Дети демонстрируют не только высокие достижения в интеллектуальной сфере, но и в воображении, речи, памяти, внимании. Родители очень любят своих детей, пытаются создать благоприятную среду для развития способностей ребенка, занятий спортом и отдыха, научить всему тому, что знают и умеют сами, да и просто хотят, чтобы дети выросли целеустремленными, самостоятельными людьми, способными ставить перед собой трудные задачи и добиваться их решения. Помимо этого у таких детей высокая познавательная активность, что обеспечивает не только сегодняшние результаты, но и успехи в будущем, в школе, в дальнейшей жизни. 

Другие родители, напротив, склонны скорее преувеличивать творческие и интеллектуальные возможности ребенка, тем самым удовлетворяя свое родительское тщеславие, постоянно подчеркивая, что их ребенок «талант». Родители при любом возможном случае стремятся продемонстрировать окружающим «выдающиеся способности» сына или дочери, а доказательством одаренности выступают: большое количество выученных ребенком стихов, песен; стремление ребенка к подражанию рассуждениям взрослых, рассчитанное на внешний эффект, и т.п. Родители озабочены созданием идеальных условий для развития «одаренности» ребенка, поэтому записывают его в студии, творческие объединения и руководствуясь скорее соображениями престижа, чем собственными интересами и склонностями ребенка. Зачастую чрезмерная обучающая деятельность, тем более, если она предполагает выполнение большого количества заданий репродуктивного типа, негативно сказывается на одаренности ребенка. Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей. И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка.

Некоторые родители считают, что бесполезно обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление индивидуальности ребенка, потребность в творческом самовыражении. Такие родители, узнав о высоком потенциале ребенка, испытывают смущение и растерянность. Негативное отношение проявляется в том, что родители не хотят, чтобы их ребенок отличался от других детей. Их раздражает самобытность ребенка, они всячески подавляют его одаренность. Игнорирование проявляется в невнимании родителей к талантам своих детей, родители мало информированы о феномене детской одаренности и игнорируют ее проявления. Нежелание заниматься развитием своих детей, так же приводит к невысокому уровню развития способностей. В этом случае может отсутствовать у ребенка стимул к достижению новых результатов, стремление познать, научиться чему-либо новому, а, следовательно, снижается активность познавательного развития. Дошкольники не чувствуют потребности в познавательной деятельности, неуспешны на занятиях, что в свою очередь отталкивает их от дальнейшего развития.

 

Если родители активны, но при этом направлены на акселерацию развития, стремятся раньше времени сделать из малыша школьника, учат читать и писать, знакомят со сложными школьными задачами,  проводят длительные занятия – способности развиваются хуже. Они чрезмерно загружают ребенка и не заботятся о том, может ли он выдержать такую нагрузку, необходимы ли для него эти занятия. Если родители активно развивают ребенка и делают это в доступных и интересных для дошкольника формах, способности развиваются в наибольшей степени. При положительном отношении родители всячески поощряют интеллектуальное развитие, радуются успехам малыша в этой области, поддерживают и творческую активность. В этом случае у ребенка появляется стимул к дальнейшему самосовершенствованию, что положительно сказывается на уровне его умственного развития. Если родители понимают ценность дошкольного возраста, поощряют игры детей, рисование, конструирование, ребенок может успешно творчески развиваться, чувствовать себя эмоционально комфортно и имеет значительные шансы на успешность в школе.

Огромную роль в развитии одаренного ребенка имеет эмоциональный климат семьи. Доверительный стиль детско-родительских отношений, доброжелательная и свободная атмосфера в доме — создают благоприятную психологическую базу для развития творческой личности.

Семья играет огромную роль в раскрытии, поддержке, развитии детской одаренности. В общении с ребенком любящие родители сами активно включаются в совместную познавательную деятельность — общие игры и занятия, совместный досуг вне дома (посещение музеев, выставок, стадионов, библиотек и т.д.), вовлечение ребенка в процесс обсуждения и решения познавательных задач и проблем. Это нередко приводит к объединению общих познавательных и личностных интересов, на основе которых между ребенком и родителями возникают устойчивые дружеские отношения. В таких случаях родители сами начинают обучать своего ребенка и очень часто становятся подлинными наставниками на долгие годы.

Отношение родителей к детской одаренности — это один из основных факторов, влияющих на реализацию возможностей ребенка, и только семья может дать ребенку возможность развития способностей на самом важном  дошкольном  этапе.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Дошкольное образование | Добавил: Администратор
Просмотров: 328 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 1
1 sveta-lucenko-1968   (03.04.2016 15:47)
Тема актуальна о роли семьи в отношении детской одарённости!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА