Вторник, 16:05 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Сценарий образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Россия-многонациональная страна»
12.11.2019, 13:27

Сценарий образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Россия-многонациональная страна».

Цель: Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.

Задачи: закреплять и расширять представление о России; дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России; воспитывать любовь к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину; способствовать формированию у детей интереса к народам России; познакомить с особенностями разных народных культур,познакомить детей с народным фольклором,  народными играми;воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры,развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а хотите поиграть со мной в игру «Добрые ладошки»?

-Покажите свои ладошки, потрите  их друг об друга.

- Что вы чувствуете? (тепло)

- Это тепло ваших добрых рук, подарите его своим друзьям.

-Здравствуй, солнце!

-Здравствуй, свет!

-Здравствуй, добрый мой сосед! (дети садятся на стульчики). Сейчас хочу вам предложить послушать замечательное стихотворение:

Слышишь песенку ручья?

Это Родина твоя

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Видишь звездочки кремля?

Это Родина твоя.

Школа, где твои друзья,

Это Родина твоя.

 

Воспитатель: о чем в стихотворении говорится?

Дети: про Родину

Воспитатель: А как вы думаете, что такое Родина?

Дети: Родина это место где мы родились, где мы живем и где живут наши близкие, где живут наши бабушки, жили прадедушки. Родина у каждого человека одна.

Воспитатель:

- Дети, посмотрите на карту и скажите, что можно увидеть, что такое карта? (ответы детей)

На карте этой не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той,

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну – наш общий дом.

- Посмотрите, какая большая наша страна, самая большая в мире. (Показ)

- Давайте расскажем, что мы знаем о нашей стране. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать.

Словесная игра:

Наша страна называется … Россия.

Граждане России называются … россияне.

Столица России город … Москва.

Президент России … В.В.Путин.

Наша малая Родина…Республика Коми.                                                             Столица Коми….Сыктывкар.                                                                                       Город в котором мы живем….Усинск.

Воспитатель: на земле очень много разных стран. Россия является самой большой и одной из самых богатых стран в мире. Разнообразна и природа нашей большой страны: много полей, лугов, лесов, гор. Зеленым цветом на карте обозначены леса, коричневым горы и т.д (воспитатель показывает на карте леса и горы)

В России свыше тысячи городов, сёл, деревень.

Какой главный город России?

Дети: Москва.

Воспитатель: какие еще вы города знаете?

Россия - многонациональная страна, поэтому поделена на федеративные республики, автономные края и округа. В них живут почти две сотни разных народов, больших и малых. Все они называются россиянами. Все они должны жить дружно, потому что у них одна страна.

Просмотр слайдов «Народы России» (презентация)

 

- Чем один народ отличается от другого? (Разный язык, свои национальные костюмы, своя культура, традиции, обычаи.) Вот об этом мы сегодня и поговорим.

 

- Да, ребята, у каждого народа свои сказки, песни, игры, вышивают разные узоры, ткани ткут по-разному, игрушки делают из разных материалов, и даже дома у них разные.

- Сегодня предлагаю вам познакомиться с некоторыми народами нашей страны. Хотите отправиться со мной в небольшое путешествие?

 

Предлагаю отправится в путешествие не на поезде и не на самолете, пойдем мы сегодня пешком, а путь нам укажет стрелочка. Надо только сказать:

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

 

Вот и первая остановка –Посмотрите на эту куклу и попробуйте угадать, какой же национальности она? Да, все верно, мы в гостях у Коми народа. А встречает нас «акань». «Акань» в переводе с коми языка на русский означает «кукла». Посмотрите, во что одета коми  кукла? (Меховая шуба с капюшоном – кухлянка, украшена бисером, сшита из оленьих шкур.) На ногах? (Унты.) Такую теплую одежду носят и взрослые и дети.

- Как вы думаете, чем занимается коми народ? (Охота, оленеводство, рыболовство.)

- Основное занятие коми народа – оленеводство. Оленеводы – смелые, сильные, выносливые люди. Место, где они живут, называется стойбище. В стойбище, можно, увидеть несколько чумов. (Показ иллюстрации.) Что такое чум? - Чем покрыт чум? (Оленьи шкуры.) Такое жилище хорошо защищает от ветра и холода, хорошо собирается и разбирается. А на каком языке они разговаривают? Вот послушайте, как здороваются коми народ:

Отправляемся дальше, а теперь попробуем угадать,здесь кто нас встречает. Здесь нас встречает «курчак» в переводе кукла. Мы в республике Татарстан. Главный город Казань. Татары разговаривают на татарском языке. Рассмотрим национальные татарские костюмы. Что особенного в национальном татарском костюме? (Мужчины носили тюбетейки. Женщины – калфак – бархатная шапочка с вышивкой. У мужчин широкий халат. У женщины платье с оборками. На ногах высокие сапоги с украшениями – ичиги.)                                                                                                                                                 - Чем занимается татарский народ в городах и селах?

В Татарстане проживают трудолюбивые люди, умеющие дружить и веселиться. В городах издавна мастера делают глиняную посуду, игрушки и другие нужные вещи для дома. Выращивают овощи, разводят овец и лошадей.)

- Но татарский народ не только умеет трудиться, но и весело отдыхать. У татарского народа есть традиция отмечать веселый праздник Сабантуй. «Сабан» - это плуг, «туй» - праздник. Этот праздник проводили после завершения весеннего сева. Это обрядовый, люди просили природу, чтобы она им принесла богатый урожай. Сопровождался праздник песнями, плясками, играми, состязаниями. Для проведения праздника выбирали большую поляну, на которую съезжались жители с близлежащих селений. В центре поляны устанавливали большой шест, верхушку которого украшали яркие лоскуты ткани и после этого объявляли о начале соревнований. (Показ иллюстраций.)

- Как празднует этот праздник татарский народ, какие игры, соревнования проводятся на празднике, вы узнаете, послушав стихотворение «Здравствуй, праздник Сабантуй».

Чтение стихотворения «Здравствуй, праздник Сабантуй».

Зазвенел теплом июнь

Здравствуй, праздник Сабантуй!

После сева летним днем

Мы станцуем и споем

Победит, кто будет сильным.

Смелым, ловким, удалым.

Пригодится здесь сноровка

И отвага молодым.

Быстрый конь летит, как вихрь.

Управляет им джигит.

А чуть дальше посмотри,

На поляне силачи:

Вот высокий шест стоит

Всех людей к себе манит.

А попробуй-ка в мешке,

Пробежаться по траве.

Ведра полные воды

Очень быстро пронеси.

Смех, улыбки, шутки, пляс

Всё здесь есть сейчас.

Веселись же и ликуй.

Это праздник Сабантуй!

- Какие игры, состязания проводились на празднике? (Скачки на лошадях, состязание борцов, бег с ведрами с водой, бег в мешках, перетягивание каната.Показ иллюстраций.) Все участники награждались призами.

- Ну, а вы, дети, не хотите поиграть, свою удаль показать. (Игра «Кто быстрее скрутит ленточку».)

Дети, наше путешествие по республике подошло к концу. В какой республике мы с вами побывали? Какой народ проживает в Татарстане? (Татары.)

-Мы продолжаем путешествие по России. А на следующей остановке я хочу рассказать про свою национальность. Я из Дагестана. Моя национальность-ногайка. Традиционной одеждой ногайцев являлась къаптал и баслык, шаровары и овчинные тулупы. Люди вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством,жили в юртах. Юрта была сборной и могла транспортироваться.Национальным инструментом является домбра. Национальные блюда беляши,хинкал и молочный продукт айран.

Дети, наше путешествие по России подошло к концу.А сейчас я хочу попросить вас подойти к столу и сделать вместе «Хоровод Дружбы».

-У каких народов России мы побывали?

- И в заключении, мне хочется прочитать строки из стихотворения.

Как повезло тебе и мне

Мы родились в такой стране.

Где люди все – одна семья

Куда ни глянь – кругом друзья.

- Хочется, чтобы все народы жили в дружбе, мире, согласии.

Родина огромна и прекрасна, и у каждого она одна, как мама, Родиной надо гордиться, любить ее глубоко и нежно, заботиться о ней.

 

«Если дружба велика – будет Родина крепка».

 

Категория: Дошкольное образование | Добавил: Администратор
Просмотров: 53 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА