Воскресенье, 09:51 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

«Преемственность и социализация дошкольников в музыкальном развитии».
25.02.2014, 17:52
Муниципальное образование город Ноябрьск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «БЕЛОСНЕЖКА" «Преемственность и социализация дошкольников в музыкальном развитии». Составитель Музыкальный руководитель:Евдокимова Ирина Юрьевна Воспитатель Кошеленко Оксана Владимировна 2014г. Проблема социальной адаптации на сегодняшний день чрезвычайно актуальна. Особую актуальность приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с введением новых программ и технологий, как в дошкольном воспитании, так и в начальном образовании. Социализация дошкольника в обществе должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Социализация дошкольника – процесс сложный и должен осуществляться всей социальной действительностью, окружающей ребенка, так как это связано с овладением человеком новым видом деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности – отношение к окружающему миру, к сверстникам и взрослым, формируются эмоционально – нравственная сфера, способность переживать радость бытия. Преемственность не должна пониматься только, как подготовка детей к обучению. И педагоги-музыканты начальных классов это прекрасно понимают. Они охотно посещают занятия в нашем ДОУ, знакомятся с будущими учениками, с формами и методами работы по музыкальному воспитанию, чтобы затем сделать переход детей в школу более мягким и создать благоприятную атмосферу для адаптации каждого ребенка в условиях общеобразовательной школы. Не случайно наше время характеризуется поиском организационных форм учреждений, способных наиболее эффективно решать проблемы перехода маленького ребенка в школьную жизнь и обеспечить ее наилучшую организацию в первые месяцы обучения. И во всех учреждениях подобного рода музыкальное воспитание служит неким цементирующим средством преемственности духовной жизни ребенка в саду и в 1 классе школы. Вместе с тем неправомерно пытаться отождествлять мир дошкольника и ребенка-школьника. В связи с этим актуализируются поиски новых подходов к решению проблемы преемственности между школьным и дошкольным музыкальным воспитанием, что особенно значимо в адаптационный период. Прежде всего, необходимо отказаться от понимания преемственности музыкального воспитания как формальных, внешних связей между музыкальной работой в школе и детском саду. При посещении мною уроков музыки в школе нашего микрорайона я отметила, что педагоги-музыканты не строят свою работу с нуля, они отмечают хорошую подготовленность наших выпускников в таких видах деятельности, как слушание, пение, на основе чего они подхватывают достижения ребенка-дошкольника и организуют свою музыкально-педагогическую деятельность, развивая далее накопленный детьми потенциал. Но хочется отметить, что отсутствие в школах условий для самостоятельной и творческой деятельности по музыкальному воспитанию, чем была насыщена жизнь в детском саду и в чем, прежде был успешен ребенок, а также сужение образовательного содержания ( отсутствие такого вида деятельности, как музыкально-ритмические движения, музыкальные и танцевальные импровизации, игра на музыкальных инструментах) приводит к резкому снижению интереса бывших дошкольников к музыкальной деятельности, снижению активности и инициативности, что наносит ущерб его личностному развитию. Для более успешного установления преемственности, я считаю, необходимо обогащение образовательного содержания: прежде всего, ввести в педагогический процесс школы такие виды детского творчества, как драматургия, музыкальные и танцевальные импровизации; обогащение содержания уроков музыки; создание развивающей среды, использование игровых приемов. Ведь игровые приемы повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Веселые стихи, потешки, прибаутки, смешные истории и ситуации создадут атмосферу непринужденности и эмоциональной близости между педагогом и детьми. Для более успешной адаптации дошкольников и приспособления их к школьным правилам, законам, быту и новым требованиям, в конце учебного года, я подбираю такой песенный репертуар, который был бы направлен непосредственно на то, чтобы в зримых и ярких образах показать ребенку его новую социальную позицию, позицию будущего ученика-школьника.: это такие произведения, как « Здравствуй, школа» М. Парцхаладзе, «Песня первоклассника» М. Мильмана и т.д. Присутствуя на уроке музыки в школе, наш бывший воспитанник Никита во время слушания фортепианной миниатюры «Маленький командир» С. Майкопара, напомнил, что это сочинение он уже слышал и знает. И тут я задала себе вопрос, нужны ли подобные повторения? И решила – безусловно! Педагог- музыкант согласилась с мальчиком и подтвердила, что действительно, он слушал это произведение в детском саду. Она сказала, что не все дети ходили в детский сад, а дети, которые слышали это сочинение, послушают еще раз и скажут, что нового они в нем услышали. Мне очень понравилась такая методика показа уже знакомой музыки, которая сохранила все признаки преемственности, дало пищу детскому музыкальному восприятию и способствовало проявлению адаптивности к новым образовательным условиям школы. Метод повторения это важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. Элемент повторения служит и опорным, отправным моментом при переходе к новым знаниям. Педагоги-музыканты школы продолжают пробуждать в детях любовь и интерес к музыке, расширяют музыкальный кругозор детей, развивают их творческие способности. И в первые месяцы работы с детьми, они, в качестве особой ставят перед собой задачу учить детей приноравливаться к новым задачам музыкального воспитания, во многом отличными от того, чем дети занимались на музыкальных занятиях в детском саду, с учетом преемственности музыкального воспитания в детском саду и образовательной школе. . В совместной деятельности с педагогами-музыкантами школы нашего микрорайона необходимо отметить, что очень помогает детям в адаптации и то обстоятельство, что уровень музыкального развития детей различен. Это создает особые возможности для использования музыкально развитых дошкольников в демонстрации, например, образцового пения, игры на музыкальных инструментах и т.д., что в дальнейшем стимулирует детей менее одаренных на поиск и стремление достичь такого же высокого уровня. Посещая уроки музыки в школе, можно сказать, что первые месяцы педагоги-музыканты продолжают использовать игровые приемы для ознакомления детей с социальным миром. Через игру дети познают разнообразие жизни, приобщаются к социальному миру, происходит дальнейшее развитие высоких нравственных чувств, повышается эмоциональная активность. Неоценима роль использование на уроках различных музыкально-дидактических игр таких разновидностей: как музыкальное моделирование («Сочини песенку на заданный текст»), конструирование («Определи и выложи части произведения»), экспериментирование («Спой грустно - весело»). Так, побуждая ребенка к экспериментированию со звуком, ладом, интонацией педагогу-музыканту становится проще создать благоприятные условия для адаптации, продолжая начатую работу в детском саду. Это дает ребенку возможность даже не заметно для себя постепенно осваивать музыкальную грамоту, осознание которой осуществляется позднее. Большое положительное значение в успешной адаптации ребенка имеют совместные с выпускниками праздники, развлечения, игры, особенно если эти встречи происходят на природе. И действительно, важнейшей задачей в дошкольном учреждении и в школе является укрепления здоровья детей. Хорошо учиться в школе сможет только здоровый, физически развитый ребенок. Поэтому трудно переоценить значение уроков музыки на природе. Совместные мероприятия развивают навыки восприятия, эстетического любования и наблюдательности. Такие занятия вносят некую новизну, что делает его более привлекательным не только для детей, но и для взрослых. Бродя по тропинкам леса, дети слушают шуршание листьев под ногами, шум ветра в кронах деревьев, пение птиц, городской шум, поют сами. Так, физиологически правильно организованное пение (верная певческая установка, легкость и непринужденность дыхания, тщательная работа артикуляционного аппарата использование пения в высокой позиции -важнейшее средство физического оздоровления ребенка. Не менее важны на таких прогулках эмоциональное благополучие, преодоление двигательной заторможенности, что также весьма успешно обеспечивается в дальнейшем на уроках музыки в школе. Свобода, раскрепощенность введет детей в саму сущность искусства, и закладывает ту почку, на которой в дальнейшем будет произрастать всезнание музыки. И в заключение хочется сказать, что проблема преемственности детей к социальному миру всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. Поэтому мы еще раз убеждаемся в важности и необходимости помощи ребенку со стороны взрослых в сложном процессе вхождения в мир себе подобных - в мир школьника. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1.«Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью» С.А. Козлова, Москва, Академия, 1998г. 2.«Воспитание толерантности у школьников» М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, М. А. Ковальчук, Ярославль, Академия развития, 2005г. 3.«Начальная школа» 2000 /11; 2001/ 8.
Категория: Дошкольное образование | Добавил: ol-ol
Просмотров: 555 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА