Вторник, 03:20 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Познавательно-творческий проект «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!»
11.09.2017, 10:21

Познавательно-творческий проект

«Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!»

 

Автор проекта:Ляпина Марина Анатольевна, воспитательМБДОУ №1 д/с «Солнышко» г. Холмск     

 

                                                                              «…Русские песни, предания,                                                                                                         пословицы, …наконец русские                                                                                                      сказки – без сомнения                                                                                                                    заслуживают большого внимания:                                                                                              они память нашего давно                                                                                                                    минувшего, они – хранилище                                                                                                   русской народности»

                                                                                                                                 Н. А. Некрасов

                                                                                              «От сказки душе счастье и уму                                                                                                   раздумье»                  А. Платонов.

Актуальность проекта.

            Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования работает на развитие маленького ребенка. Основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, и в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст.

            В исследованиях многих отечественных педагогов  подчеркивается, что дошкольный возраст – это период активного творческого развития личности ребенка, совершенствования связной речи. Полноценное владение русским языком благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно- этическом, художественно-эстетическом развитии детей.

            А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

            Сказку отличает глубина идей, богатство содержания, поэтический язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка.

            Проект «Сказка - ложь, да в ней намек…» актуален, так как в наш век духовного обнищания, сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Русские народные сказки сегодня не преподносят детям с той теплотой, как это было раньше. Даже если и читаются детям русские сказки, то родителями не раскрывается поэтический и многогранный образ их героев, не оставляют детям простора для воображения. Сегодняшнее отношение родителей к сказкам не способствует возвращению в естественную канву жизни ребенка и семьи темы веры, добра, милосердия и послушания. А ведь все это относится к духовно-нравственному содержанию сказок.

Цель проекта:

  • Привить любовь к русским народным сказкам и их героям, развить связную речь у дошкольников средствами устного народного творчества;
  • Раскрыть дошкольникам, в чем заключается мораль русских народных сказок («чему учит сказка?»).

Задачи проекта:

  • Создавать условия для детей, способствующие освоению сказок.
  • Знакомить детей с русскими народными сказками, на примере которых можно продемонстрировать значение той или иной пословицы.
  • Продолжать знакомство с народной культурой через сказку.                    
  • Научить определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное), самостоятельно определять вид сказки, сравнивать их между собой.
  • Научить родителей видеть педагогическую ценность в русских народных сказках, привить интерес и желание к их чтению.

Воспитательная: Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.Создавать атмосферу эмоционального комфорта, поддерживать доброжелательные отношения между детьми путем приобщения их к сказке, сказочной морали.

Образовательная: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.

Развивающая:Развивать связную речь, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе содержания русских народных сказок.

Участники проекта:

  • Детиподготовительной логопедической группы «Капельки»: участвуют в разных видах деятельности (познавательной, игровой, практической).
  • Педагоги: осуществляют педагогическое просвещение родителей по проблеме; организуют деятельность детей и родителей.
  • Родители: участвуют в совместной деятельности; делятся опытом с другими.
  • Музыкальный руководитель: организует музыкальное сопровождение театрализованных представлений, постановок.

Тип проекта:Познавательно-творческий.

Продолжительность проекта:долгосрочный (с 1.03.2016 по 30.12.2016 года) 

Проект осуществляется через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Проблемные вопросы:

 

1. Что такое «ложь с намеком» и для всех людей с «уроком»?

 

2. А что такое сказка?

 

3. Есть ли у русских сказок тайный смысл?

 

Этапы  работы  над  проектом

I этап. Подготовительно-информационный:

  1. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  2. Подборка методической, справочной, художественной литературы, пословиц, поговорок для НОД, бесед, сюжетно-ролевых, театрализованных игр с детьми.
  3. Составление перспективного плана по данному проекту.
  4. Сотрудничество с родителями: беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному  процессу в ДОУ.
  5. Совместное сотворчество родители-дети «Любимая сказка», конкурс поделок «Наши сказки».

II этап. Практический - познавательный:

Организация познавательной деятельности детей:

Провести цикл  познавательных мероприятий. Создание мини – библиотеки по русским народным сказкам. Познавательные беседы «Эти мудрые русские сказки!», «Мои любимые сказки».

Познавательные мероприятия. Отгадывание загадок о сказочных героях. Заучивание отрывков из сказок для постановки кукольного театра для детей и родителей. Работа со сказками.Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

Совместная деятельность дома. Совместно с ребёнком нарисовать рисунок «Любимая сказка». 

Консультация для родителей: «Воспитание сказкой», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».

Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, НОД, изготовление сказочных персонажей из бросового и подручного материала, дидактические и сюжетно-ролевые игры, утренние беседы «Рассказ о прочитанной сказке дома».

III этап. Заключительный:

  1. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  2. Оформление выставки «Наши любимые сказки».
  3. Оформление выставки семейных поделок сказочных персонажей.
  4. Развлечение с родителями «Поляна сказок»; инсценировка русской народной сказки «Колобок».
  5. Презентация проекта.

Предполагаемый результат.

Дети должны:

  • Знать и называть прочитанные сказочные произведения, тексты, персонажей, понимать, в чем заключается смысл сказки (мораль);
  • Проявлять любовь к русским народным сказкам;
  • Уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.

Содержание работы с детьми.

  • Беседы «Эти мудрые русские сказки!», «Мои любимые сказки», «Какие сказки вам читают дома».
  • Чтение разных сказок.
  • Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
  • Пересказ прочитанных сказок, их драматизация.
  • Рассказывание сказок собственного сочинения.
  • Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
  • Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
  • Загадки о сказках, героях сказок.
  • Викторина по сказкам.
  • Инсценировка сказки «Колобок» (на новый лад).

Содержание работы с родителями.

  • Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка».
  • Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
  • Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
  • Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
  • Консультация для родителей:«Воспитание сказкой», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».
  • Информация для родителей в папке - передвижке: «Читаем детям сказки», «Сказкотерапия».

Продукт проекта:

1. Выставка творческих работ детей по сюжетам сказок (рисунки, аппликация).

2.   Выставка творческих работ из природного материала, выполненных дома вместе с родителями.

3.   Театры, сделанные руками родителей, педагогов.

4.   Развлечение «Путешествие в сказочную страну – на поиски волшебного цветка!»

5.   Викторина «Сказка – сказка, приходи!» (дети и родители).

6.   Презентация проекта «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!».

 

Заключение.

            Использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных и коммуникативных и творческих способностей у детей. Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

            Реализация данного проекта показывает, что сказка является уникальным средством для передачи народной мудрости, для развития и воспитания детей.

            В результате совместной деятельности (дети, педагоги, родители) дети получили возможность расширить кругозор о русских народных сказках, их героях, научились сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Дети научились понимать мораль сказки, подбирать пословицы к сказкам. Также ознакомление со сказками способствовало развитию продуктивной деятельности. В играх-драматизацияхдети научились передавать настроение героев,их характеры, отражать их поступки, владеть мимикой, интонацией. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами русских народных сказок. 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование:

 

Образовательные области

Мероприятия

Познавательное развитие

  1. НОД «Что такое сказка»; «Эти мудрые сказки!», «Путешествие в мир сказок»

НОД «Сказка приходи»

НОД «Там, на неведомых дорожках…»

Беседы с детьми о прочитанных сказках, рассматривание иллюстраций с изображением сказочных героев

  1. Подбор пословиц и выражений к сказкам «Колобок», «Репка», «Теремок», «Лиса и журавль»,  «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» и др.
  2. Викторина «Сказка – сказка, приходи!»
  3. Развлечение «Путешествие в сказочную страну – на поиски волшебного цветка!»

Речевое развитие

  1. НОД Беседа по сказке «Лиса и журавль»

НОД Пересказ сказки «Лиса и козел», «У страха глаза велики»

НОД Рассказывание по серии картинок «Лисичка-Сестричка и волк»

НОД Творческое рассказывание: «Мои любимые сказки»

НОД Беседа по сказке «Три медведя»

2. Рассказывание сказок, используя зарисовки и мнемотаблицы

3. Составление описательных рассказов о героях Придумывание загадок детьми по теме

4. Составление новой сказки от новой концовки

5. Дидактические игры: «Узнай сказку по зачину», «Расскажи сказку», «Чья песенка», «Из какой сказки пришёл герой (героиня)?», «Как звать-величать?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Путаница», «Сложи картинку и узнай сказку», «К какому герою подходит пословица?», «Узнай героя сказки по описанию»

7. Чтение художественной литературы: «Волк и семеро козлят», «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса»), «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-Бурка», «Хаврошечка», «По щучьему велению», «Семь Симеонов», «Морозко», «Снегурочка», «Лягушка-царевна», «Зимовье зверей», «Жихарка»

Социально-коммуникативное развитие

Загадывание загадок о героях сказок

Конструирование «Построим дом для медведя»

Игра-драматизация по сказке «Колобок»

Обыгрывание сказки «Заюшкина избушка» (настольный театр)

Театрализованная игра «Два жадных медвежонка»

Театр на прищепках «Теремок», «Репка»

Кукольный театр «Теремок»

Строительная игра «Терем для животных» (по сказке «Теремок»)

Игра с песком «Волшебники создают сказочную страну»

Настольно-печатные игры: Игры-ходилки «Гуси-лебеди», «Колобок»; кубики по сказкам «Теремок», «Маша и медведь»; умные карточки «Любимые сказки»; пазлы «Расскажи сказку»; матрешка «Колобок»

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича

Рассматривание репродукций картин В. Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке»

Рисование «По мотивам русских народных сказок» (акварельные краски, мелки)

Изобразительная деятельность «Разукрась героя сказки»

Коллективная аппликация по сказке «Колобок»

Сказочный дизайн «Салфетки для героев сказки «Лиса и журавль»

Коллективная открытка «У нас в гостях Репка»

Лепка «Мои любимые герои»

Показ педагогом театров по сказкам: «Заюшкина избушка» (пальчиковый), «Петушок и бобовое зёрнышко», «Колобок» (плоскостной), «Кот, Петух и Лиса» (магнитный), «Лиса и журавль» (настольный)

Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам

Драматизация сказок для родителей и воспитанников ДОУ «Заюшкина избушка», «Колобок»

Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, хороводов, музыкальных народных игр

Физическое развитие

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Мыши и кошка», «Два Мороза», «Колобок», «Лиса и зайцы», «Тень-тень-потетень»

Хороводные игры «Теремок», «Ворон»

Корригирующая гимнастика «Колобок», «Репка»

Физминутки «Сказки», «Лиса и гуси»; пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

 

Пословицы к сказкам.

Русские пословицы помогают «высветить» намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.

  1. «Колобок»

«Чем хвалимся, на том и провалимся»

«На языке медок, да на сердце - ледок»

  1. «Теремок»

«Не бравши топор, жилья не срубишь»

«Легко взято, легко и потеряно»

«В тесноте, да не в обиде»

  1.  «Репка»

«Из многих малых одно большое выходит»

«Капля по капле и камень долбит»

  1. «Лиса и журавль»

«Как аукнется, так и откликнется»

«Каков привет, таков и ответ»

  1. «Курочка, мышка и тетерев»

«Хочешь есть калачи – не лежи на печи»

  1. «Лисичка со скалочкой»

«Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить»

  1. «Лёгкий хлеб»

«Хлеб горбом достают»

«Без труда не выловить и рыбки из пруда»

  1. «Крошечка-Хаврошечка»

«Кто правдой живёт, тот добро наживёт»

«Кто добро творит, того Бог благословит»

  1. «Царевна Несмеяна»

«Не всё то золото, что блестит»

«Телу – простор, душе - теснота»

  1. «Морозко»

«Работай – сыт будешь, молись – спасешься, терпи – взмилуются»

«Без смиренья нет спасенья»

  1. «Маша и медведь»

«Горе горюй, да руками воюй»

  1. «Зимовье зверей»

«Согласного стада волк не берет»

  1. «Заюшкина избушка»

«На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай, да свой затевай»,

«И на силу найдётся пересилок»

 

 

 

Литература:

1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Битютская Н.П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.

3. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод.пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.

4. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - М.: ТЦ «Сфера», 2001.

6. Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М.: ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.

7. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 5-6 лет» СПб.: «Паритет», 2007.

8. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

9. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.

 

 

Категория: Дошкольное образование | Добавил: Администратор
Просмотров: 41 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА