Вторник, 21:53 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Поговори со мною, мама!
10.11.2013, 16:02
Почему важно говорить с детьми?
Здравствуйте, уважаемые родители! Еще совсем недавно Вы учили своего ребенка говорить, и радовались каждому новому слову. Но время мимолетно, и вдруг Вы обнаруживаете, что можете говорить со своим ребенком на любые темы. В 3 года детки учатся анализировать ситуацию, и иметь свое мнение на любой счет! Кто-то комментирует все, что видит, а кто-то просто наблюдает за тем, что происходит в окружающем мире. Но и те, и другие, делятся своими эмоциями и переживаниями с самыми близкими и родными людьми – с Вами.
Некоторые родители в первые годы жизни ребенка не придают особого значения тому, что малыш не может связно изложить свою мысль или желание. Часто роль речи недооценивается родителями и не связывается напрямую с интеллектуальным развитием ребенка. Мама думает: «Подрастет и научится! Ничего сложного!». Но навык правильной речи и словарный запас не формируются самостоятельно.
На самом деле развитие речи у детей тесно связано с самим развитием мозга, которое наиболее интенсивно протекает в первые 3 года жизни, и с воспитанием, причем именно оно имеет решающее значение. Сам процесс развития мозга, заложенный от природы,  основополагающего значения не имеет. У ребенка, обладающего от природы хорошими данными, который растет в семье, где родители не создают условий для правильного речевого развития, интеллектуальное и психоэмоциональное развитие будет отставать от нормы с каждым годом все сильнее. Именно с помощью речи развиваются такие важные вещи, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности.
В более старшем возрасте пробелы в речевом развитии будут выражаться в том, что ребенок не сможет вычленять звуки последовательно, возникнут проблемы с различением звуков по мягкости – твердости; глухости-звонкости; будет допускать ошибки при письме; у него не будет сформированного навыка словообразования, зато будут ошибки в расстановке ударений, падежей, родов. Это приведет к низкой успеваемости в школе и затруднению понимания учебного материала. Неумение пересказывать текст ни что иное как следствие того, что развитие речи у ребенка страдает. А без этого навыка вообще невозможна успешная учеба в школе. Вы видите, что роль речи в развитии ребенка огромна. В то же время сам процесс развития речи у детей не сопряжен с какими-то большими временными и денежными затратами. Путь один — говорите с ребенком часто, много и правильно!
Одна из характерных особенностей хорошо развитого ребёнка – умение вести разговоры с взрослыми, как с равными. Умелые родители отвечают на речь ребёнка и втягивают его в волшебгую ткань беседы. Как только речь становится более или менее постоянной, жизнь с детьми становится намного интереснее, а возможности их развития расширяются. Однако, речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает её от окружающих. Но ребенок не может сам перенять язык от своего взрослого окружения. Второй стороной в этом процессе выступает мать, отец и другие члены семьи, которые обращаются к ребенку и слушают его ответы. Чем больше родители говорят с детьми, чем шире их лексикон и больше новых слов они употребляют при общении с детьми, тем лучше.
Воспитанники интернатов и детских домов, у которых нет заинтересованной мамы или няни, готовой тратить время и внимание на то, чтобы слушать их лепет, отличаются скудным словарным запасом. В больших семьях у малышей тоже бывает плохо с речью, несмотря на то, что вокруг разговаривают, и даже слишком много, т.к. редко у кого находится время, а иногда и желание спокойно выслушать, что же ребенок пытается сказать. В больших семьях развивается другая привычка - предугадывать и выполнять просьбы ребенка раньше, чем он успеет потрудиться, чтобы их сформулировать.

Говорите с детьми правильно!
С ребенком нужно не только разговаривать, но и уметь делать это правильно. К сожалению, далеко не все родители умеют правильно беседовать с ребенком, допуская массу грубых ошибок и даже не понимая этого. Когда мы говорим о словесном общении, следует иметь в виду, что у этой проблемы имеются два аспекта:
1.Воспитательный и коммуникативный. Обращаясь к детям, родители стремятся передать им какую-то важную информацию, чему-то научить или чего-то добиться от них либо же просто установить душевный контакт, способствующий сближению и установлению теплых взаимоотношений. Что же для этого необходимо?
- Говорите с ребенком обо всем, что для Вас важно. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, что Вы любите, о том, как пошел Ваш день. Если Вам нравится готовить, делайте это вместе с ребенком. Если Вы любите кататься на лыжах, когда ребенок подростет, вперед! Покоряйте снежные склоны вместе. Если Вы хорошо плаваете, научите и малыша. Если Вы свободно говорите на нескольких иностранных языках, разговаривайте с ребенком. Ему непременно будет интересно все, что интересно Вам. Ведь малыш копирует все, что Вы делаете. Так пускай он возьмет все самое лучшее, что есть в Вас.
- Не забывайте разговаривать с ребенком о том, что интересно ему. Помните, задавая Вам вопрос Ваш ребенок учится жить. Конечно, все эти бесконечные «почему?» после рабочего дня могут подействовать раздражающе, и все же никогда:
Не оставляйте детские вопросы без ответа!
Не обрывайте их!
Не отнекивайтесь!
Не обходите молчанием!
Не отвечайте вопросом на вопрос!  Отвечайте не общими фразами и не намеками, а четко и однозначно. Если вдруг Вы не знаете ответа, честно признайтесь в этом и пообещайте, что как только Вы узнаете что-то по интересующему его вопросу, Вы обязательно с ним поделитесь. А еще лучше найдите этот ответ вместе в книге, в интернете и пр.
Обязательно смотрите вместе его любимые мультфильмы. Если Вашему малышу 3 года, Вы просто обязаны знать Машу и медведя или всех друзей Лунтика!
- Запомните! Ваши слова всегда должны быть подкреплены личным примером. Дети быстро улавливают несоответствие между словом и делом. Чем это грозит?
1. Ребенок «намотает себе на ус», что это в порядке вещей и именно так будет вести себя в своей дальнейшей жизни.
2. Ребенок из двух вариантов выберет не «правильный», а «выгодный» ему.
3. В некоторых случаях, подобное раздвоение может привести к душевному конфликту и даже к психическому расстройству.
Говорите только то, что можете сделать, а пообещали, держите свое слово. А. С. Макаренко, всю свою жизнь посвятивший воспитанию детей говорил : «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.» И далее: «Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение – вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива».
2. Сугубо «речевой», касающийся непосредственно самого языка. Прислушиваясь к разговорам окружающих, маленький человечек перенимает, усваивает их лексику, манеру выражаться. Так формируется культура его речи. Повзрослев Ваш ребенок будет говорить на таком «языке», которому «обучился» в детстве у окружающих, прежде всего – у Вас - своих родителей. Конечно, речь его обрастет новыми лексическими оборотами, появятся новые темы, но основа ее останется неизменной: из детства. Поэтому когда ребенок растет, именно Вы становитесь теми людьми, которым он верит безоговорочно, и которых он копирует. Все, что говорится Вами, воспринимается ребенком, как истина. Это накладывает на Вас огромную ответственность. Ведь именно от Вас зависит то, каким этот мир будет в глазах Вашего малыша. И если Вы хотите, чтобы речь его была речью культурного человека, т. е. грамотной, выразительной, образной, красивой, – Вы должны постоянно и неусыпно должны следить за своим языком. Если в семье говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Если родители, разговаривая с ребенком, называют воспитателя «тётя», «тётя Галя», «воспитательница», то и ребенок говорить будет так же. Не бойтесь того, что имя и отчество воспитателя слишком сложно для ребенка. Совершенно не важно как малыш по началу будет произносить имя-отчество воспитателя, главное, что он при этом привыкает к тому, что правильно постороннего взрослого человека называть по имени-отчеству. Потом не придется переучивать.
Ваша речь должна быть четкой, грамматически правильной, по возможности, состоять из развернутых предложений. Неряшливая, торопливая речь отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком неправильной речи взрослых и других детей. Откажитесь от искусственного подражания детской речи, от сюсюканья и коверканья слов, говорите нормально, отчетливо произнося простые, легко выговариваемые слова и фразы. Все эти «нас малыс» и «смотли какая биби» оказывают разрушающее и тормозящее влияние на формирование правильной речи и овладение словарем – малыш  привыкает к неправильному звукобуквенному ряду, и впоследствии он будет испытывать трудности с правильным произношением слов. Пусть Вас до слез умиляет, как ребенок называет машину «бибикой», но сами Вы должны говорить «машина». Лучше с самого начала приучать его к «взрослой» речи. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.  Избавьтесь от употребления в речи безличных, ничего не значащих выражений (слов-паразитов и фраз-паразитов), грубой и вульгарной лексики. Даже будучи в разгневанном состоянии, старайтесь изливать свои негативные эмоции при помощи хороших слов. Но помните, что даже если вы будете говорить с ребенком по всем правилам, но в разговоре с другими членами семьи не будете их придерживаться, а ребенок при этом будет присутствовать, всё будет напрасно.

Учите говорить красиво!
Стремитесь не только к информационной насыщенности, но и к выразительности своей речи.
Объясняйте все, что происходит вокруг, а также причины и следствия.
"Солнце яркое, поэтому у нас светло", "Холодильник хранит продукты в холоде, чтобы они оставались вкусными и свежими", "Если ты порвешь книжку, то мы не сможем ее больше читать" и т.д. - Ваша задача расширить восприятие и понимание окружающего мира Вашим ребенком, чтобы научить его говорить, а не бессмысленно заучить с ним определенные слова. В разговоре с малышом Вам нужно следить за своим произношением, говорить неторопливо, чётко произносить все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Важно, чтобы все слова в вашей речи были хорошо различимы по звучанию и понятны ребенку по смыслу. Не ленитесь повторить сказанное, если Вам кажется, что ребенок чего-то не воспринял.
Концентрируйте внимание на понятиях. Многое из того, что вы воспринимаете как само собой разумеющееся, ваш ребенок еще должен научиться понимать. Вот несколько понятий, которые вы можете помочь усвоить своему ребенку. Проделывая то, что приводится ниже, обязательно комментируйте действия. Например: «Чашка у мамы горячая», «потрогай, какой холодный лед».
горячее и холодное: дайте ребенку потрогать внешнюю сторону вашей кофейной чашечки, а затем кубик льда; холодную воду, а затем горячую; горячую кашу, а затем холодное молоко;
вверх и вниз: поднимайте ребенка в воздух, а затем опустите его на землю; положите кубик на стол, а затем снимайте его на пол; поднимайте ребенка на качелях вверх, а затем опускайте вниз;
внутри и снаружи: сложите игрушку в коробку, а затем высыпьте их на пол; делайте то же самое с другими предметами;
пустой и полный: наполните емкость водой из-под крана, а затем опорожните ее; наполните песком ведерко и высыпьте его обратно;
стоять и сидеть: стойте рядом с ребенком, держа его за руку, а затем присядьте;
мокрый и сухой: сравните влажную губку с сухим полотенцем; только что вымытые волосы ребенка с вашими сухими волосами;
большой и маленький: положите большой мячик рядом с маленьким; покажите ребенку в зеркале, что мама большая, а малыш маленький.
Разговаривайте с ребенком так, чтобы он видел Ваше лицо, Вашу артикуляцию, Вашу мимику. Не бросайте слова на бегу. Четко произносите слова, тяните ударные гласные. Например, показывая картинку с коровой, громко скажите, широко открывая рот: «Это КА-РОО-ВА. (Мы пишем кОрова, а произносим кАрова, так и нужно говорить ребенку). Корова говорит: МУ-У-У!» Вытяните вперед губы, и ребенок в итоге поймет, как формируется звук У.
Не заменяйте сложные слова простыми. Если в книге нарисован осьминог, так его и называйте.  Не обобщайте одним словом, например, «шапка» кепку, косынку, панаму, шляпу, каску. Если сразу своими именами называть булку, кекс, печенье, коржик, манник, сметанник и т.д., то и малыш начнет их различать.
Не забывайте про глаголы! Взрослые, как правило, комментируют все, что видит ребенок, используя только наименования предметов: «Это киска, собачка. Смотри, какая машинка! Дождик, тучка, солнышко!» Из-за этого у ребенка не накапливается глагольный словарь.
Разговаривайте с маленьким ребенком простыми предложениями: Машинка едет (мчится, стоит). Солнышко светит (взошло, спряталось, улыбается, смотрит на нас). Киска сидит (стоит, лежит, спит, умывается, ест, играет, мяукает, бежит, прыгает, ловит мышку). Побуждайте Вашего ребенка произносить слова, когда он использует невербальные средства общения (показывая, издавая неразборчивые звуки), чтобы выразить свое желание, говоря ему: "Скажи маме, что ты хочешь". Если ребенок снова мычит или показывает пальцем, предложите ему выбор, например: "Ты хочешь мячик или грузовик?" Если вы по-прежнему получаете невербальный ответ, назовите предмет сами: "Ах, ты хочешь мячик", а затем передайте его ему. Если он не может правильно назвать желаемую вещь, все равно дайте ему её, но постарайтесь, чтобы ребенок произнес название в следующий раз. Будьте последовательны и терпеливы!
Формирование разговорной речи происходит, прежде всего в реальных жизненных ситуациях. Например, после возращения малыша с прогулки Вы можете спросить его: «Кого (или что) мы с тобой видели на улице? С кем играл? Какие игрушки были у Миши (у Тани?) Что ты лепил из снега?». Вопросы побуждают ребенка к ответу. Добивайтесь, чтобы ребенок давал полные ответы, рассказывал не только о том, с кем играл, но и о том, какая игрушка была у товарища, мог кратко описать её. Темы для разговора с ребенком могут быть самыми разнообразными – это и покупка новых игрушек, посещение поликлиники, магазина, прогулки в лес, парк, поездка за город. Взрослый задает вопросы, направляет диалог, стремиться заинтересовать малыша.
Накапливайте признаки предметов, когда гуляете или рассматриваете картинки с ребенком. Солнышко лучистое (красивое, желтое, доброе, теплое, ласковое, летнее).
Используйте противопоставления. Зайка прыгает, а птичка летит. Солнышко светлое, радостное, а тучка темная, хмурая, грустная. Слоник большой, а мышка маленькая.
Обогащая таким образом словарь, вы не только увеличите его в объеме, но и «разложите по полочкам» в голове ребенка. Когда придет время, малышу легче будет подобрать нужное слово.
Научите ребенка управлять речевым дыханием. Когда ребенок начинает употреблять довольно сложные предложения, состоящие из 3-5 и более слов, для свободного и слитного их произнесения нужно уметь правильно производить выдох, чтобы воздуха хватило на часть фразы или на всю фразу. Для усиления и удлинения выдоха необходимо приучать ребенка правильно расходовать воздух. Для этого можно предложить ребенку дуть на небольшие полоски бумаги или ватку. Для развития речевого дыхания хорошо предложить ребенку произносить на одном выдохе несколько гласных звуков. Шутки – чистоговорки, скороговорки произнесенные на одном выдохе тоже способствуют выработке речевого дыхания: ха-ха-ха – поймали петуха, ко-ко-ко – мы едем далеко.
Научите ребенка управлять своим голосом. У маленького ребенка нужно сформировать умение управлять своим голосовым аппаратом, следить за своей речью. Сначала научите его слушать и отличать громкую речь окружающих от тихой. Произнесите одну и ту же фразу с различной громкостью и предложите ребенку определить, когда вы её произнесли очень громко, громко, тихо. Хороши использовать игры, которые помогут ребенку управлять собственным голосовым аппаратом, например, игра «Ветер и ветерок». Ребенок внимательно слушает, как воет сильный ветер (громко и протяжно произносить звук у), а затем как гудит небольшой ветерок (звук у произносить тихо).

Поправляйте осторожно!
Если ваш ребенок неправильно произносит слова, избыток критики приведет к тому, что ребенок прекратит попытки. Например, если ребенок посмотрел на небо и сказал: "Мама, уна", ответьте ему: "Верно. На небе луна и звезды". Исправляя дикцию, не стремитесь добиться хорошего произношения сразу: речевой аппарат малышей еще не готов к этому. Не следует передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Это чаще всего не приводит к положительному результату, а иногда даже ведет к тому, что малыш старается не употреблять его, заменяя другим, порой неудачным, или вообще отказывается говорить, замыкается. Лучше дать правильный образец для произношения.
Читайте художественную литературу с рождения!
Помимо самоконтроля и работы над собственной речью, Вы должны сделать все возможное, чтобы изолировать ребенка от неблагоприятной языковой среды, а поскольку добиться этого полностью невозможно, постарайтесь выработать у него своеобразный иммунитет, научить критически подходить к оценке языковых явлений. И вашим союзником и незаменимым помощником в этом деле станут книги. Читайте детям вслух лучшие образцы детской литературы: сказки, рассказы, повести, стихи. Детские стишки и игры на пальчиках или ладошках, типа "Ладушки-ладушки", "Сорока-ворона" бесценны по своему значению и доставляют ребенку огромное удовольствие. Малыш узнает слова из их неоднократного повтора и вместе с этим переживает приятный близкий физический контакт с матерью или отцом. Вместе с речью развивается и способность рассуждать, устанавливать связи, предугадывать события и действия. Чтение художественных произведений значительно расширяет знания ребенка об окружающих предметах, явлениях, о жизни и труде взрослых.Читая детям помните основные правила:
1. Читайте с удовольствием! Как бы вы не были заняты или обессилены, когда Вы берете в руки книгу, малыш должен видеть не усталость и досаду, а радость на лице. Тогда со временем интерес к книгам перерастет в любовь, а язык Вашего, уже повзрослевшего, сына или дочери будет характеризовать его как подлинно культурного, образованного, интеллигентного человека.
2. Художественная литература должна соответствовать возрасту ребенка, чтобы быть понятной.
3. Произведения должны быть качественно проиллюстрированы. У маленького ребенка мышление наглядное, в голове его мало образов, поэтому, читая сказку или стихотворение, обязательно вместе поищите на картинках героев, рассмотрите, обсудите, какие они, дайте оценку. Дети обычно с удовольствием рассматривают картинки в книгах. Прежде чем просить ребенка, рассказать, что изображено на картинке, покажите, как это делается. Научите ребенка выделять сначала главное, потом – второстепенное. Так, например, рассматривая иллюстрации, на которых изображены дети, спросите сначала малыша, кто изображен на рисунке, что они делают, затем обратите внимание на то, как одеты дети. Предложите ему определить время года. Спросите его, почему он считает, что на рисунке изображена зима, а, например, не лето (дети катаются на санках, на коньках или лыжах, одежда на них теплая – зима; дети купаются, загорают, на деревьях зеленые листья – лето и т.д.).

Обращайтесь к специалистам во время!
Если Вас что-то беспокоит в развитии речи ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам. В нашей стране обследование речи ребенка специалистами проводится в основном тогда, когда ему исполнится пять лет, а то и непосредственно перед самой школой. Этому есть свое объяснение. Известно, что становление речи завершается примерно к пяти, шести годам. Получается, что, пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьет тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимаются за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей. Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных речевых расстройств. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка.
Категория: Дошкольное образование | Добавил: Виктория_1975
Просмотров: 350 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА