Понедельник, 07:27 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Педагогический проект «Учись, играя!»
[ Скачать с сервера (3.82Mb) ] 02.03.2016, 20:14

Педагогический проект «Учись, играя!»

Хабирова Гульнара Шамильевна,

воспитатель

МДОУ «Детский сад «Улыбка»

 г. Надым

                                                                                 

 

 

Паспорт проекта.

1

Наименование

Педагогический проект «Учись, играя!»

2

Основание для разработки проекта.

1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

3.  Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования»

 5. Приказ департамента образования ЯНАО от 31.01.2014г №134 «Об утверждении Плана действий по обеспечению введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Ямало – Ненецкого автономного округа»

    6. Приказ департамента образования Надымский район №1139 от 24.12.2013г «Об утверждении дорожной карты развития современной информационно-технологической образовательной среды муниципальной системы образования Надымского района на 2013-2017»

7.Устав МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»

8. Основная образовательная   программа    МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма».

 

3

Заказчик проекта.

Родители, педагоги  коллектив МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»

 

4

Организация-исполнитель.

Воспитатель  МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»

 

5

Целевая группа.

Дети 2-3 летнего дошкольного возраста.

6

Составители

проекта.

Воспитатель МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» Хабирова Г.Ш.

 

7

Цель проекта

Цель  проекта

Формирование и развитие познавательных способностей  у детей 2 – 3 лет средствами сенсорных  дидактических  игр.

 

8

Задачи

проекта.

Задачи:

Ø  развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

Ø  формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

Ø   учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);

Ø   развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;

Ø   обогащать активный и пассивный словарь детей;

Ø  развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений;

Ø  развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха;

Ø  Развитие обонятельных  и вкусовых ощущений;

Ø   Развивать познавательные процессы;

 

9

Ожидаемый результат проекта.

Ожидаемые результаты:

·                   объединение усилий педагогов группы  и родителей для развития и воспитания дошкольников 2-3 лет; установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

·                   создание развивающей среды, способствующей развитию познавательных способностей детей первой младшей группы;

·                   вовлечение родителей в жизнедеятельность группы ДОУ, посредством создания совместных дидактических сенсорных игр, познавательного характера.

 

Ожидаемый продукт:

-Выпуск сборника сенсорных дидактических игр  и упражнений используемых в  условиях ДОУ и семьи направленных на развитие познавательных способностей

10

Срок реализации проекта

1 год

 

 

 

Введение.

 

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на

федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования

(ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной

индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и

дошкольном  возрасте,  и  очень  часто  могут  быть  обусловлены  нарушением

психофизического  развития,  низким  уровнем  сформированности  познавательных

интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным

окружением или сочетанием тех и других факторов.

Маленький ребенок познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа. Обследуя окружающий мир, кроха, постепенно накапливает и расширяет свои представления о различных свойствах предметов: их цвете и форме, величине и строении, об их положении в пространстве и пропорциях, запахе и вкусе, их способности издавать те или иные звуки.

Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Дидактическая игра приобретает всё большее значение, однако в практике воспитания детей она ещё используется недостаточно. Между тем, наряду с использованием представлений о форме, цвете, величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребёнка. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.

Игра, как сказал В. А. Сухомлинский – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Исследования, посвященные проблеме развития системы сенсорного воспитания основаны на  положениях, сформированных  педагогами и психологами  (Н.М.Щелованов,  А.В.Запорожец,  Л.А.Венгер, А.М.Фонарев, С.Л.Новоселова, Я. Коменского, Ф. Фребеля, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеевой.): ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но он неспособен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве. По мнению этих ученых, сенсорное развитие ребенка заключается в формировании представлений ребенка о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Именно от того насколько сенсорное развитие ребенка соответствует его возрасту зависит его интеллектуальное развитие, а следовательно и успешное обучение в школе. 

         Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).  Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

Современный этап развития системы дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.

В современных условиях назрела острая необходимость «вооружения» ребенка сенсорной культурой, которая создаёт прочный фундамент для развития  познавательной и личностной сферы, необходимой для дальнейшего успешного освоения образовательной программы ДОУ и социальной адаптации в детском коллективе.

 

В МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» был проведено анкетирование родителей 1 младшей группы по  вопросам  сенсорного  развития   и его влияние на развитие познавательных способностей дошкольников 2-3 лет, которое показало:

 -родители знают, какие условия созданы в группе детского сада для сенсорного развития их детей и познавательных способностей,

- 80% родителей дома стараются создать развивающую сенсорную среду,

- 30% родителей уверены, что их ребенок развивается в соответствии с возрастом,

- 60% считают, что уровень развития их детей средний и 10% считают его низким.

Провели диагностику уровня сенсорного развития детей в группе, по результатам которой было выявлено:

- детей с высоким сенсорным развитием нет,

- средний уровень развития  у 45% детей и 55% - низкий уровень.

Приведенные результаты ответов можно расценивать, как желание родителей активно сотрудничать с педагогами группы и ДОУ в целом с целью активизации взаимодействия родительского сообщества и детского сада. 

    Анализ данной ситуации позволил выявить  противоречия  между:

  • необходимостью совершенствования системы работы по сенсорному воспитанию  и поиском новых методов и  форм;
  •  низким уровнем педагогической культуры родителей и отсутствием взаимодействия по данному вопросу.

 

Проект «Учись, играя!» направлен на формирование основ сенсорной культуры, как фактора развития познавательных способностей воспитанников 2-3 лет, посредством использования сенсорных дидактических игр, а также на систематизацию работы по сенсорному воспитанию, т.е. – последовательному, планомерному ознакомлению ребенка с сенсорной культурой человечества. 

 Гипотеза проекта: применение сенсорных дидактических, учитывающих закономерности и особенности развития  детей  позволит: повысить эффективность развития познавательных способностей у детей 2-3 лет, ускорит процесс формирование полноценного восприятия окружающей действительности.

 Цель  проекта

Формирование и развитие познавательных способностей  у детей 2 – 3 лет средствами сенсорных  дидактических  игр.

Задачи:

Ø  развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

Ø  формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

Ø   учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);

Ø   развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;

Ø   обогащать активный и пассивный словарь детей;

Ø  развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений;

Ø  развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха;

Ø  Развитие обонятельных  и вкусовых ощущений;

Ø   Развивать познавательные процессы;

 

Миссия проекта –  помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии.

За содержащую основу проекта выбраны  технологии авторов Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста», Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е, Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие», Л. А. Венгера «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

Реферативная часть

Известные отечественные психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леоньтев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и другие утверждают, что развитие ребёнка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую). Каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важный для воспитания и психического развития вид деятельности. Известные психологи Л. Выготский, Г. В. Дьяконов, Л. Т. Ямпольский подчёркивают: развитие мышления, памяти, воображения, осознание себя как личности происходит именно в предметной деятельности. Если вы хотите научить малыша смотреть и видеть, слушать и слышать, овладевать разнообразными умениями, испытывать от этого радость открытия, постарайтесь научить ребенка играть.

Всем известно, что игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.

Как указывается в работе Н.Н. Поддьякова «сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми способами обследования предметов, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир».

Ученые предполагают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности. Развитие познавательного интереса – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направлено на обеспечение этих моментов.

Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребенка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов (или какому их сочетанию) соответствует свойство такого предмета, который воспринимается в данный момент. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами – это и есть способы обследования предметов, которым детей необходимо научить, начиная с раннего возраста.

Педагоги-исследователи пришли к выводу, что сенсорное воспитание необходимо включать в процесс обучения дошкольников разным видам деятельности.

Сенсорное развитие - составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для различных направлений трудовой деятельности. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой, для развития познавательных способностей, подготовки детей к успешному обучению в школе.

Категория: Дошкольное образование | Добавил: Администратор
Просмотров: 205 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА