Среда, 20:34 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Педагогические игры в образовательном процессе - путь реализации практикоориентированного обучения в системе подготовки специалистов
30.12.2016, 12:31

Педагогические игры в образовательном процессе  - путь реализации  практикоориентированного обучения в системе подготовки специалистов дошкольного образования

                  

   Сальникова Татьяна Григорьевна

                                                                                            

 Преподаватель   частных методик              

                                                                                 специальности «Дошкольное образование»

                                                                                                         Николаевского-на Амуре

                                                                                              педагогического колледжа КМНС –

                                                                                                     филиала КГБОУ СПО ХПК

                                                                                                                     

Перестройка учебно-воспитательного процесса в системе СПО, направленная на повышение качества подготовки специалистов, требует обновления содержания и методов обучения. Это в первую очередь относится к преподаванию профессиональных предметов (дошкольной педагогики и частных методик – именно тех из них, в которых необходимо сочетание теоретической подготовки с  формированием профессиональных компетенций).

Общеизвестно положение о разрыве педагогических знаний и умения их применять. Педагоги – практики склонны считать, что этот разрыв намечается уже в период обучения профессии.

Хочется отметить, что попытки одностороннего обновления путём введения активных, проблемных методов обучения не решают задачу совершенствования подготовки специалистов, так как подразумевают лишь изменение степени активности студентов. Один и тот же метод, например лекция, может при определённой методике приобретать для  студентов значение активного способа усвоения знаний, в то время как практические занятия не всегда создают возможности активной деятельности.Следовательно, дело не в «новых» и «старых» методах, а в их правильном применении.

Значительные резервы в этом плане имеют методы, позволяющие внести в учебную деятельность не просто вопросы, задания, упражнения, а поставить будущих специалистов в позицию педагога, создать обстановку, приближённую к реальной педагогической практике. Иными словами, важно организовать такие условия, в которых студенты должны действовать как педагоги. Имитация профессиональной деятельности педагога происходит путём включения в учебно-воспитательный процесс педагогических игр.

Работая над темой по самообразованию «Оптимизация позна­вательной активности студентов в процессе обучения», убедилась, что методологическая стратегия в разрешении обозначенных проблем - это практическое использование  образовательных технологий, которые вооружают учащихся способами умственной деятельности, со­ответствующими вызовам Новой школы, помогают им активно применять эти знания на практике.

Представляю вашему вниманию  технологию использования педагогических  игр  в процессе обучения  , апробированную в  собственной практике.

Обучающая цель технологии - освоение спо­собов умственной деятельности, позволяющих ори­ентироваться в учебной информации, производить разнообразные операции с ней, обеспечивающие прочное, личностно окрашенное усвоение программного материала;  умелое применение  этой информации в практической деятельности.

Развивающая цель - развитие конст­руктивного, творческого мышления.   

Воспитательная цель – формирование профессиональных компетенций, умения оценивать качество и ценность учебной инфор­мации, с которой сталкивается учащийся, обращаясь к самым разным источникам.

Следует подробнее остановиться на концептуаль­ных основаниях данной технологии.

Одна из веду­щих проблем современного профессионального образования – практикоориентированное обучение: приобщение студентов к культуре работы с инфор­мацией: ее осмысление, отбор, структурирование по содержанию, объему, сложности и применение данной информации на практике. Такая работа выводит на продуктивное разрешение изначально сформулированной или заданной проблемы, темы урока (курса, программы и др.) разрешение обозначенной проблемы возможно в формате творчества, самостоятельного поиска, конструирования, моделирования. Создание усло­вий для учебной деятельности в таком варианте - первостепенная задача педагога.

         Данная технология отдает приоритет способам практической деятельности , в то время как знания становятся по преимуществу инструмента­ми в овладении этими способами. Овладение же  данными способами по переработке учебной информации на выходе дает «новое знание», подкреплённое практическими навыками, добытое студентами  самостоятель­но. Самостоятельно же добытое знание приобре­тает личностно ценный и значимый смысл, что делает процесс интериоризации оптимальным.

Развитие  творческой личности, а будущий педагог должен быть именно таким,  - это многомерный, комплексный, интегративный процесс, обусловленный рядом разнообразных факторов.   Для того чтобы развитие личности было полно­ценным, необходимо учитывать как технократиче­скую составляющую информационной цивилизации, так и гуманитарную, которая органично должна интегрироваться в цельной личности (ценности, смыслы, эмоции и др.)

Операциональная  деятельность (личностное по­шаговое присвоение способов  практической  деятельности) студента с учебной ин­формацией только тогда протекает продуктивно, когда четко создан, сконструирован (в совместной поисковой или творческой деятельности педагога и студента) формат темы, над которой предстоит работать, сформулирована и принята всеми субъек­тами урочной деятельности проблема и выдвинута гипотеза разрешения проблемы или обозначены пути работы с имеющейся информацией.  Инфор­мация должна быть немного избыточной, выходя­щей в определенной степени за границы заданной темы, проблемы, альтернативной, порою парадок­сальной, неотструктурированной. Тогда процесс моделирования педагогической ситуации протекает более результативно, а мыслительная работа осуществляется в оптимальном режиме.

В данной технологии роль преподавателя -  преимуще­ственно тьютор, духовный наставник,  со­провождающий, провоцирующий на поиск, наход­ки, открытия и др.

Представляю  условия, обеспечи­вающие рост эффективности использования данной технологии в урочной практике:

-  в процессе учения задействовать не только мыслительный аппарат учащихся (интеллект), но и их жизненный и духовный опыт;

-  в процессе обучения использовать два типа мышления: интуитивное и дискурсивное (логиче­ское), так как они взаимно дополняют друг друга;

-  обеспечивать погружение в обучение;

-  осуществлять подстройку под личность студента (по мере возможности и необходимости);

-  проводить комплексную тренировку способно­стей учащихся в индивидуальной, парной, коллек­тивной творческой деятельности (соревнования, диспуты, размышления, поиски и др.);

В основе технологии  использования педагогических игр лежат следующие методы:

  • Игры – задания, игры – упражнения;

Данный метод требует от участников не только осмысления ситуации, но и принятия определённой роли и выбора средств межличностного взаимодействия для их  практического решения. Цель данного вида игр – формирование  педагогической компетенции  взаимодействия с детьми, коллегами, родителями.

  • Игры, обучающие педагогическому общению.

Такие игры  напоминают кейсы, когда студенту необходимо найти выход из сложившейся ситуации. Например: « Покажите, как вы будете встречать новичка, впервые пришедшего в группу, который не хочет оставаться в детском саду, плачет».

  • Игры, которые помогают усвоить «технологию» проведения занятий и воспитательных мероприятий, незаменимы в изучении  методик.

Имитация реального учебно-воспитательного  процесса в педагогических играх, которые можно назвать дидактическими или учебными, должна сочетать в себе как учебные, так и игровые моменты. Она содержательнее, нежели задача, включенная в игровую ситуацию: участники должны представить модель определённой части педагогического процесса. При этом группа делится в соответствии с функциями: те, кто готовит мероприятие, - практиканты, те, кто обсуждает действия практикантов, - оппоненты и те, кто даёт оценку практикантам и оппонентам, - рецензенты.

  • Деловые педагогические игры.

Если другие игры представляют собой имитацию педагогического процесса и требуют принятия оперативного решения, то в деловой игре важна разработка возможных вариантов решений, требующих длительной предварительной подготовки.

Последовательность этапов реализации данного вида игр  можно представить следующим образом:

- осознание (формулирование, принятие) темы уро­ка, его главной проблемы;

- формулирование цели, задач и гипотетических способов их решения;

- по­иск, нахождение, обзор, изучение учебной инфор­мации, соотнесение ее с заданной темой, пробле­мой, целью, задачам, гипотезой;

- структурирование, компоновка учебной информации в соответствии с поставленной целью и задачами; обсуждение, ос­мысление   путей решения, скон­струированных учащимися при психолого-педагоги­ческом сопровождении  педагога;

- обоснование и доказательство того, что эти действия соответствуют поставленной цели, задачам, разрешают сформу­лированные проблемы и дают в итоге новое зна­ние, новые смыслы и ценности, личностно прожитые и доказанные.

Педагогические игры ценны тем, что учат практическому        выполнению этических профессиональных норм и правил поведения. Если участники нарушают правила, то ролевое общение становится неполноценным и нарушитель выбывает из игры по воле её участников, а не по указанию преподавателя. Систематическое  проведение игр способствует воспитанию коллективных взаимоотношений, позволяет приблизить познавательную активность к оценке  формируемых компетенций.

Любая педагогическая деятельность требует контроля и оценки со стороны преподавателя. Контроль и коррекция знаний  при использовании данной технологии организуются на основе рефлексии студента.

Визы заданий, позволяющих  осуществлять  рефлексивный анализ деятельности:

Задание 1 «Что делать?»  

Какая практическая ситуация  стала для вас неожиданной,  противоречащей  Вашим ожиданиям и представлениям ?

Задание 2 «Известное и неизвестное»

Понадобилась ли вам информация, которая ранее была неизвестна. Каким путём вам удалось её получить?

Задание 3 «Будем знать!»

Можно ли из  решения практической ситуации сделать выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности?

Задание 4 «Давайте обсудим!»

 Приведите примеры рабочих моментов, заслуживающие особого внимания и достойные обсуждения в рамках дискуссии.

Задание 5 «Неоконченные предложения»

  • На занятии для меня самым важным было….
  • В нашем общении для меня самым главным было…
  • На месте преподавателя я бы….
  • Я испытывала затруднения, связанные с ….
  • Я научилась…
  • Теперь я хотела бы узнать….
  • Самым скучным на занятии было…
  • Я считаю полезным….
  • Мне не понравилось…

Задание 6 «Я и мы».

«Я» - как чувствовала себя в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением я работала, довольна ли я собой.

«Мы» - насколько комфортно мне работалось в группе; я помогала товарищам, они помогали мне – чего было больше; какие затруднения были у меня в общении с группой.

«Дело» - я достигла цели учения, мне этот учебный материал нужен доля дальнейшей учёбы (для практики, просто интересно); в чём я затруднялась; как мне преодолеть свои проблемы.

Задание 7 «Солнышко»

 Нарисовать солнышко, внутри солнышка написать «Наше занятие», на каждом лучике написать «Какое оно было?».

Задание 8 «Синквейн»

  • Существительное.
  • Прилагательное, прилагательное.
  • Глагол, глагол, глагол.
  • Предложение (словосочетание).
  • Резюме (ключевая фраза, вывод).

Задание 9 «Меткое попадание»

По 5-бальной шкале оценить практическую ценность, структурирование материала, удовольствие, инновации, активизацию, место проведения, методы, общение.

Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п.

Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач:

-формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;

-приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;

-развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;

-формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.

При определении целей  важно ответить на следующие вопросы;

-Для чего проводится данная деловая игра?

-Для какой категории студентов проводится данная деловая игра?

-Чему именно следует обучать студентов?

-Какие результаты должны быть достигнуты с помощью игры?

При постановке целей  необходимо различать учебные цели игры – их ставит перед собой  руководитель игры, и цели действий ее участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.

Для проведения учебной игры преподаватель ставит дидактические и воспитательные цели, как и при планировании обычного урока, хотя реализоваться они должны в игровой ситуации. Планируя игру важно продумывать эмоциональный и мотивационный фон игры.

 В процессе обучения  методикам  необходимо решить две проблемы:

-обеспечить усвоение определенной суммы педагогических знаний и выработку первоначальных профессиональных компетенций;

-создать условия для формирования педагогического сознания и выработки самостоятельной позиции у будущего  педагога.

Деловая игра "Аукцион педагогических идей"

Тема: «Организация работы в ДОУ по формированию звуковой культуры речи у дошкольников»        

Цель: Обеспечить условия для осознания  студентами  значимости формирования у дошкольников звуковой культуры речи, систематизировать знания  по данной проблеме, обеспечить   методическими материалами в работе с детьми. Форма проведения: Дискуссия (обсуждение по методу модерации), аукцион педагогических идей.

Здравствуйте уважаемые  студенты!

В сентябре 2012 года наш коллектив отправился в путешествие по бескрайним морям и океанам образовательного процесса. Целый  учебный год  мы с вами будем бороться с беспощадным морским дьяволом -  недоразвитием детской речи. А впереди нам  предстоит пройти  испытание  Посейдона – грозного, но справедливого  государственного экзамена. В каюте помощника капитана собралась проверенная на  практике команда, чтобы решить, как мобилизоваться  на решающее сражение.

Слово  капитану__________________

1.Представление материала нового

2. А может мы не все  виды  методического материала использовали в работе? – сказал помощник капитана  Давайте проведем тестирование, и узнаем, а заодно закрепим полученные ранее знания.

3. Дискуссия по методу модерации.

 Цель: выяснить, какие пробелы  есть у студентов в освоении данной темы  и как их можно решить.

4. Деловая игра «Аукцион педагогических идей».

И тут помощник капитана вспомнил, что дрейфуя по бескрайным педагогическим морям, команде  группы ________удалось отыскать те сокровища, которые очень полезны и необходимы в работе каждого воспитателя, работающего над формированием правильного звукопроизношения. Было принято решение – организовать аукцион педагогических идей.

 игра «Аукцион педагогических идей».

Собрав вас в тихой гавани острова под названием «Педагогический колледж» – мы начинаем – Аукцион – это публичная продажа товара с использованием торгов. Товар продается в присутствии многих желающих – покупателей. Цена товара определяется в процессе того, как покупатели торгуются между собой за право купить товар. Представляем вашему вниманию:

• Ведущий аукциона ________________

• Аукционеры –  студенты _________группы

Аукционеры имею право ознакомиться и приобрести тот или иной заинтересовавший их лот. Он достанется тому, кто назовет самую высокую цену. Купоны, которые вы получили в начале нашей встречи, являются платежным средством на нашем аукционе. У каждого из вас по 5 купонов. Итак, внимание! (звонок колокольчика)

- Аукцион открыт (стук молотка)! Объявляются торги педагогическими идеями. (стук молотка).
Сегодня на продажу выставлены самые драгоценные жемчужины работы по развитию звуковой культуры речи:
• Артикуляционная гимнастика
• Консультации для родителей
• Дыхательная гимнастика
• Дидактические игры
• Пальчиковая гимнастика

Ведущий: - А теперь представляем вашему вниманию жемчужину №1 «Артикуляционная гимнастика». Ее преимущества продемонстрирует ___________________.(практическая часть – выполнение артикуляционных упражнений)

Ведущий: - Итак, на продажу выставляется лот №1 «Артикуляционная гимнастика». Вместе с лотом вы получаете жемчужину, внутри которой найдете разнообразные формы проведения артикуляционной гимнастики:

- артикуляционная гимнастика в стихах;

- артикуляционная гимнастика в считалках;

Стартовая цена – 3 купона. (проводятся торги).
Ведущий: - Наш следующий лот жемчужина № 2 – «Консультации для родителей».

Представляет ____________________.

Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями  является консультирование. Воспитатель оказывает  им  помощь в организации индивидуальной  работы по развитию речи. Дает рекомендации по  проведению игр и занятий с учетом возрастных, речевых возможностей детей, в соответствии с лексической темой, изучаемой в данный период. Приобретая жемчужину, вы получаете в подарок – консультацию, а также консультативный материал, который будет полезен вам, как будущим  как воспитателям, так и родителям. Стартовая цена – 3 купона. (проводятся торги).
Ведущий: - Представляем вашему вниманию – лот №3 – жемчужина «Дыхание». Прикоснутся и ощутить волшебные свойства дыхания, вам поможет ______________________(практическая часть – выполнение упражнения на дыхание)

Жемчужина  «Дыхание» поистине совершена, ведь в ней собраны:

- игровые упражнения на развитие дыхания

- тематические комплексы дыхательной гимнастики Стартовая цена – 3 купона (торги)

Ведущий: - следующий лот №4 – особенно дорог, и на наш взгляд бесценен, ведь появление этой жемчужины «Дидактические игры» связано с радостью и удовлетворением от полученного результата в ходе проведения игры. Вашему вниманию предлагается ряд дидактических игр, которые проведет ______________

Ведущий: - В жемчужине вы найдете дидактические и настольно-печатные игры.

Стартовая цена – 3 купона. (торги)

Ведущий: - Последний лот на наших торгах, но не последний по значению лот №5 - жемчужина «Пальчиковая гимнастика». Разминку для ваших пальчиков проведёт ___________________________ (практическая часть –пальчиковая гимнастика)

Ведущий: - Итак, на продажу выставляется жемчужина «Пальчиковая гимнастика». Стартовая цена – 3 купона. Приобретая ее, вы пополните свои методические копилки интересными, разнообразными комплексами пальчиковых гимнастик.

Ведущий: - Вот и завершился Аукцион педагогических идей. Сегодня вы познакомились с дидактическим материалом по формированию звуковой культуры речи дошкольников. На наш взгляд, нам удалось выстроить определенную схему интеграции взаимодействия, установить меру личной ответственности всех участников образовательного процесса, определить организационные связи между ними, создать атмосферу заинтересованности в конечном результате, а именно преодоление речевых нарушений у детей. Ну, а вы в свою очередь стали участниками такого обмена опытом, у вас появилась возможность приобрести понравившийся вам лот с практическим приложением. Поздравляем вас с удачными покупками! Счастливыми обладателями стали:

(перечислить купивших). Поприветствуем их. Поздравляем вас!

- Аукцион закрыт! (стук молотка).

Ведущий: - Дальние странствия изрядно истощили наши запасы. И мы хотели, чтобы вы пополнили наши корзины вашими впечатления и пожеланиями по поводу сегодняшнего мероприятия.

Рефлексия.

Таким образом, внедрение в практику работы принципов демократизации, гуманизации, и интенсификации, направленных на «раскрепощение» студента, на развитие его активной мыслительной деятельности, требует от преподавателя перестройки самого хода организации познавательной деятельности. Активную деятельность на учебном занятии можно вызвать умелой постановкой вопроса, созданием проблемных ситуаций, занимательными заданиями, дидактическими играми и т.д.  Активная познавательная деятельность студентов во многом зависит от творчества самого  преподавателя. А результатом такой работы станет выпускник, способный работать творчески.

Именно деятельностный подход в преподавании частных методик  обеспечивает гарантированное достижение результатов и приводит к повышению профессиональной самооценки, к осознанию себя как профессионала, обогащает новыми знаниями, развивает ценностные ориентации, что и составляет основу профессиональной компетентности будущего специалиста дошкольного образования.

Учить и учиться  должно быть интересно! Пусть эти слова станут девизом для педагога нового типа!

 

Категория: Дошкольное образование | Добавил: Администратор
Просмотров: 161 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА