Воскресенье, 05:42 

Все заявки, поступившие в срок с 10.11 по 22.11 будут обработаны 23.11.2018

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Особенности развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
24.04.2018, 18:10

Конспект семинара для родителей

 

 

 

 

Тема: Особенности развития звуковой культуры речи

у детей младшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

Воспитатель 1 категории:

Бурдочкина Ольга Владимировна,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рубцовск, 2017

 

 

 

Семинар

 

Тема: Особенности развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

 

Цели: Формировать у родителей практические навыки в воспитании и обучении детей, организации игр и упражнений по развитию звуковой культуры речи с детьми в домашних условиях. Формировать желание повысить уровень развития речи своего малыша, помочь ему овладеть правильным  звукопроизношением.

 

Оснащение. Приглашение. Объявление. Таблицы со звуками. Султанчики. Описание игр и упражнений по развитию звуковой культуры речи; стихи, чистоговорки. Карандаши, листочки. Памятка «Возрастные нормы развития речи». Игрушка заводной котенок, клубочек с нитками.

Выставка литературы.

 

Предварительная работа. Заполнение родителями опросников «Первые слова». Подготовка приглашений, оформление объявления. Подготовка наглядного и практического материала. Консультация для родителей на тему «Ум на кончиках пальцев».

 

Ход.

  1. Рассказ воспитателя об особенностях развития звуковой культуры  речи  детей  младшего дошкольного возраста  возраста.
  2.  Практическое задание для родителей.
  3. Совместная деятельность родителей и детей.

 

1. Рассказ воспитателя об особенностях развития звуковой культуры  речи  детей  младшего дошкольного возраста.

 

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы с Вами проведем семинар на тему «Особенности развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста». Мы поговорим о том, как формируется звуковая сторона речи детей,  как помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением и закрепим на практике полученные знания. Если Вы посчитаете нужным,  можете фиксировать себе информацию. Всё необходимое для этого у Вас на столе.

 

 С 1-го года до 3-х лет ребенок активно овладевает речью. От степени овладения речью зависит умственное и  психическое развитие ребенка.

Сейчас представьте, что мы с вами начинаем изучать иностранный язык, например, французский. У каждого языка есть свои особенности звукопроизношения. И, конечно, мы с вами не сможем произносить французские слова так же, как это делают сами французы. Теперь представьте себя на месте своего ребенка. Он родился и пока не понимает Ваших слов. Не может словами выразить своих желаний, потребностей. Обращается к вам только при помощи крика. Затем у ребенка появляется гуление, лепет, лепетные слова. Так же как и мы не можем воспроизвести всю звуковую структуру иностранного слова, так же и дети не сразу учатся правильному звукопроизношению. Произношение слов начинается с крайне ограниченного набора звуков. Ребенок путает звуки, переставляет их местами, искажает, пропускает. Наблюдается неустойчивость произношения ребенком большинства звуков: один и тот же звук в одном слове произносит правильно, в другом его пропускает, в третьем заменяет другим звуком.

Около 2-х лет начинает формироваться фразовая речь. На третьем и четвёртом году жизни речь ребенка становится более понятна широкому кругу людей, но звуконаполняемость слов остается несформированной. Ребенок пропускает отдельные звуки, слоги, вставляет в слова лишние звуки. Вот некоторые примеры детских слов: «сяпка» (шапка), «зюк» (жук), «тяйник» (чайник), «иба» (рыба), «татик» (трактор).

В норме к  трём годам ребенок произносит следующие звуки:

Гласные: [а], [о], [у], [и], [ы]

Согласные: [м], [мь], [п], [пь], [б], [бь], [в], [вь], [ф], [фь], [т], [ть], [д], [дь], [н], [нь], [к], [кь], [г], [гь], [х], [сь], [ль]. (Таблица звуков).

Еще не произносит звуки, требующие поднятия передней части языка: шипящие [ш], [ж], [щ], [ч], свистящие [с], [з], [ц], соноры [р], [рь], [л].

 

Овладение речью сложный процесс. Появление и развитие речи зависит от многих факторов. От внутриутробного развития, от протекания родов, от состояния здоровья ребенка, от среды, в которой развивается ребенок и, конечно же, от наличия речевого окружения.

Речь начинает формироваться тогда, когда головной мозг, слух, зрение, артикуляционный аппарат ребенка достигают определенного уровня развития. Однако, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хорошо развитый слух и зрение, ребенок без речевого окружения не заговорит. Путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: звуки, тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Чтобы речь правильно развивалась, нужна речевая среда и потребность пользоваться речью, как основным способом общения.

Основа нашей речи – это звуковое строение слов. Поэтому очень важно, чтобы ребенок научился правильно воспроизводить звуковую сторону слов. Тогда ребенка будут понимать окружающие, что очень важно для общения, для умственного развития и для положительного эмоционального состояния ребенка.

Для того чтобы ребенок овладел правильным звукопроизношением, нужно работать над формированием правильной артикуляции, над речевым дыханием, работать над слуховым восприятием, вниманием, над фонематическим слухом, тренировать в четком произношении звуков, слов, фраз.

 

Артикуляция – это правильное положение органов речи при произношении звуков, из которых складывается наша речь. Если артикуляция правильная, речь внятная четкая, чистая. Органы артикуляции – это язык, губы, нижняя челюсть, нёбо, мышцы щек. Их надо тренировать, выполнять специальные упражнения, укрепляющие, развивающие речевой аппарат. Попробуем с Вами выполнить несколько упражнений:

  1. «Улыбочка»

Улыбнуться. Растянуть губы в улыбке.

  1. «Заборчик»

Растянуть губы в улыбке, показать зубы

  1. «Прятки»

Язычок то, высунуть, то спрятать

  1. «Лошадка»

Цокать языком. Лошадка поскакала.

 

  1. Произношение гласных звуков на выдохе: у-у-у-у.

Чтобы ребенку было интересно, сформулируйте задание так: «Давай с тобой вместе покривляемся». Лучше упражнения проводить перед зеркалом, чтобы ребенок видел свое лицо.

 

Речь невозможна без речевого дыхания. Дыхание ребенка раннего возраста имеет слабый выдох, который осуществляется через нос и рот одновременно. Для того чтобы ребенок мог владеть своим голом и речевым аппаратом, он должен овладеть приемами правильного дыхания. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Поэтому, развивая речевое дыхание, нужно формировать длительность выдоха, силу выдоха, продолжительность выдоха, направленность воздушной струи.

Для этого предлагаем детям подуть на кусочки ваты. На бумажки, на листочки и т. д. В группе мы учимся дуть на «султанчики». Пожалуйста, потренируйте свое речевое дыхание (раздать «султанчики»).

 

Очень важно развивать слуховое восприятие, внимание.

  1. Определение голосов членов семьи: «Кто позвал?»; голосов животных, птиц. Определение звуков в быту (звонок в дверь, телефон, чайник, шум воды и др.). Определение звуков, шумов с улицы (машина, ветер, дождь и др.).
  2. Выполнение поручений, просьб, не сопровождаемых жестами (дай, возьми, принеси, открой, подними и др.).
  3. Перемещение предметов, игрушек по заданию. Взять со стола мишку и посадить на диван. Подать Вам одновременно два – три предмета, например, мячик и машину.

 

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо развивать фонематический слух – это умение сосредотачивать  внимание на звуковой стороне слов, различать звуки речи. Выполняя эти упражнения, ребенок одновременно тренируется в четком, правильном произношении звуков, слов. Тренирует свою артикуляцию.

  1. Повторение сочетаний звуков, слогов: «ау», «иа», «аоу», «та-та-та», «та-ма-са». Одновременно можно выстукивать ритм: «та-та-па».
  2. Повторение сочетаний слов и небольших предложений. Ребенка лучше поставить спиной к говорящему, чтобы он воспринимал слова только на слух:  домик и елка;   лопата, ведро, песок;   синий мяч, большой дом;   корова дает молоко и т. д.
  3. Работа со словами, которые отличаются друг от друга одним или несколькими звуками. Если я скажу «кошка» - вы мяукните. Если я скажу «ложка» - покажите, как Вы кушаете.

                           Мишка – мышка

 

                            Коза – коса

  1. Произношение звукоподражаний

                    Как котик мяукает? (мяу-мяу)

                     Как собачка лает? (гав-гав)

                    Как дождик капает? (кап-кап)

Одновременно развиваем силу голоса. Собака лает громко. Котик мяукает тихо. Дождик стучит по стеклу сначала тихо, потом громче, громче.

  1. Очень хорошо развивает фонематический слух и тренирует в правильном произношении повторение чистоговорок:

             « Та-та-та мы увидели  (показывать картинку) кота».

     Договаривание слов из стихов и потешек, разучивание наизусть      четверостиший.

Наша Таня громко…(плачет)

                                     Уронила в речку…(мячик)

                                      Тише Танечка …(не плачь)

                                     Не утонет в речке…(мяч).

 

В нашей группе многие родители разучивают с детьми стихи. Поделитесь, пожалуйста, опытом, как, в какое время, вы занимаетесь со своим ребенком. Какие стихи знает Ваш малыш.

 

 Существует много игр, которые помогают развивать речь детей, правильное звукопроизношение. Описание игр, Вы можете найти в книгах, представленных на нашей выставке, в консультациях для родителей.

 

Вопросы к воспитателю.

 

 

2. Практическое задание для родителей.

 

Предлагаю Вам сделать небольшое практическое задание. Подумать, какие проблемы в развитии звуковой речи есть у вашего ребенка, и подобрать игры и упражнения, которые вы будете проводить с малышом дома. Думаю, несколько минут Вам будет достаточно. Пожалуйста, можете пользоваться описанием игр и упражнений, листочками, карандашами, книгами. Так же Вам поможет памятка «Возрастные нормы развития речи».

 

  1. Совместная деятельность родителей и детей.

 

Сейчас предлагаю Вам немного поиграть со своими детьми. Для этого нам нужно сесть, образовав круг. Как все будет происходить? Заходят дети, мы с ними обнимаемся, целуемся, весело объясняем, что сейчас мы будем играть, я показываю им заводного игрушечного  котенка, и мы вместе рассказываем несколько четверостиший про кота. Слова будем сопровождать движениями, которые я буду показывать, причем, Вы будете выполнять движения руками ребенка. Слова стихотворений Вам уже знакомы.

Такие стихотворения развивают речь детей, моторику рук, эмоционально сближают родителя и ребенка.

Заходят дети.

Воспитатель пускает заводного котенка.

 – Детки, посмотрите, кто к нам пришел? Как котенок мяукает?

–  Давайте расскажем про него стихотворение.

 

 

 

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые, зубы белые

 

Показывают на кота.

 

Гладят себя по животику.

 

Показывают на себе «усы».

Показывают глазки, зубки.

 

– Ой, сейчас котик будет с клубочком ниток играть! (Воспитатель бросает на пол клубок ниток).

 

Киска ниточки мотала

И клубочки продавала.

- Сколько стоит?

-Три рубля.

- Покупайте у меня.

 

Делают круговые движения руками

 

Руки вперед, ладонями вверх.

 

Показывают три пальчика.

Показывают на себя.

 

– Хватит шалить, киска! Брысь!

 

Киска, киска, киска. Брысь!

На дорожку не садись!

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет. Бух!

 

Показывают на киску. Машут на нее рукой.

Грозят пальчиком.

Показывают на себя.

«Падают» между колен родителей.

 

 

– Спасибо Вам большое, уважаемые родители, дети и гости, за то, что посетили наш семинар. Надеюсь, он дал Вам много полезной информации.  До свидания! 

Категория: Дошкольное образование | Добавил: Администратор
Просмотров: 216 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 1
1 Lot   (28.04.2018 19:00)
Тема работы семинара "Особенности развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста" является еще и практическим пособием логопедам ,дефектологам и воспитателям детского сада ,работающему по проблеме речевого развития детей.В работе даны
рекомендации родителям,как формировать у самих родителей навыки упражнений по развитию звуковой культуры речи с детьми в домашних условиях.,формировать желание повысить уровень развития речи своего малыша, помочь ему овладеть правильным звукопроизношением.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА