Пятница, 08:57 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Особенности изучения элементов русского народного танца детьми старшего дошкольного возраста
[ Скачать с сервера (18.5Kb) ] 29.06.2015, 10:47

Шешукова Е.А.
ПДО по хореографии МАДОУ №12
«Детский сад комбинированного вида»

Русский народный танец является одним из важных условий формирования разносторонне развитой личности, способной к преобразованию, самопознанию, профессиональному самоопределению, к творческой деятельности. Интерес к прошлому своего народа, к формированию обычаев, традиций, к региональным особенностям – непременное условие на занятиях русским народным танцем. Именно на этих занятиях создаётся прочный фундамент танцевальной культуры, как части общей духовной культуры в целом, и в конечном итоге обеспечивается решение важнейшей воспитательной задачи – формирование и воспитание гражданина России.
В течение долгого времени мастера - исполнители создали множество ярких танцевальных движений , выработали манеру их исполнения и своеобразную пластику, отвечающую темпераменту, характеру и национальному духу русского человека. Эти отдельные движения – элементы – встречаются в различных русских танцах, составляя их основу, являясь своеобразным языком танца, его лексикой. Чередуясь друг с другом и соединяясь в различных сочетаниях, они не только помогают раскрыть содержание танца, но порой и диктуют постановщику рисунок танца и отдельные его фигуры. Танцевальный язык продолжает развиваться и видоизменяться и в наше время. Но при всем многообразии движений можно выделить ряд наиболее устойчивых и распространенных движений, являющихся, так сказать, алфавитом, из которого складываются танцевальные « слова» и « фразы». Это основные движения – элементы, прочно вошедшие в русский танец, ставшие традиционными и распространенными по всей России. Каждое такое отдельное движение носит национальную окраску, раскрывает особенности характера русского человека, а часто и местную манеру исполнения.
Основные элементы должны быть крепко и правильно освоены, поскольку это фундамент русского народного танца.
Каждый отдельный элемент или движение имеет определенное название. Одни названия связаны с бытом, жизнью русского человека ( « веревочка» , « гармошка»), другие получили свое название исходя из характер движений ( « припадание», « моталочка», « присядка»), но те и другие названия одинаково ярко и образно раскрывают суть элемента. Овладение основными элементами – главное в процессе познания основ русского народного танца.
Правильно выбирая и смело совершенствуя те или иные движения на основе изученных элементов, можно поднимать большие темы и создавать новые современные танцы.
Все элементы разбираются по степени трудности, от простых к сложным , что дает возможность их последовательно осваивать.
Разучивать и исполнять элементы русского народного танца нужно только на середине зала. Исполнение как отдельных элементов, так и комбинаций на середине зала дает исполнителю полное раскрепощение, создает большую свободу передвижения, возможность донести характер движения и его манеру, усилить выразительность и усложнить координацию и технику исполнения. Руки и корпус исполнителя при этом находятся в тех естественных условиях, в которых зарождался и бытует в настоящее время данный элемент. Это дает возможность детям с меньшей затратой времени и сил переносить различные движения в какой – либо этюд или танец.
В процессе прохождения основных элементов необходимо обращать внимание на пластичность исполнения движений, на совершенствование технических приемов, развитие мастерства у детей, а самое главное – на развитие индивидуальных способностей и выявление творческой индивидуальности.
При изучении основных элементов необходимо требовать от учеников согласованного движения ног, рук, корпуса и головы, т.е. координации движений. Координация помогает исполнителю обрести свободу, мягкость, пластичность и больше подчеркнуть характер , настроение, манеру и выразительность движения.
Каждый освоенный элемент необходимо вначале развивать и усложнять, не соединяя его с другими элементами: постепенно увеличивать темп музыкального сопровождения, усложнять координацию рук, корпуса и головы, видоизменять характер и манеру его исполнения, усложнять и разнообразить его ритмический рисунок. Усложняя и совершенствуя каждый отдельный элемент, раскрывая его технические и выразительные возможности, его многообразие, дети будут не только сознательно воспринимать основные элементы русского танца, но и творчески осваивать их.
По мере освоения элементов их можно соединять на первых порах в небольшие, танцевальные комбинации.
Необходимо развивать у детей импровизацию и воображение, давая по мере освоения элементов задания и на самостоятельное усложнение отдельных элементов на сочинение танцевальных комбинаций. Импровизация – важная черта русского народного танца, и на это необходимо обращать большое внимание.
Темп музыкального сопровождения на первых порах разучивания большинства элементов не должен быть быстрым. В дальнейшем, если того требует характер данного элемента, темп убыстряется.
Выполнение элементов в большинстве своем происходит на музыкальный размер 2/4 ( на счет « раз – и», «два – и»).
В описании некоторых элементов, бытующих в разных областях России, но имеющих различную манеру исполнения, присущую конкретно той или иной местности, даются их местные, специфические названия.
Специфика исполнения выражается в характере движения рук, корпуса, головы или в своеобразном ритме. Для изучения этих движений необходимо подбирать и соответствующее музыкальное сопровождение.
Все изучаемые элементы, отобранные народом, проверенные и испытанные временем, являются народной классикой, которую следует беречь и сохранять.
На занятиях хореографией дети старшего дошкольного возраста закрепляют и продолжают изучать основные движения и ходы русского народного танца в танцевальных разминках. Музыкальным сопровождением к которым является музыка из серии «Русский фольклор для детей». Предлагаю вашему вниманию три опробированные композиции.
« Блины»
Музыкальный размер 4/4.
Исполняется по кругу.
Исходное положение: встать лицом в круг в VI позицию, руки на поясе.
1 такт. Поднять руки в 1 позицию.
2 такт. Открыть руки во 2 позицию.
3 такт. Закрыть руки на пояс.
4 такт. Сохранить положение.
5 такт. Исполнить полуприседание.
6 такт. Исполнить подъем на полупальцы.
7-8 такты. Повторить движения 5-6 тактов.
9-14 такты. Исполнить простой шаг.
15-16 такты. Исполнить поворот на полупальцах ( покружиться).
17-22 такты. Исполнить простой шаг с приставкой ноги ( Подмосковный).
23-24 такты. Покружиться.
25-30 такты. Исполнить шаг с каблука.
31-32 такты. Покружиться.
33такт. На полупальцах направиться к центру круга. Исполнить полуприседание.
34 такт. Продолжить продвижение. Исполнить полуприседание.
35-36 такты. Разойтись спиной, исполняя хлопки на каждый шаг.
37-38 такты. Исполнить 8 прыжков по VI позиции.
Методические указания.
Дети во время движения должны стараться выходить из круга, чтобы он не сужался.

«Приветствие»
Музыкальный размер: 2/4.
Исполняется по кругу.
Исходное положение. Встать в VI позицию, руки на поясе.
1-8 такты. Исполнить высокий шаг по линии танца.
9-16 такты. Исполнить шаг с каблука.
17-24 такты. Исполнить шаг на полупальцах.
25-32 такты. Исполнить шаг с подъемом на полупальцы и захлестом голени.
33-40 такты. Исполнить бег (основной вид).
41-48 такты. Исполнить простой шаг.
49-52 такты. Исполнить топающий шаг.
53-56 такты. Исполнить топающий шаг в повороте. Остановиться лицом в круг. Руки поднять в 3 открытую позицию.
Методические указания.
Этюд можно усложнить, меняя направление движения после каждых 8 тактов, а некоторые шаги исполнить, двигаясь спиной по кругу.

«Красные сапожки»
Музыкальный размер: 2/4.
Дети стоят парами на середине зала. Девочка слева от мальчика. Оба лицом к зрителю.
Исходное положение: встать в VI позицию, руки на поясе.
I куплет.
1 такт. Исполнить полуприседание с разворотом корпуса вправо.
2 такт. Выпрямиться, развернувшись в исходное положение.
3 – 4 такты. Повторить движения в левую сторону.
5 -8 такты. Исполнить маленькую « ковырялочку» с правой ноги с тройным притопом.
9 – 12 такты. Повторить движения с левой ноги.
II куплет.
1 такт. Исполнить боковой шаг вправо с приседанием по VI позиции с правой ноги.
2 такт. Исполнить второй шаг и поставить левую ногу на каблук.
3-4 такты. Повторить движения влево с левой ноги.
5-6 такты. Исполнить 2 притопа правой ногой.
7-8 такты. Покружиться на полупальцах в правую сторону.
9-12 такты. Повторить движения 5-8 тактов.
III куплет.
1 такт. Мальчик разворачивается к девочке и раскрывает руки во 2 положение.
2 такт. Девочка поворачивается к мальчику и кладет руки на его ладони в положение «лодочка».
3-4 такты. Исполнить 2 наклона « лодочки» к зрителю.
5-8 такты. Исполнить поворот в «лодочке» вправо высоким шагом.
8-12 такты. Повторить поворот в левую сторону.
IV куплет.
1 такт. Ударить руками по коленям.
2 такт. Хлопнуть по ладоням друг друга.
3-4 такты. Повторить движения.
5-8 такты. Исполнить до-за-до.
9-12 такты. Покружиться в разные стороны от центра пары Остановиться лицом к зрителю.
V куплет.
1 такт. Вынести правую ногу на каблук с наклоном вправо.
2 такт. Исполнить притоп по VI позиции правой ногой.
3-4 такты. Повторить движения с левой ноги.
5-8 такты. Мальчик исполняет притопы правой ногой. Девочка, взявшись за юбку, обходит его на полупальцах.
9-12 такты. Девочка исполняет притопы, а мальчик оббегает ее.
Повторить I и III куплеты.
Конечная позировка: поднять «воротца», а внешние ноги поставить на каблук.
Методические указания.
Приступая к разучиванию этюда обратить внимание детей на его рисунок, изменяется ли он во время исполнения. Объяснить, чем характерны лексические этюды.

Категория: Дошкольное образование | Добавил: sheshukova
Просмотров: 397 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА