Среда, 23:13 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Дошкольное образование

Организация деятельности группы кратковременного пребывания в дошкольном учреждении, как альтернативной формы предоставления услуг неорганиз
[ Скачать с сервера (62.8Kb) ] 02.03.2016, 20:50

Организация деятельности группы кратковременного пребывания в дошкольном учреждении, как альтернативной формы предоставления услуг неорганизованным детям

 

Цыганова Ольга Павловна – заведующий,

Васильева Ольга Вячеславовна – старший воспитатель,

Харцыз Наталья Николаевна – воспитатель,

Журбенко Валентина Николаевна – воспитатель

МБДОУ д/с № 80

г.Белгород

 

Раздел I. Информация об опыте.

Условия возникновения и становления опыта

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 80 расположено в частном секторе микрорайона «Сокол» города Белгорода, в типовом отдельно стоящем здании, отвечающем санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям, правилам противопожарной безопасности.

          Успешность реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее Стандарт) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)  во многом зависит от обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования и перспектив его развития. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверия. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Вырастить эмоционально здорового ребенка в наше время становится все более сложной задачей. Адаптация к дошкольному учреждению для любого малыша это стресс, дискомфорт. Встает очень важный вопрос: как избавить ребенка от стресса, как подготовить малыша к детскому саду, не нанося ущерба его психическому здоровью?         Требования современного общества к взрослеющему человеку с каждым годом все возрастают. Даже незначительные трудности, возникшие и неразрешенные на ранних этапах становления ребенка, в более поздние периоды развития могут стать серьезными проблемами, негативно влияющими на жизненный путь человека. Поэтому общепринятым является утверждение о необходимости оказания ранней адресной помощи ребенку в любой сфере его взросления, в частности, в области социального становления. Своевременная педагогическая помощь, построенная на основе учета индивидуального характера трудностей и проблем, испытываемых ребенком, позволит преодолеть сложные периоды развития, устранить барьеры и обеспечить здоровый рост воспитанника.

         Сложившаяся ситуация поставила перед МБДОУ проблему поиска путей для обеспечения всех детей, оказавшихся вне дошкольных учреждений, педагогическими услугами, необходимыми для их полноценного развития и создания равных стартовых возможностей в получении качественного дошкольного образования. Тщательный анализ показал, что в работе с детьми, находящимися вне детского сада, наиболее приемлемой формой организации дошкольного образования является группа кратковременного пребывания.

Однако в практике деятельности образовательных учреждений по многим, часто объективным причинам доминируют групповые и коллективные формы работы, затрудняющие реализацию индивидуального подхода к воспитаннику, имеющему затруднения в процессе социального становления. Наш поиск новых организационных форм, более ориентированных на особенности отдельного ребенка остановился на такой форме дошкольного образования, как группа кратковременного пребывания, на базе дошкольного учреждения.

        Также через социальный опрос было выявлено, что родителей нашего микрорайона  устраивает неполное (кратковременное) пребывание ребёнка в детском саду.

        В связи с этим возникает ряд проблем предоставления доступного и качественного дошкольного образования:

- отсутствие мест в дошкольных организациях,

- отсутствие необходимых условий для предоставления образовательной услуги в учреждениях.

        Группа кратковременного пребывания, с одной стороны, должна обеспечить запросы родителей, не имеющих возможности или не стремящихся по каким-либо причинам отдавать детей в детский сад, с другой - призвана дать детям дошкольного возраста необходимую разнообразную развивающую практику и обеспечить равный старт в получении качественного дошкольного образования.

        С целью удовлетворения требований современного общества и запроса родителей, дети которых не посещают дошкольные учреждения нашего микрорайона, с декабря 2009 года в нашем детском саду была организована группа кратковременного пребывания, как альтернативная форма дошкольного образования.

 

Актуальность опыта

 

          В тексте Стандарта вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования трактуется, как обеспечение множественности, отличающихся между собой форм обучения, организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования является одной из важнейших задач, решаемых Стандартом. Таким образом, вариативность рассматривается, как условие увеличения охвата дошкольников образовательными услугами. Вариативные формы дошкольного образования так же  находят свое отражение в региональной программе «Стратегия развития образования в Белгородской области до 2020 года».

         Группа кратковременного пребывания представляет собой уникальную модель для объединения усилий семьи и детского сада в воспитании дошкольников. Это обусловлено тем, что время пребывания ребенка в детском саду ограничено 3,5-4 часами, и на родителей в равной степени с педагогами ложится ответственность за качество обучения и воспитания своего ребенка. Принципиальным положением, лежащим в основе деятельности относительно новой формы дошкольного образования, является удовлетворение возросшего уровня требований родителей к качеству образования детей дошкольного возраста. В этих условиях важной задачей является поиск способов повышения педагогической компетенции родителей, оказание действенной помощи семье в образовании и воспитании детей, а также создание условий для гармоничного развития детей раннего возраста. Включение родителей в единый совместный с педагогами процесс воспитания ребенка, позволяет значительно повысить эффективность воспитания дошкольников.

        Социальное развитие детей раннего возраста, не посещающих дошкольное учреждение, более эффективно осуществляется при педагогическом сопровождении ребенка в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Педагогический потенциал группы кратковременного пребывания способствует социальному развитию детей раннего возраста, под которым понимается целенаправленный процесс вхождения ребёнка в социум, познания и преобразования окружающего мира и самого себя в нем, в специально обогащённой развивающей предметно-пространственной среде, что позволяет полноценно прожить ребенком все этапы детства. В связи с этим обеспечение населения доступным дошкольным образованием является одним из путей реализации региональной политики в сфере образования.

        Во время пребывания ребенка в группе кратковременного пребывания, его родитель может быть рядом с ним, наблюдать за вхождением его в мир сверстников и взрослых, что обеспечивает безболезненную адаптацию к дошкольному учреждению. А так же сами родители будут включены в педагогический процесс, в котором они повышают свою компетентность, совершенствуют родительские навыки, обеспечивающие успешное жизненное начало для своих детей. Таким образом, организация на базе дошкольного учреждения группы кратковременного пребывания обеспечивает получение гарантированного государством доступного дошкольного образования жителям микрорайона.

При этом возникает ряд противоречий между:

ü   потребностью и желанием родителей детей раннего возраста в получении доступного дошкольного образования и отсутствием мест и возможностей дошкольных образовательных учреждений в предоставлении дошкольного образования;

ü   наличием разнообразных элементов индивидуальной работы с ребенком в группах кратковременного пребывания и недостаточным научно-методическим обеспечением этого процесса;

ü   значительными педагогическими потенциалами группы  кратковременного пребывания для оказания индивидуальной помощи ребенку и недостаточным использованием этих возможностей в повседневной практике работы;

ü   необходимостью взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в социальном развитии детей раннего возраста в условиях их кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении и недостаточной разработанностью педагогических условий для обеспечения данного процесса.

Сформулированные противоречия обусловили актуальность проблемы, связанной с поиском условий педагогического сопровождения социального развития детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении и предоставления родителям, имеющих детей раннего дошкольного возраста, образовательной услуги в форме посещения группы кратковременного пребывания, как альтернативной формы обеспечения доступного дошкольного образования.

 

Результативность работы над опытом

 

 В соответствии с поставленными целями и задачами были разработаны:

  • нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность группы кратковременного пребывания;
  • создана личностно-ориентированная предметно-пространственная среда, обеспечивающая оснащение педагогического процесса в соответствии с возрастом воспитанников и содержанием образовательной программы;
  • отобраны диагностические методики (методы наблюдений), позволяющие отслеживать эффективность педагогического процесса, его качество, соответствие государственному образовательному стандарту дошкольного образования. (Приложение № 4);

определены разнообразные формы работы с семьей. (Приложение № 3).

  • разработаны методические материалы  группы кратковременного пребывания, ориентированные на социальный заказ родительского общества, на личностно-ориентированное взаимодействие;

ü    стабильная привлекательность МБДОУ для родительского контингента нашего микрорайона.

         Работа над опытом в МБДОУ проводилась с 2012-2015 годы. За этот период посещали группу кратковременного пребывания 34 ребенка. После чего все они попали во вторую младшую группу нашего детского сада с легким уровнем адаптации («Диагностика психического развития ребенка: младший и ранний возраст»/под ред. Мещеряковой С.Ю., Смирновой Е.О. (приложение № 5) и педагогическая анкета для родителей «Успешность ребенка при поступлении в ДОУ»). (Приложение № 6)

       

         Также на основании проведенного мониторинга уровня удовлетворенности родителей (социологический и психолого-педагогический мониторинг  в форме анонимного анкетирования родителей «Выявление уровня удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОУ») было выявлено, что 100% родителей, посещавших группу кратковременного пребывания полностью удовлетворены качеством деятельности дошкольного учреждения. (Приложение № 7)

 

         Таким образом, у детей, посещавших группу кратковременного пребывания, можно выделить следующие преимущества:

- практически сформирована психологическая готовность к посещению дошкольного учреждения без присутствия родителей;

- развито восприятие,  память, час­тично умения и навыки;

- успешно и безболезненно проходит период адаптации;

- поведенческие характеристики, такие как уровень агрессии, тревожность в норме;

- дети демонстрируют наличие познавательного мотива, принятие и выполнение детсадовских правил (усвоение социальных норм идет успешно);

- дети демонстрируют навыки общения в детском коллективе и взаимодействия со взрослыми.

         Плюсы работы группы кратковременного пребывания бесспорны и очевидны. Ребенок должен быть готов к общению в большом коллективе, что ориентирует его на  новый социальный статус. Превращение ребенка в участника социальных отношений — процесс сложный, но совместными усилиями дошкольного учреждения и семьи его реально осуществить.

 

Список литературы

 

1.                  Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду// статья: Воспитание детей раннего возраста. М.,1968.

2.                  Авдеева Н.Н. Адаптация ребенка к дошкольному учреждениию: влияние матери // ж. Современное дошкольное образование, № 2., 2013.

3.                  Айсина Р.М., Дедкова В.Н., Хачатурова Е.В. Социализация детей раннего возраста. Психологическое сопровождение семьи//Ребёнок в детском саду, №5,6., 2003.

4.                  Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: «Медицина», 1982.

5.                  Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Воронеж, 2004.

6.                  Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. М., 1983.

7.                  Выготский Л.С. Педагогическая психология/ под редакцией В.В.Давыдова. М.: педагогика-Пресс, 1996.

Категория: Дошкольное образование | Добавил: Администратор
Просмотров: 468 | Загрузок: 23 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 1
1 sveta-lucenko-1968   (31.03.2016 17:47)
Считаю очень правильным подходом для детей не посещающих детский сад!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА